Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – самостоятельное изучение раздела «Территориальные финансы» для наиболее полного усвоения теоретического и нормативного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

1.1. Территориальные финансы: сущность и состав………………………………4

1.2. Роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований.....................................................................................6

1.3. Функции территориальных финансов………………………………………..14

1.4. Правовая основа территориальных финансов……………………………….16

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тер финансы.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

     В региональных бюджетах высока доля расходов на оказание финансовой помощи муниципальным  образованиям, которая достигает 26% общих расходов. Следует отметить, что региональные бюджеты являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (44% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 58% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 57% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — более 30%, здравоохранения — 45%, культуры и искусства — 32%. Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 30% бюджетных расходов на эти цели. До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются. В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.

     Муниципальные (местные) финансы

     Муниципальные (местные) финансы – представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

     Муниципальные финансы включают:

- средства местного бюджета;

- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органами местного самоуправления;

- другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на следующих принципах:

- самостоятельности;

- государственной финансовой поддержки;

- гласности.

     Муниципальные финансы составляют экономическую  основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданной в управление органам местного самоуправления, другой собственности, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

При этом органы государственной власти гарантируют:

- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местного бюджетов;

- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местного бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов и т.п.

     К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

- нормативы отчислений от регулирующих доходов;

- дотации и субвенции из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

- средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

     Доходная  часть местных  бюджетов состоит  из:

- собственных доходов;

- поступлений от регулирующих доходов;

- финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований);

- а также средств по взаимным расчетам.

К собственным доходам  местных бюджетов относятся:

- Местные налоги и сборы.

- Другие собственные доходы.

- Доли федеральных налогов.

- Доли налогов субъектов РФ, закрепленные за  местными бюджетами на постоянной основе.

- Доходы от приватизации и реализации муниципального имущества.

- Доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации (не менее 10%).

- Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель.

- Платежи за пользование недрами и природными ресурсами на территории муниципального образования.

- Штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты.

- Государственная пошлина.

- Доля налога на имущество предприятий (не менее 50%).

- Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться любые другие платежи, установленные законодательством РФ и субъектов РФ.

     Расходная часть местных  бюджетов включает:

- расходы, связанные с решением вопросом местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных  бюджетов. Сумма превышения доходов  над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

     По  аналогии с бюджетным выравниванием  в масштабах всего государства (трансфертная поддержка, дотации и субсидии субъектам РФ) в каждом регионе есть административно-территориальное образование с различным налоговым потенциалом, что требует перераспределения финансовых ресурсов через вышестоящий в регионе бюджет субъекта РФ между входящими в него административными образованиями. Это осуществляется в плане бюджетного регулирования.

     Для этой цели в бюджете субъекта РФ создается специальный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Средства  фонда распределяются с учетом следующих факторов:

    • численности населения муниципального образования;
    • доли детей дошкольного и школьного возраста;
    • доли лиц пенсионного возраста в этой численности;
    • площади территории муниципального образования;
    • уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.

При решении  вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточности мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Функции территориальных финансов

     1. Распределительная функция. На  основе действия этой функции  распределяется и перераспределяется  стоимость валового продукта, часть  национального дохода и территории  обеспечиваются финансовыми ресурсами,  необходимыми для их экономического и социального развития.

     2. Контрольная функция позволяет  контролировать: складывающиеся пропорции  в распределении средств между  центральными и территориальными  фондами финансовых ресурсов; формирование  территориальных фондов денежных  средств; достаточность финансового обеспечения территорий; эффективность использования денежных средств; реализацию территориальной финансовой политики и т.д.

     В соответствии с распределительной  функцией территориальных финансов они активно используются и для  регулирования экономического развития территорий, т.е. регулирования воспроизводственного процесса и деятельности субъектов хозяйствования. Территориальные органы власти, используя финансы, могут регулировать экономические процессы, протекающие на подведомственных территориях. Этого они добиваются на основе проведения территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики путем предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, налогового кредита, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. В целях комплексного, пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т.д. Инструментом стимулирования предприятий выступают также налоговые льготы и санкции.

     Функции территориальных финансов проявляются при осуществлении территориальными органами власти финансово-бюджетной политики. Выполнение территориальными органами власти возложенных на них функций связано с наличием у них необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в их бюджетах части денежных средств, создаваемых на территории. В ходе мобилизации в бюджеты этих средств и их использования возникают финансовые отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

     Финансово-бюджетная  политика включает действия территориальных  органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов. Финансово-бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Территориальная финансово-бюджетная политика выражается в следующих действиях: обеспечение детерминированных (предопределенных) расходов территориального бюджета; участие территориальных бюджетов в эффективных инвестиционных проектах; финансовая поддержка предприятий и организаций, продукция и услуги которых необходимы территории; размещение на предприятиях и в организациях территориальных заказов на поставку продукции и выполнение услуг; оказание помощи малоимущим слоям населения. 
 
 
 

Информация о работе Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований