Сбалансированность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — оценить сбалансированность бюджета РФ за последние годы.
В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы бюджетной системы РФ;
проанализировать исполнение бюджета РФ за 2008-10 гг.;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

Введение

     В современное время уделяет большое  внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета.

      Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная  система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

      Кроме того, бюджет, денежное обращение —  это достоверный показатель экономического, социального состояния и политического положения государства. С разрушением экономики, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

      В результате проведения экономических  реформ в РФ изменились основы функционирования бюджетной системы страны и отношения  между органами государственной  власти различных уровней, что потребовало  разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное в сложившейся ситуации решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов федерального казначейства и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета, что дало возможность установить контроль Правительства РФ за государственными финансами.

      В связи с этим одной из важных задач  экономической политики государства  явилось рассмотрение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также поиск оптимального решения проблем дефицитности бюджета и его сбалансированности.

      В результате проведения экономических  реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета РФ позволили  решить главную задачу — ликвидировать  практику автоматического и бесконтрольного  кредитования Центральным банком бюджетного дефицита. Также сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

      Таким образом, проблема сбалансированности бюджета РФ, т. е. исключения бюджетного дефицита, рационального формирования доходной и расходной части, взаимодействия с нижестоящими бюджетами представляется очень актуальной.

      Цель  работы — оценить сбалансированность бюджета РФ за последние годы.

      В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы бюджетной системы РФ;
  2. проанализировать исполнение бюджета РФ за 2008-10 гг.;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ДОХОДЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
    1. Общая характеристика доходов бюджета

     Чем богаче страна, тем больше доходов  у государства. Взимание доходов  в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает  существенное влияние на состояние  производства, на социальную атмосферу  в стране, во многом определяет отношения  между членами общества и государством.

     Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые  для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

     Для решения многочисленных задач федеральный  бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

     Доходы  бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

     В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета  – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов

     Большое разнообразие экономических отношений  порождает множественность видов  доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь  систему доходов бюджета, так  как отдельные виды бюджетных  доходов существенно различаются  по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической  значимости.

     Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

     В период абсолютизма развивается  система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов  монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом  работы Государственной Думы, стало  обсуждаться установление новых  видов налогов.

     В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

     Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству  удается удовлетворить различные  потребности его граждан. Доля налоговых  поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В  России по федеральному бюджету сумма  налоговых доходов составляет около 70%.

     Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».1

     Огромное  значение для формирования бюджета  любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность  государства с целью создания финансовой базы  для осуществления  задач и функций.

     Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

     Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное  место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись  доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

     Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

     Бюджетная система – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     В России в настоящее время в  структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые  доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

     Классификация доходов бюджета – группировка  доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, основанная на законодательных  актах РФ, определяющих источники  формирования доходов всех уровней  бюджетной системы.

     Код классификации доходов бюджетов (см. Приложение 1) Российской Федерации  состоит из:

     1) кода главного администратора  доходов бюджета (утверждается  законом (решением) о соответствующем  бюджете);

     2) кода вида доходов (включает  группу, подгруппу, статью, подстатью  и элемент дохода);

     3) кода подвида доходов;

     4) кода классификации операций  сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

       Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

  1. налоговые и неналоговые доходы;

     2) безвозмездные поступления.

     Единый  для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

     1.3. ВИДЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

     В настоящее время в России сложились  три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме  того, имеются ещё и безвозмездные  поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления  связаны обычно с движением средств  между бюджетом и внебюджетными  и бюджетными целевыми фондами, между  разными видами бюджетов внутри бюджетной  системы, с использованием резерва  средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег  от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так:

     «К  безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

     - финансовой помощи из бюджетов  других уровней в форме дотаций  и субсидий;

     - субвенций из Федерального фонда  и (или) из региональных фондов  компенсаций;

     - субвенций из местных бюджетов  других уровней;

     - иных безвозмездных перечислений  между бюджетами бюджетной системы  РФ;

     - безвозмездных перечислений из  бюджетов государственных (или)  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     - безвозмездных перечислений от  физических лиц и юридических  лиц, в том числе добровольных  пожертвований.

     В целом эта статья доходов в  консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов.

     Выделение третьей группы – доходов бюджетных  целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи. Главной из них, конечно, являются налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Информация о работе Сбалансированность бюджета