Сбалансированность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — оценить сбалансированность бюджета РФ за последние годы.
В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы бюджетной системы РФ;
проанализировать исполнение бюджета РФ за 2008-10 гг.;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

     Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих  условий развития экономики, а также  защиты и поддержки отечественных  производителей.

     В последние годы наибольшими темпами  росли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие водных ресурсов, связь  и информатику, а также транспорт. Эти средства направляются, в первую очередь, на финансирование мер по развитию соответствующих отраслей экономики, в том числе топливно-энергетического  комплекса, космических исследований, сельского хозяйства, территорий и  инфраструктуры и т.д.

     Согласно  оценкам, за 2009 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2 %, и  этот рост был обусловлен как благоприятной  внешней конъюктурой, так и повышением внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счет вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2009 года было предусмотрено 18,1 млрд. руб.

     Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные  Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного  производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.

     Для того чтобы не допустить сдерживания  экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо  увеличить генерирующие мощности электростанций.

     Расходы на здравоохранение.

     Конституция РФ гарантирует права граждан  на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для  каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

     Основные  расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2007-2010 годах составила не более 14%. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования от 10% до 13%.

     В 2006-2009 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза.

     Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально  значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы  в период 2007-2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды  ее реализации (2002-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.

     Решение демографической проблемы также  является одним из приоритетных направлений  государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский базовый  капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту  составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.

     Расходы на образование.

     Статья 43 Конституции РФ закрепляет право  каждого гражданина на образование  в государственных и муниципальных  учреждениях. Образование финансируется  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы.

     Из  федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2009 году расходы на образование увеличились на 31 % и составили 278,5 млрд. руб. В большей степени это связано с переходом на новою систему оплаты труда.

     Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.

     Расходы на пенсионное обеспечение.

     В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами. Благосостояние четверти населения  страны напрямую зависит от системы  пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.

     Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а  также лицам, приравненным к ним  по пенсионному обеспечению. А также на обеспечение их жильем.

     Необходимость финансирования части расходов Пенсионного  фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что  отчисления из фонда оплаты труда  не покрывают потребности Фонда  по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.

     Расходы на науку.

     Фундаментальные научные исследования оказывают  значительное влияние на экономическое  развитие страны, поэтому государство  должно выступать в роли основного  инвестора в этой сфере, поддерживая  передовые научные школы, обеспечивая  научные учреждения новыми кадрами  и технической базой, а также  создавая благоприятные условия  для инвестиций частного бизнеса  в науку.

     Государственное финансирование науки составляет около 60 %, и эта доля остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет.

     В 2010 году расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования составили 246 млрд. руб., что на 27,1 % больше, чем в предыдущем.

     Большая часть ассигнований на прикладные научные  исследования направляется в основном на исследования в области обороны  и национальной экономики. В 2009 году на эти сферы в совокупности приходилось 90% всех расходов на прикладные научные исследования. По доле государственных расходов на научные исследования в области обороны в общем объеме расходов на научные исследования и разработки Россия прочно занимает одно из первых мест в мире.

     Расходы на культуру.

     Основные  расходы на культуру несут бюджеты  субъектов РФ. Финансовая поддержка  кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей  степени из федерального бюджета.

     В 2009 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 65,2 млрд. руб., что на 27 % больше чем в 2008 году.

       Бюджет культуры состоит из  двух элементов. Это текущие  расходы и федеральная целевая  программа «Культура России». 

     За  счет текущих расходов финансируются  предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования  в системе культуры и соответствующие  научные организации.

     Федеральная целевая программа «Культура  России (2006-2010 годы)» нацелена на решение  конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

     Расходы на оборону страны и национальную безопасность.

     Национальная  оборона является основным и самым  весомым составным элементом  безопасности государства (наряду с  правоохранительной деятельностью  и предупреждением и ликвидацией  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.

     Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в  государстве политику укрепления его  обороноспособности. В целом, бюджеты  последних лет позволили стабилизировать  ситуацию по финансированию Вооруженных  сил и перейти от поддержания  жизнеспособности армии на минимальном  уровне к модели развития.

     В 20010 году по сравнению с 2009 годом уровень удельных расходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20 %, что с учетом проводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки способствовало повышению обученности военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей. Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет.

     Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое  недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений  развития и оказания государственной  поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

     Расходы на международную деятельность  и государственный долг,

     Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования РФ и субъектов РФ и муниципальных образований.

     Государственные заимствования представляют собой  займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ, либо субъекта РФ как заемщика и гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками.

     Высокие цены на энергоресурсы и продолжающийся экономический рост позволили сводить  бюджет с профицитом, что снимает необходимость во внешних заимствованиях для финансирования деятельности органов власти и проведения реформ.

     Высокие доходы, получаемые от экспорта энергоресурсов, позволяют как создавать финансовые резервы, так и погашать задолженность, накопившуюся за годы реформ. Досрочное погашение позволяет, во-первых, экономить на обслуживании долга, в во-вторых, снизить зависимость от состояния мировой экономики. По оценкам Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах только Парижскому клубу кредиторов за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. Сэкономленные платежи планируется направлять на инвестиционную деятельность.

     Финансовая  поддержка регионов.

     Природные особенности и сложившиеся экономические  реалии обуславливают неравномерное  размещение производственного и  ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному  разрыву в уровнях бюджетной  обеспеченности регионов.

     Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью  межбюджетных трансфертов, которые  в виде дотаций, субсидий или субвенций  направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 783,9 млрд. руб.

     Основная  часть финансовой помощи регионам предоставляется  из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда  софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

     Основным  по своему значению и объемам предоставляемых  средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

Информация о работе Сбалансированность бюджета