Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

   - усиление централизации финансовых ресурсов;

   - увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;

         - формирование в составе бюджета целевых бюджетных фондов; 
    - сокращение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете; 
       - усиление социальной направленности расходов бюджета; 
 - появление специфических расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных преобразований; 
 - формирование в составе бюджета резервных фондов. 
 Что касается современного состояния бюджета, его структуры и его роли в макроэкономическом регулировании, то через консолидированный бюджет суверенной республики перераспределяется значительная часть дохода. Характерным является также абсолютный рост доходов и расходов, что вызвано расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности государства.

   Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и ранее, формируется в основном за счет налоговых платежей. Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры. В настоящее время бюджетная политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. 
 Что касается особенностей объемов доходов и расходов бюджета за последние, то значительное негативное влияние на экономику республики оказал мировой финансово-экономический кризис. Большинство стран мира были вынуждены корректировать свои бюджеты на текущий финансовый год под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. Как результат, сократились и государственные расходы.   
 На переходном этапе к рыночной экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций, которые выступают формой проявления общественного назначения бюджета.

   Таким образом, проанализировав все данные, необходимо отметить рост общего объема расходов. В основном это расходы на социальную сферу, что нельзя не охарактеризовать как положительную тенденцию. В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство должно финансировать национальные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Вместе с тем рыночные отношения в непроизводственной сфере способствовали развитию предпринимательской деятельности. По мере перехода к рынку традиционный набор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия станет сокращаться, поскольку население будет собственными средствами участвовать в частичном финансировании услуг соответствующих учреждений. 
   В настоящее время прямое финансирование из государственного бюджета получают ряд отраслей хозяйства. В перспективе одновременно с развитием рыночных методов хозяйствования предстоит осуществить постепенный переход от бюджетного финансирования отраслей экономики к самофинансированию на основе собственных доходов. Основой бюджетной политики должна стать оценка относительной эффективности участия государства в различных сферах экономической деятельности и минимальное распределение бюджетных ресурсов по направлениям, где участие государства необязательно и неэффективно. 
 Необходимо отметить, что, в общем, сокращения налоговой нагрузки в Республике Беларусь не произошло. По оценке Всемирного банка, уровень налогов в Беларуси в два раза превышает необходимый для страны с таким уровнем дохода на душу населения. В нашей стране преобладающей остается доля косвенных налогов, что является отрицательным моментом. В перспективе необходим переход преимущественно к прямым налогам, так как они считаются более справедливыми и должным образом распределяют налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования и население в целом. 

   Необходимо также уменьшение количества вплоть да упразднения целевых бюджетных фондов. Их отличием является целевая направленность доходов. А налоги, не имея закрепленности за конкретными расходами, обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование мероприятий. Функционирование системы целевых бюджетных фондов создает преимущественный доступ к бюджетным ресурсам для отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, делает доходы менее прозрачными, создает ситуации временных кассовых разрывов. По-прежнему актуален вопрос формирования доходов местных бюджетов.  
 Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета в реализации финансовой политики правительства, регулирования общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций, воспроизводства и его расширение, развитии социальной сферы и т. п. 
 Таким образом, на различных этапах истории существовали разные точки зрения относительно роли государственного бюджета в регулировании макроэкономических процессов. Особое значение бюджету начало придаваться в условиях переходной экономики, в этот период происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства. В начале 90-х годов с приобретением Республикой Беларусь независимости, появилась необходимость выстраивать собственную бюджетную политику, отвечающую требованиям экономики того времени. Посредством бюджета государство определяло источники поступления доходов и направления финансирования расходов таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ и т. д. На сегодняшний день бюджет не утратил своего значения, а скорее наоборот. Увеличиваются объемы расходов и доходов государства, а это говорит о возрастающей роли основного финансового плана страны. Бюджет приобретает социальную направленность, что адекватно курсу на рыночные преобразования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив экономический смысл  такого понятия как государственный  бюджет, подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контроль над их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого.

На основании  изученного материала необходимо сделать  следующие выводы:

  1. Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов Правительства для содержания государственного аппарата, Вооруженных Сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.
  2. Конституции большинства стран регламентируют организацию государственной финансовой системы, закладывают основы бюджетного процесса и наделяют различных участников законодательного и бюджетного процессов соответствующими полномочиями и обязанностями.
  3. При написании курсовой работы были рассмотрены следующие основные вопросы:
  • изучена экономическая сущность государственного бюджета и его функции;
  • рассмотрены особенности формирования доходов, финансирования расходов, а также рассмотрен бюджетный дефицит в 2009 - 2010 годах;

Кроме этого  при написании курсовой работы были изучены тенденции доходов, расходов республиканского бюджета, так как  содержание и роль государственного бюджета в социально-экономических  процессах раскрывается через основные направления расходования средств  республиканского бюджета. 

Таким образом, можно сделать вывод, что, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список  использованных источников

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; МГУ. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2002.  - 447 с.
  2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 703 с.
  3. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов: Пер. с 7-го нем. изд. / Д. Брюммерхофф; Под общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. Владикавказ: ПИОНЕР-ПРЕСС, 2002. 471 с.
  4. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики// Экономист. 2000. №5. С.53-60.
  5. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности// Экономист. 2000. №4. С.14-27.
  6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2004. 676 с.
  7. Государственные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.К. Мультана. Мн.: БГЭУ, 2005. 166 с.
  8. Государственный бюджет: Учеб. Пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995.  240 с.
  9. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. 2003. 479 с.
  10.   Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие / К. В. Рудый. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2004. 399 с.
  11. Сверж А. Бюджет - 2005: цифры и комментарии // Финансы, учет, аудит . 2004. №12. С. 12-19.
  12. Сорокина Т.В. Бюджетная политика и  управление бюджетным процессом  в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ.  2000.  №2.  С.13-23.
  13. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие.  Мн.: БГЭУ, 2004.  289 с.
  14. Закон Республики Беларусь 15 октября 2010 г. № 176-З О республиканском бюджете на 2011 год: Принят Палатой представителей 14 сентября 2010 года;
  15. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 679
  16. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З
  17. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь О республиканском бюджете на 2010 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2010 г. № 403
  18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь и состоянии государственных финансов  Январь-сентябрь 2010 года  http://www.ncpi.gov.by/minfin/Sum/Y2005/M1_12/D1_12.html#M12

 


Информация о работе Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета