Структура доходов бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определенную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Содержание

Введение
1. Понятие государственных доходов и доходов бюджета.
2. Налоги - как источники и способы образования доходов бюджетов.
3. Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета РФ.
4. Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета.
4.1. Формирование государственного бюджета за счет государственных займов.
5. Доходы бюджетов субъектов РФ.
5.1. Доходы региональных бюджетов .
5.2. Доходы местных бюджетов.
6. Основные направления бюджетной политики в образовании доходной части бюджета 2011 г.
7. Заключение.
8. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

распечатать курс.р..DOC

— 219.00 Кб (Скачать)
 

Главным источником доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.

Вторую  группу составляют неналоговые доходы – 6%. В их числе: доходы от государственной собственности, продажи принадлежащего государству имущества, реализации государственных запасов, внешнеэкономической деятельности.

Поступления от целевых бюджетных фондов – 0,5% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.) и безвозмездные перечисления – 1%, как видим, занимают небольшое место в доходах федерального бюджета.

Кроме перечисленных выше налоговых и  неналоговых доходов для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др. В 2009 г. эти источники поступили в бюджет в сумме 90,1 млрд. руб. Внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. В 2009 г. по этим источникам поступило 217,3 млрд. руб.

Важное  место в налоговой системе  страны занимают платежи за природные  ресурсы: земельный налог, плата  за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность ее использования до 1991 г. не была объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных ее потребителей – субъектов хозяйствования. Утрата сельскохозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищная и административная застройка в городах – все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 г. за владение землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли – арендная плата).

В составе  налогов, взимаемых за природные  ресурсы, важную роль играет плата за воду. Ее вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за 1 м3 забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Лесной  доход имеет цель частично покрывать  расходы государства на воспроизводство  древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает попенная плата, взимаемая  с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального местонахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния ее вывоза от подъездных путей. 

4.1. Формирование государственного бюджета за счет государственных займов. 

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что  временно свободные денежные средства населения, предприятий привлекаются на финансирование потребностей путем  выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться  центральными органами, органами власти на местах, отделенных, относительно независимыми, государственными, а также организациями, которые пользуются государственной поддержкой.

Облигация – наиболее распространенный вид  ценных . Она символизирует государственное  долговое обязательство и дает право  ее владельцу по истечении определенного  срока получить обратно сумму  долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная цена обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит оно от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента по облигации, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам. По праву эмиссии  они делятся на выпускаемые центральным  правительством, республиканскими правительствами  и местными органами власти. Широкое  распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут  подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости  от формы выплаты доходов займы  делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг.

По срокам погашения  займы подразделяются на краткосрочные (срок погашения до года- 3 месяца казначейские векселя), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет – облигаций сроком 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.[ ]

Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.[3] 

Таблица 3.

Государственные займы выпушенные в РФ (млрд. руб.)

Виды  займов Выпу-щено 1995 1996 1997 1998 1999
Облигации государственного сберегательного  займа 10 4,9 3,2 1,6 - -
Государственные краткосрочные облигации 490 210 120 70 20 -
Облигации федерального займа 570 110 95 44 13 -
Казначейские  обязательства 5 0,8 0,8 0,4 0,2 -
Облигации  внутреннего государственного валютного облигационного займа 100 51 30 17 1,2 0,2
"Золотые  сертификаты" 100 17 5 2 - -
 

Из таблицы  видно, что не все государственные займы пользуются популярностью. Наибольшим спросом пользовались ГКО, но после августовского "обвала" в 1998 году, государственные ценные бумаги вообще не стали покупать. Дальнейшее развитие фондового рынка и финансовое оздоровление страны невозможно без выработки научно обоснованной стратегии выпуска и обращения ГЦБ, исходящей, в первую очередь, из долговременных государственных интересов. Государственные ценные бумаги должны не только использоваться для решения сиюминутных фискальных вопросов, но и в качестве средства развития прочих рынков ценных бумаг, а также для подъема реального сектора экономики.[ ]

С помощью  выпуска государственных ценных бумаг решаются следующие основные задачи: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.

 В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2011 – 2013 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В сфере государственных  внешних заимствований Российской Федерации долговая политика в 2011 – 2013 годах будет направлена на:

-сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах и обеспечивая, тем самым, частичное финансирование дефицита федерального бюджета;

-поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

На практике решение вопроса о балансе  между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и  мирового финансового рынка, эффективности  решения задачи развития внутреннего  рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

   Объем планируемых заимствований на 2011-2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга. В последние годы Минфин России не размещал на открытом рынке облигаций на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В этой связи, успешное решение поставленной задачи будет в значительной степени определяться эффективностью мероприятий по повышению ликвидности государственных долговых обязательств.

    В указанных целях Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроками обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет, а при благоприятной ситуации и со сроками обращения свыше 10 лет.

   В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2011 году на 52,3% по сравнению с 2010 годом и составит 298,6 млрд. руб., в 2012 году на 39,6% по сравнению с 2011 годом и составит 416,8 млрд. руб., в 2013 году на 16,9% по сравнению с 2012 годом и составит 487,2 млрд. рублей.

   Купонные ставки по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом и государственным сберегательным облигациям, предполагаемых к размещению новых выпусков, были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу, при планируемой доходности в 2011-2013 годах по краткосрочным инструментам до 4,5 – 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 – 8,0% и 8,0 – 8,5% соответственно.

В связи с  актуальностью и востребованностью механизма государственной гарантийной поддержки в 2011-2013 годах планируется предоставление следующих видов государственных гарантий Российской Федерации:

- по обязательствам  страхования военных рисков, рисков  угона и других подобных рисков  ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;

- по займам, привлекаемым  ГК «Роснанотех»;

- по заимствованиям  ОАО «АИЖК»;

- по кредитам  организаций оборонно-промышленного  комплекса;

- по кредитам, привлекаемым юридическими лицами  на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа;

- по займам, привлекаемым  на осуществление инвестиционных  проектов;

- для поддержки  экспорта промышленной продукции; 

Информация о работе Структура доходов бюджетов