Сущность и формирование бюджета семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и формирования бюджета семьи.
Основные задачи работы:
1. Определить понятие и структуру семейного бюджета.
2. Определить понятие и структуру доходов семьи, источники их формирования, направленность социальной политики государства.

Работа содержит 1 файл

МАША.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Все денежные доходы, оцениваемые в гривне, по их покупательной способности и  реальности подразделяются на номинальные  и реальные доходы. Номинальные доходы семьи - это ее доходы, выраженные денежной суммой на момент их получения. Реальные доходы характеризуют их покупательную способность - количество товаров и услуг, приобретаемое на эти доходы. Покупательная способность денежных доходов семьи определяется количеством товаров, которые можно приобрести на эти доходы.  

1.5. Формирование доходов населения. 

Номинальные денежные доходы населения формируются  из различных источников, основными  из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др. 

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу. 

Существенное  влияние на формирование доходов  населения оказывают выплаты  по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице). 

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации. 

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества. 

Денежные  доходы населения, получаемые через  финансово-кредитную систему, представляются в виде: 

  • выплат  то государственному страхованию;
 
  • банковских  ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым  семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
 
  • процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
 
  • доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
 
  • выигрышей по лотереям;
 
  • временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
 
  • выплат  различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
 

Прочие  денежные поступления включают выручку  населения от продажи вещей через  комиссионные и скупочные магазины и др. 

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов  населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население  осуществляет через финансовую систему  в виде различного рода налогов и  сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов. 

Несмотря  на разнообразие источников поступления  доходов все же главными составляющими  денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а  также результаты от проводимой социальной политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Социальная политика государства. 

2.1.Понятие.  Сущность.  

«Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Социальная политика занимает приоритетное место в социально ориентированной рыночной экономике. Она выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. Иными словами, эффективная социальная политика является одной из основных целей социальной рыночной экономики и в то же время – фактором, поскольку рост благосостояния, уровня жизни населения способствует повышению ее результативности. Кроме того, социальная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации, здоровью, культуре и духовности. Все это обуславливает ускоренное развитие социальной сферы в современном обществе.»  

Социальная  политика осуществляется на разных уровнях  хозяйствования: микроуровне, макроуровне, интеграционном уровне, мировом уровне.  

На микроуровне  проводится социальная политика отдельных  хозяйствующих субъектов экономики ( фирм, предприятий, организаций). На макроуровне  осуществляется общегосударственная  и региональная социальная политика. Интеграционный уровень предполагает реализацию скоординированной социальной политики двух и более стран. Мировая социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем. Проведение социальной политики требует выделения соответствующих экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры.  

Социальная  политика нацелена на становление и  развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для  постоянного роста уровня и качества жизни граждан. 

2.2. Система социальной защиты.  

Неотъемлемым  элементом социальной политики является социальная защита населения. «Социальная  защита населения – это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.»   

Рынок не в состоянии обеспечить своим  участникам гарантированный доход  и занятость. Граждане в силу многих причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одна из задач социальной рыночной экономики – создание эффективной системы социальной защиты. Этим социальная рыночная экономика отличается от чистого капитализма или классического рынка, не обеспечивающего социальную защиту населению, предоставление равных возможностей в сфере потребления важнейших благ и услуг. 

«К важнейшим  гарантиям социальной защиты относятся: 

  • охрана  труда и здоровья граждан;
 
  • минимальный размер оплаты труда;
 
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  людей;
 
  • установление  государственных пенсий и пособий;
 
  • развитие системы социальных служб». (1)
 

Однако  этот перечень остается открытым, т.е. может быть дополнен и расширен за счет включения в него «иных гарантий социальной защиты». 

Различаются субъекты и объекты социальной защиты населения. (1)

                                            

Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство, другим – все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Таким образом, меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой – адресованы отдельным социальным группам населения. 

Итак, социальная защита населения рассматривается как особая деятельность государства, направленная на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких либо условий и ограничений (трудового вклада, статуса занятости , уровня доходов, наличия детей и пр.). По сути, в данном случае социальная защита практически совпадает с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение конституционных прав личности. При этом минимальный набор и уровень этих гарантий определяются конкретными историческими условиями каждой страны.  

Однако  в процессе жизнедеятельности никто  не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и  иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.  

В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном  положении, на основе комплекса постоянных и (или) долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлимый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс» , который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не давая им опуститься до уровня нищеты. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.  

В этом случае социальная защита населения  выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.  

Таким образом, социальная защита населения  может рассматриваться как: 

  • средство  формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;
 
  • государственная и общественная поддержка отдельных  категорий населения, находящихся  в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.
 

В мировой  практике выделяют два типа социальной защиты – активную и пассивную. 

Активная  социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей – в первую очередь через активные действия на рынке труда и через из участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.  

Критериями  выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные – полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.  

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения  материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.  

Информация о работе Сущность и формирование бюджета семьи