Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Контрольная функция позволяет  судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает  возможность эффективного воздействия  государства на все экономические  процессы. При этом контроль и контрольная  функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее  объективную основу для осуществления  контроля.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Содержание  распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.

Межотраслевое перераспределение базируется, с  одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой - на финансировании за счет бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путем закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а также посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно-территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает ее развитие в соответствии с планом социально-экономического развития.

Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национального дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд и государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

Широкое использование распределительной  функции для перераспределения уже распределенной стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием па процессы ее функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, усилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне.

Границы действия распределительной функции  определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования. [14,с. 11]

К особенностям распределительной функции бюджета  относятся также многогранность ее влияния на общественное производство и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, которое отражается в соответствующих  показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно  широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется, на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.

В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку  она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчетов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного  использования персональных компьютеров.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением  бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.

Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим[6, c. 17]:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики 

 

   Роль бюджета в макроэкономическом регулировании неоднозначна на разных периодах истории. Например, в эпоху классического капитализма государство, как известно, активно не вмешивалось в хозяйственную деятельность. Так, в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18 % национального дохода. Мощным регулятором макроэкономики бюджет стал во второй половине XX в. В настоящее время в западных государствах через бюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.  
 Бюджет оказывает воздействие на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Государство изменяет уровень государственных расходов и налогообложения и тем самым может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). Таким образом, различают экспансивную и рестриктивную бюджетную политику. Первая предполагает увеличение государственных расходов и снижение уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускорять экономический рост. При второй уменьшаются расходы и повышаются налоги, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать  хозяйственную конъектуру. 
            В связи с возрастанием роли бюджета, западные ученые рассматривают его как план финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое назначение бюджета во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов. Основным источником поступления доходов в западных государствах являются налоги (90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30 % валового национального продукта в США и Японии, до 40-50 % - в Германии, Франции, Швеции.  
             Государственный бюджет – важный инструмент воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство посредством перераспределения ВВП изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом могут применяться различные методы формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

 
  -  налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные услуг, товаров;

- прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества; 
- субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования; 
- выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию и т.п.); 
- создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т.д.

В бюджетной политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям   рынка и не терять единства целей и задач развития экономики.    

Бюджет является активным инструментом воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.            

Бюджетная сфера в экономике весьма широка, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство с учетом конкретной ситуации в стране может посредством бюджета, кредита, инвестиционной политики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения. При этом большое влияние на экономику страны бюджет способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться для ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогообложения и другие подобные бюджетные меры направлены на стимулирование научных открытий и новых технических достижений, сокращение сроков их внедрения в производство, что способствует ускорению научно-технического прогресса. 
В таких условиях бюджет определяет формирование важнейших стоимостных пропорций: 
 - между производством средств производства и потребления;

- между накоплением и потреблением;

         - между материальной и непроизводственной сферами и отраслями хозяйства. 
 Установление таких пропорций является результатом перераспределения национального дохода. Специфика такого перераспределения заключается в безвозвратности средств, которые направляются на конкретные мероприятия. Поэтому взаимоотношение государственного бюджета как с предприятиями, организациями всех форм собственности, так и населением отличаются от других денежных отношении не только своим содержанием, но и своей формой – безвозмездностью. То есть изъятие налогов, сборов или передача бюджетных средств субъекту не требует обязательного возмещения какого-либо эквивалента. При этом нельзя отождествлять безвозвратность и безвозмездность. Передача средств подразумевает экономическую или социальную отдачу в текущем или будущем периодах. При формировании доходов бюджета, как и при финансировании расходов, использовании бюджетных ассигнований следует всегда руководствоваться принципом эффективности, который предполагает достижение наибольшего результата при минимальных затратах. А это означает их возвратность в виде дополнительных товаров, услуг, доходов от расширения, совершенствования производства или увеличение социальных благ населению. Поэтому очень важно выстроить эффективную структуру доходов и расходов бюджета, определить способы аккумуляции доходов, направления бюджетных ассигнований.  
 Большое влияние на структуру бюджета, содержание его доходов и расходов оказывают национальные особенности, политическая ситуация, развитие рыночных отношений на определенном историческом этапе. Несмотря на это существуют и общие черты для бюджетов разных стран. Как уже называлось, доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития. В то время как расходная часть бюджета отличается разнообразием. В ней планируется вложение в материальное производство, в социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия функционируют на принципах самофинансирования, а в случае недостатка собственных средств используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Поэтому бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные, конверсии и т.д.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку фермерским хозяйствам, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнование на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав.

Необходимо отметить, что особое место в бюджете занимают расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, социального обеспечения. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном начальное и среднее образование, противоэпидемические мероприятия, медицинскую помощь для бедных слоев населения. Определенные средства направляются и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения.

С ростом государственного долга повышается и доля расходов на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание аппарата государственного управления и другие непроизводительные цели. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами. Иначе возникает бюджетный дефицит.  
 Переходный период к рыночным отношениям, в котором очутилась экономика Республики Беларусь, существенно отражался на содержании, структуре доходов и расходов ее бюджета. Это время характеризуется развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования. В данной ситуации вмешательство государства в регулирование экономики становится необходимым, и главным инструментом такого регулирования является бюджет.  
 Увеличение доли бюджетных расходов в ВВП означает возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используются на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.  С  помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития.

  Для того чтобы можно было профинансировать мероприятия, связанные с осуществлением рыночных преобразований, потребовалось создание специальных фондов для резервирования ресурсов на покрытие непредвиденных расходы, чтобы несколько смягчить возникающие диспропорции в экономике. Кроме того, что касается структуры расходов того времени, большими темпами росли расходы и на международную деятельность, что было связано с развитием интеграционных процессов. Также из-за появления бюджетного дефицита необходимы были расходы по обслуживанию государственного долга.

Кроме расходов, возрастание роли бюджета выражается также и в изменении доходов бюджета. В целях регулирования макроэкономических процессов, которое государство «взяло в свои руки», происходит усиление централизации финансовых ресурсов в бюджете. Кроме того, постепенно в состав доходов стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Основным направлением расходования всех этих средств была социально-экономической политика государства. Изменяются общие направления вложения бюджетных средств. Из бюджетного фонда финансируются важнейшие государственные программы: инвестиционные, природоохранные, связанные с приватизацией, созданием рыночной инфраструктуры, конверсией военного производства, созданием новых рабочих мест и т.д. 
 Таким образом, посредством бюджета государство оказывало значительное влияние на экономические и социальные процессы в стране, исходя из конкретной ситуации на данный период. Анализ состояния доходной и расходной частей бюджета позволяет сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях трансформационной экономики: 
 - расширение сферы бюджетных отношений;

Информация о работе Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета