Сущность и структура бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….4
1. Сущность и структура бюджета РФ………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………………………………...5
2. Бюджетная классификация………………………………………………………………….9
2.1. Классификация доходов бюджета……………………………………………………10
2.2. Классификация расходов бюджета…………………………………………………...12
3. Анализ состава и структуры бюджета РФ………………………………………………...14
3.1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг………………………………………….……14
3.2. Расходная часть бюджета 2009-2011 гг………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………...…22
Список литературы……………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

курсовик!!! олеся.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

    - для составления, утверждения  и исполнения бюджета;

    - контроля за выделением и использованием  бюджетных средств;

    - обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней;

    - составления консолидированных  бюджетов всех уровней. 

    Министерство  финансов РФ утвердило "Указания о  порядке применения бюджетной классификации  РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации  госбюджет состоит из четырех блоков:

  • "доходы",
  • "расходы",
  • "финансирование бюджета" и
  • "государственный долг".
 

 

    1. Классификация доходов  бюджета

    Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

    Доходы  делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).

    Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.  

    Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

    - налоги на прибыль (доход), прирост  капитала;

    - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

    - налоги на совокупный доход;

    - налоги на имущество;

    - платежи за пользование природными  ресурсами;

    - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

    - прочие налоги, пошлины, сборы.

    Все налоги подразделяются, кроме того, на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие  части доходов налогоплательщика. К ним относят подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые  в ценах товаров и услуг. Они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. 

    Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

    - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

    - доходы от продажи земли и  нематериальных активов;

    - поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников;

    - административные платежи и сборы;

    - штрафные санкции, возмещение  ущерба;

    - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

    - прочие неналоговые доходы. 

    Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

    - от нерезидентов;

    - от бюджетов других уровней;

    - от государственных внебюджетных фондов;

    - от государственных организаций;

    - от наднациональных организаций;

    - средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды. 

    Доходы  целевых бюджетных  фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды:

    - дорожные фонды; экологические фонды;

    - Федеральный фонд МНС и Федеральной  службы налоговой полиции РФ;

    - Фонд развития таможенной системы  РФ;

    - Государственный фонд борьбы  с преступностью; 

    - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

    - Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

    - Целевой бюджетный фонд содействия  военной реформе; 

    - Фонд управления, изучения, сохранения  и воспроизводства водных биологических  ресурсов;

    -Федеральный  фонд восстановления и охраны  водных объектов.

    В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи.

 

    1. Классификация расходов бюджета

    Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

    Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

    Функциональная  классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

    Разделы:

    - государственное управление и  местное самоуправление;

    - судебная власть;

    - международная деятельность;

    - национальная оборона;

    - правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

    - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

    - промышленность, энергетика и строительство;

    - сельское хозяйство, рыболовство  и др.

    Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.  

    Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

    Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.  

    Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

    Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня).

    Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

    Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

    В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров  и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг  по признанию прав собственности  за рубежом.

    В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

    Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

    В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".  
 

 

  1. Анализ состава  и структуры бюджета  РФ
    1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг.
 

    В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

    Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

    Согласно  федеральному закону "О федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. Рублей (21,2% ВВП), на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 (19,8% ВВП) и 12,8 трлн. Рублей (19% ВВП). Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году. 

    Однако, в связи с финансовым кризисом показатели федерального бюджета на 2009 год были пересмотрены Федеральным законом от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».. Из текста Закона исключены слова "и на плановый период 2010 и 2011 годов". Таким образом, основные характеристики федерального бюджета относятся исключительно к 2009 году. Бюджет спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,4 трлн. рублей (ранее - 51,47 трлн. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов, вместо прогнозируемого ранее на уровне 8,5 процента.

    Поступления в доходную часть федерального бюджета 2009 года ожидаются в сумме 6,7 трлн. рублей, что на 4,2 трлн. рублей меньше объема, прогнозируемого ранее. При этом расходы федерального бюджета увеличены и определены в размере 9,69 трлн. рублей, вместо установленных ранее в сумме 9,02 трлн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 2,9 трлн. рублей.

    Совет Федерации на внеочередном заседании 29.09.2009 одобрил антикризисные поправки в федеральный бюджет 2009 года, увеличивающие бюджетные расходы до 24,2% ВВП и дефицит - до 7,7% ВВП.

    Поправки, разработанные правительством РФ, предусматривают  увеличение расходов федерального бюджета-2009 на 152,99 миллиарда рублей, или на 0,4% ВВП - до 9 триллионов 845,2 миллиарда рублей.

    Выступая  на заседании, председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин уточнил, что с ростом расходов увеличивается дефицит бюджета - до 7,7% ВВП с запланированных ранее 7,4% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета в этом году составит 3 триллиона 131,4 миллиарда рублей (ранее - 2 триллиона 978,3 миллиарда рублей).

Информация о работе Сущность и структура бюджета РФ