Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
2. Бюджетная классификация 6
2.1 Классификация доходов бюджета 6
2.2 Классификация расходов бюджета 8
3. Межбюджетные отношения 12
4. Бюджетный процесс РФ 14
5. Бюджетные обязательства 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ+.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

     Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

     Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

     Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

     Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

     В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг (начисления на оплату труда, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг и др.); выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

     Предметные  статьи разделяются на подстатьи, которые  отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

     Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

 

3. Межбюджетные отношения

 

     Межбюджетные  отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

     Они строятся на следующих принципах:

     - сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

     - самостоятельность бюджетов всех  уровней;

     - законодательное разграничение  расходных полномочий и доходных  источников между бюджетами всех  уровней;

     - объективное перераспределение  средств между бюджетами для  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

     - единство бюджетной системы;

     - равенство всех бюджетов РФ.

     Межбюджетные  отношения регулируются.

     Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

     Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.

     Доходы  бюджетов можно разделить на две группы:

     - собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

     - регулирующие доход - федеральные  и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

     Одним из методов бюджетного регулирования  является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему, кредиты юридическим лицам, формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

     Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов.

     Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока. При просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

     Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

     Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

     Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

 

4. Бюджетный процесс РФ

 

     Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федеации.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

    • финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
    • органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
    • органы государственного (муниципального) контроля.

     Каждый  орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

     Участники бюджетного процесса:

  • Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

     Органы  представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

     Органы  исполнительной власти составляют и  исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

     Банк  России разрабатывает основные направления  денежно-кредитной политики, обслуживает  счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

     Органы  государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

     Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

     Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

     Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

     Составление проекта бюджета основывается:

    • на бюджетном послании Президента РФ;
    • прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;
    • основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
    • прогнозе сводного финансового баланса;
    • плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

     Одновременно  с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год.

     Баланс  финансовых ресурсов - это баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год.

     План  развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества, сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.

     Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

     Первый  этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов. Одновременно Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении МРОТ и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств из бюджета, уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

     Второй  этап формирования бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией.

     Разработка  и согласование показателей проекта  бюджета завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего финансовому  году. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Информация о работе Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации