Стратегия управления экономикой Республики Казахстан

Автор: a*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:39, реферат

Описание работы

Стратегический менеджмент экономики Казахстана получил свое глубокое освещение в фундаментальном труде Президента Республики Казахстан «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».
Стратегическими целями управления в сфере экономики являются:
формирование социальной рыночной экономики. Она должна быть основана на конкурентных началах, в сочетании с формами собственности (частной и государственной);
создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека.

Работа содержит 1 файл

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 33.54 Кб (Скачать)

  Экономическая политика по привлечению иностранных инвестиций осуществляется несистемно и непоследовательно. Она проводится в виде создания совместных предприятий, передачи в иностранное управление промышленных предприятий и т.д. В результате нерационально используются внешние источники финансирования.

  Привлечение в экономику РК иностранных компаний пока еще имеет определенные негативные тенденции. Они наглядно проявляются в механизме при влечения в управление предприятием иностранной компании, а также в результатах ее деятельности.

  На первом этапе иностранные компании, не став еще владельцами иму-шеств предприятий, погашают некоторую часть их кредиторской задолженности по заработной плате и внешне создают образ "доброго дяди". При этом они не оформляют документы по своим обязательствам и гарантиям. На втором этапе Госкомимущество, распоряжаясь государственным контрольным пакетом акций предприятия, не получая согласия других акционеров на продажу его имущества, продает иностранной компании имущество предприятия, а затем долго разрабатывает, дорабатывает договор на его куплю-продажу. За этот период иностранная компания добивается от Госкомимущества и правительства льготы на налогообложение, на погашение кредиторской задолженности предприятия и т.д. На третьем этапе иностранные компании, ухудшив состояние экономики предприятия, не справившись с его проблемами, отказываются от управления предприятием. На четвертом этапе Госкомимущество вновь привлекает к управлению предприятием новую иностранную компанию.

  Следует подчеркнуть то, что при этом иностранные компании, имея в уставных фондах своих несколько десятков тысяч долларов, руководят крупными промышленными предприятиями, уставные фонды которых составляют сотни миллиардов тенге, кроме того, они вывозят из страны имущество и продукцию на многие миллионы долларов США, которые часто и бесследно исчезают из экономического оборота и не возвращаются на предприятия в виде финансовых ресурсов. Следует подчеркнуть то, что они, являясь иностранными инвесторами, не вкладывают в оздоровление и подъем экономики промышленных предприятий инвестиций, не несут никакой ответственности за ухудшение состояния экономики этих предприятий. В результате на предприятиях не проводятся ни техническое перевооружение, ни реконструкция, ни диверсификация производства, то есть не реализуются оговоренные в договорах программы развития производства.

  При этом Госкомимущество (ГКИ) допускает одни и те же просчеты при составлении договоров на куплю-продажу имушеств предприятий, убытки от которых составляют на предприятиях сотни миллионов тенге. Этот орган в свою очередь, не несет никакой ответственности за свои просчеты, промахи, ошибки.  Эти положения наглядно видны на особо крупных предприятиях, которые принято называть градообразующими. Речь идет о таких объектах, как АО "Химпром", АО "Каратпау", АО "Нод-фос", Завод минеральных удобрений, ГХК "Каратау", ГОК "Жанатас", на которых в основном держались города Каратау, Жанатас, Тараз. Они образуют химическую отрасль Жамбылской области.   Объем производства химической отрасли в общем объеме промышленного производства Жамбылской области если в 1990 году занимал свыше 40 %, то в настоящее время он составляет лишь около 20 %, т.е. сокращен вдвое.

  За четыре года сменился пятый инвестор. Каждый из них вносил определенную лепту в ухудшение финансового состояния предприятий химического комплекса. Например, последним иностранным инвестором явился МКК "Тексуна". Он, имея со смешным уставным фондом в несколько десятков тысяч долларов, руководил ГХК "Каратау"который имел уставной фонд более десятков миллиардов тенге. Кроме того, МКК "Тексуна", являясь иностранным инвестором, проводил поиск в Республике Казахстан кредитных ресурсов. При этом он вывозил из РК материальных ценностей и руды на многие миллионы долларов США. В результате при имеющейся потребности в продукции предприятий химического комплекса кредиторская задолженность их составляет более 8,6 млрд. тенге, сократилось количество рабочих мест на несколько десятков тысяч человек, что создало в регионе социальную напряженность.

Сейчас многие иностранные компании стремятся  использовать сиюминутную выгоду от состояния и деятельности предприятия. При этом на практике наблюдается  такая ситуация, когда иностранные  компании часто не справляются с  решением проблем предприятия. При  этом они не несут материальной ответственности  за ухудшение состояния предприятия. Кроме того, они не вкладывают в  дело инвестиции. Представляется, что  необходимо принять законы, которые  предусматривали бы материальную ответственность (залоги) договаривающихся сторон за реализацию программы развития производства, а  также составления договора предприятий  с иностранной компанией на длительный период (5-7 лет). Действие этих законов  должно носить стабильный характерОни позволяли бы привлечь в управление предприятием серьезных, опытных, компетентных, зарубежных управленцев с добрыми намерениями, реально оздоровить и поднять экономику производства.

  Другим из важных внутренних источников является привлечение в оздоровление и подъем экономики РК финансовых ресурсов населения.

   Для восстановления доверия населения к финансовым институтам страны необходимо принять закон, реализация которого должна обеспечить гарантиро-ванность как выполнения принципов кредитования (срочности, возвратности, платности) на накопление населением в Национальном Банке Казахстана финансовых ресурсов, так и рационального использования их на развитие реального сектора казахстанской экономики. Оно, по нашему мнению, должно формироваться как за счет обязательного отчисления от фонда оплаты труда работающих (10% от фонда оплаты труда), так и за счет добровольных вкладов населения. Иначе говоря, при Национальном Банке Казахстана открывается каждому вкладчику лицевой счет, в котором накапливаются не только обязательные платежи от фонда оплаты труда вкладчика, но и его добровольные взносы.

   Следует подчеркнуть то, что ежемесячное поступление в Национальный Банк Казахстана финансовых ресурсов по фонду оплаты труда работающих составляет более 1,5 млрд. тенге (более 10,0 млн. долл. США), использование которых на пополнение оборотных средств позволяет ежемесячно оживить пять таких крупных хозяйствующих субъектов, как АО "Жамбылкожобувь", имеющее рабочие места на более 5,0 тыс. чел. и может производить обуви на более 4,0 млн. пар в год. По нашему мнению, этот фонд должен накапливаться в течение 10-15 лет, а затем постепенно ликвидироваться в течение 10-15 лет, то есть распределиться среди вкладчиков согласно их накоплению.  Такой механизм позволит накопить на уровне государства внутренние финансовые ресурсы населения, рационально использовать эти ресурсы на развитие реального сектора экономики. Кроме того, государство, развивая рынок ценных бумаг, должно создать благоприятные условия для размещения среди населения акций предприятий, которые будут использоваться не только на пополнение оборотных средств, но и на техническое перевооружение и реконструкцию предприятия. Оно может проводиться путем обязательной подписки на акции в счет кредиторской задолженности предприятия по заработной плате и определенной доли причитающейся работающим суммы заработной платы.

   Таким образом, все это приведет к формированию материально-техничес-1 кой базы рыночной экономики РК, ее реальной прогрессивной структуры.

 
 
 

Информация о работе Стратегия управления экономикой Республики Казахстан