Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
2. Бюджетная классификация 6
2.1 Классификация доходов бюджета 6
2.2 Классификация расходов бюджета 8
3. Межбюджетные отношения 12
4. Бюджетный процесс РФ 14
5. Бюджетные обязательства 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ+.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Проект  бюджета принимается на рассмотрение Государственной думой или возвращается на доработку в Правительство. Совет Государственной думы направляет проект бюджета в Совет Федерации, комитеты Государственной думы и Счетную палату для внесения замечаний и предложений. Государственная дума рассматривает проект в четырех чтениях.

     В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения Правительством в Государственную думу. При этом обсуждаются концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов. Если проект утверждается Государственной думой, то утверждаются основные характеристики бюджета. Если в первом чтении проект отклоняется, то он передается в согласительную комиссию или возвращается на доработку. При повторном отклонении проекта бюджета в первом чтении Государственная дума ставит вопрос о доверии Правительству.

     Во  втором чтении утверждаются расходы  по разделам функциональной классификации. Государственная дума рассматривает  проект во втором чтении в течение 15 дней. Если проект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию, которая состоит из представителей Государственной думы, Совета Федерации и Правительства.

     В третьем чтении утверждаются расходы на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий Правительства, программы предоставления средств бюджета на возвратной основе, программы внешних заимствований. В третьем чтении проект рассматривается в течение 25 дней.

     В четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Срок равен 15 дням. Внесение в него поправок не допускается.

     Принятый  Государственной думой Закон  в течение 5 дней передается в Совет  Федерации, который рассматривает  его в течение 14дней. Одобренный Советом Федерации Закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Совет Федерации отклоняет Закон, то он передается в согласительную комиссию и затем повторно принимается Государственной думой. При отклонении Закона Президентом он передается в согласительную комиссию. Если Закон не вступит в силу до начала финансового года, то Государственная дума принимает федеральный закон о финансировании расходов в первом квартале.

     Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

 

5. Бюджетные обязательства

 

     Орган, исполняющий бюджет, утверждает для  распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств.

     Бюджетные обязательства - это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

     Получатели  бюджетных средств составляют платежные и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

     Расходы бюджета могут быть сокращены. Если финансирование из бюджета сокращается  не более чем на 5%, то ввести режим сокращения расходов может руководитель финансовых органов. Если финансирование сокращается более чем на 5%, но меньше чем на 10%, то ввести режим сокращения расходов могут Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Если финансирование сокращается более чем на 10%, то орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

     Возможна  блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использовании бюджетных средств).

     Если  доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон о бюджете не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в закон о бюджете.

     Главный распорядитель и распорядитель  бюджетных средств имеют право  перемещать ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, доведенного до получателя.

     Размещение  бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.

     Если  лимит бюджетных средств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев сокращения и блокировки расходов бюджета), то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется в соответствии с судебным актом.

     Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов.

     Отчетность  об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета - законодательный орган.

     Финансовый  год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных  обязательств прекращают свое действие также 31 декабря.

     Контроль  за исполнением бюджета осуществляют законодательные органы. Существуют следующие формы контроля:

  • предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;
  • текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);
  • последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

     Финансовый  контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

 

Заключение

 

     Под бюджетом субъекта РФ понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

     Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных  образований, то и бюджет субъекта федерации  представлены разными видами бюджетов - республиканскими, областными, окружными, краевыми бюджетами.

     Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых  поступлений.

     Законодательные (исполнительные) органы субъектов  РФ могут вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

     Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

     Расходы бюджета субъекта РФ формируются  таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают  в связи с принятием законов  и нормативных актов данного  субъекта, и заключением от его имени договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта.

     Финансирование  расходов по некоторым видам происходит только за счет бюджета субъекта РФ, а по некоторым возможно совместное финансирование регионального и федерального бюджетов.

 

Список  используемой литературы

 
    
  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 539 с.
  2. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2002. – 338 с.
  3. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 159 с.
  4. Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 540 с.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К*, 2004. – 344 с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Дашков и К*, 2002. – 342 с.

Информация о работе Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации