Состав расходов бюджетов субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:43, реферат

Описание работы

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

Работа содержит 1 файл

реферат гмф.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. В основу расчетов закладываются показатели деятельности учреждений. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование  по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, общеобразовательные, средне специальные и высшие учебные заведения, профтехучилища, а также институты повышения квалификации.

Расходы бюджетной системы  по социальной политике включают в  себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии военнослужащим срочной  службы, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия  гражданам, имеющим детей и другие.

Значительная сумма  расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых  инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Расходы бюджетной системы  на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. При этом ведущим направлением определены:

  • обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи;
  • развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;
  • оптимизация существующих и внедрения новых медицинско-хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;
  • формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РФ

 

В настоящее время  управлением расходами региональных и местных бюджетов занимаются преимущественно  финансовые органы администраций (правительств) субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований. Чаще всего финансовые органы озабочены необходимостью осуществить финансирование расходов, не обеспеченных доходной базой. Показатели повышения эффективности расходов, которыми отчитываются исполнители, в бюджетах не учитываются и в этом смысле не являются достоверными. Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе.

Нормативная база в недостаточной  мере регулирует все этапы расходования денежных средств территориальных бюджетов; не имеется системы, стимулирующей и контролирующей работу органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельных служащих по проведению более рациональной политики в отношении бюджетных расходов.

Обзоры расходов региональных бюджетов на финансирование отдельных  отраслей показали, что полномочия региональных бюджетов по финансированию общественных услуг размыты, и определение  их перечня в полном объеме не представляется возможным.

По экспертным оценкам, обеспечение полного финансирования текущих расходов региональных бюджетов может быть осуществлено за счет принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п.

В условиях нехватки доходов  продолжается привлечение заемных средств на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, что в мировой практике считается неприемлемым.

Неэффективность расходования средств региональных бюджетов связана  с существенными недостатками планирования расходов отраслей.

Имеющаяся сеть бюджетных  учреждений, финансирующихся за счет средств территориальных бюджетов, в значительной своей части носит  избыточный характер и не соответствует  возможностям бюджетов по ее финансированию и спросу потребителей общественных услуг.

Недостаточно используемым механизмом повышения эффективности  расходов бюджетных учреждений является лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях.

Пока редко применяется  практика контрактации - найма органами государственной власти и местного самоуправления частных компаний для оказания населению услуг, ранее традиционно поставляемых организациями общественного сектора.

Еще одним из резервов оптимизации расходов региональных бюджетов является нормализация процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Предложения по оптимизации  расходов региональных бюджетов.

Проведенный анализ расходования средств из консолидированных региональных бюджетов гг. демонстрирует возможности  сокращения объемов отдельных статей бюджетных расходов конкретных субъектов Российской Федерации без значимого "ущерба" для самого региона, предприятий, расположенных на его территории и его жителей.

С целью содействия экономическому росту, повышения качества жизни  граждан необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение состояния региональных и местных бюджетов. Сложившееся отношение налоговых доходов федерального и консолидированных региональных бюджетов (приблизительно 60 к 40) можно считать оптимальным. Отмена нефинансируемых федеральных мандатов, включающих значительное число социально значимых федеральных законов, имеет свои ограничения, в том числе и политические. Поэтому их необходимо постепенно преобразовывать в финансируемые мандаты, обеспечивая субвенциями из федерального бюджета, а значит увеличивая объемы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

Федеральное законодательство должно четко устанавливать единые минимальные требования к региональным и местным бюджетам, избегая чрезмерной регламентации управления региональными и местными бюджетами, подрывающей самостоятельность и ответственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Возможность введения для  отдельных субъектов Российской Федерации, в значительной степени зависящих от финансовой помощи из федерального бюджета, особого статуса высоко дотационных регионов, предусматривающего более жесткий контроль за формированием и исполнением региональных бюджетов, уже предусмотрена в ряде правительственных решений, в том числе в "Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".

Представляется целесообразным наряду с повышением самостоятельности  существенно повысить ответственность  органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за неэффективное управление своими бюджетами.

С некоторой долей  условности к нерациональным расходам региональных бюджетов можно отнести  значительную часть сумм средств, идущих в качестве субсидий в промышленность и сельское хозяйство, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, а также расходы по статье "Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам".

Кроме того, значительные объемы "резервов" региональных бюджетов скрываются в суммах предоставляемых региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления налоговых льгот, гарантий и поручительств хозяйствующим субъектам. Представляется целесообразным сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот. Следует упорядочить систему возникновения на территории России регионов с особым налоговым режимом ("внутренних оффшоров").

Реализация данных мер  позволит оздоровить состояние региональных и местных бюджетов, а также  всей бюджетной системы страны. Переориентация нерациональных расходов региональных и местных бюджетов должна быть нацелена, прежде всего, на финансирование таких социально значимых отраслей, как образование, наука, здравоохранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджет субъекта РФ регулирует многие аспекты жизни региона. Так или иначе, с ним связаны практически все процессы, происходящие в данном субъекте. Но отдельного внимания заслуживают доходы и расходы регионального бюджета.

Под бюджетом субъекта РФ понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Единство бюджетной  системы РФ не подразумевает слияния  или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно, но для поддержки бюджетам более низкого уровня могут передаваться дополнительные ресурсы.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся: единство правовой базы; полнота учета бюджетных доходов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность бюджета.

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных  и административно-территориальных  образований, то и бюджет субъекта федерации  представлены разными видами бюджетов - республиканскими, областными, окружными, краевыми, бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Под расходами бюджета  следует понимать выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы  обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают  в связи с принятием законов  и нормативных актов данного субъекта, и заключением от его имени договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта.

Финансирование расходов по некоторым видам происходит только за счет бюджета субъекта РФ, а по некоторым возможно совместное финансирование регионального и федерального бюджетов.

К проблемам, связанным  с расходованием регионального  бюджета относятся: низкая эффективность  использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств  бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов и т.д.

Решением данных проблем  могут стать следующие действия: усиление контроля за использованием бюджетных средств; сокращение расходов на содержание государственного аппарата; концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу; обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов также  является их защищенность от обесценения  в условиях высоких темпов инфляции.

Выход в данной ситуации заключается в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными  проблемами и вопросами, которые  требуют тщательного рассмотрения. От выбранного пути решения данных вопросов зависит развитие региона и жизнь его населения.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 № 181-ФЗ).
  2. ФЗ РФ о бюджетной классификации РФ №115-ФЗ от 15 августа 1996г.
  3. Приказ МФ РФ от 10.12.2004 г. № 114н об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (с 2005г.)
  4. Приказ МФ РФ от 21.12.2005 г. № 152н об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (с 2006г.)
  5. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

 


Информация о работе Состав расходов бюджетов субъектов РФ