Сущность и структура бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….4
1. Сущность и структура бюджета РФ………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………………………………...5
2. Бюджетная классификация………………………………………………………………….9
2.1. Классификация доходов бюджета……………………………………………………10
2.2. Классификация расходов бюджета…………………………………………………...12
3. Анализ состава и структуры бюджета РФ………………………………………………...14
3.1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг………………………………………….……14
3.2. Расходная часть бюджета 2009-2011 гг………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………...…22
Список литературы……………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

курсовик!!! олеся.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    Увеличение  расходов связано с учетом планируемых  операций по докапитализации банковского  сектора путем обмена облигаций  федерального займа (ОФЗ) в сумме  до 150 миллиардов рублей на привилегированные  акции банков, сказал сенатор.

    В соответствии с поправками планируется перераспределить 141,77 миллиарда рублей из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств.

    На  реализацию публичных нормативных  обязательств РФ будет направлено 10,36 миллиарда рублей, на поддержку реального сектора экономики - 70,88 миллиарда рублей, на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,44 миллиарда рублей, на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 миллиарда рублей, на бюджетные инвестиции - 8 миллиардов рублей, еще 8,348 миллиарда рублей - на другие мероприятия.

    Законопроект  предусматривает, что 7,36 миллиарда  рублей будет направлено на выплату  пенсий, пособий и компенсаций  гражданам, уволенным с военной  службы; 3 миллиарда рублей - на социальную поддержку граждан, подвергшихся радиации вследствие аварий.

    Из 70,8 миллиарда рублей, предусмотренных  на поддержку реального сектора  экономики, 15 миллиардов направляется на взнос РФ в госкорпорацию "Росатом" на приобретение акций ЗАО "Атомредметзолото" и еще 15 миллиардов - на строительство атомных электростанций.

    Кроме того, 15 миллиардов рублей государство  выделяет на взнос в уставный капитал  ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и 13 миллиардов рублей - на увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

    Получит господдержку и агропромышленный комплекс: по словам депутата, более 6 миллиардов рублей будет направлено на проведение закупочных и товарных интервенций  сельхозпродукции, 825 миллионов рублей - на взнос в уставный капитал  Россельхозбанка.

    Почти 29,5 миллиарда рублей бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, поддержку  вынужденных переселенцев, компенсацию  за наем жилья сотрудникам МЧС. 
 

 

    1. Расходная часть бюджета 2009-2011 гг.
 

    Исходя  из текущей оценки 2009 года, по сравнению с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ, расходы увеличились на 2,5 % (до 9,9 трлн.руб.).

    Несмотря  на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной  системы, объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 433 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей, в 2012 году – 9,681 трлн. рублей против 9,931 трлн. рублей в 2009 году.

    В условиях адаптации расходов федерального бюджета к сокращению бюджетных доходов прогнозируются существенные изменения в их функциональной структуре (таблица 3):

    Таблица 3 Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов 

  2009 2010 Изменение
млрд. рублей Доля  в общем объеме расходов, % (проект), млрд. рублей Доля  в общем объеме расходов, %
в млрд. рублей в %
ВСЕГО 9 931,4 100,0 9 886,9 100,0 -44,5 -0,4
Общегосударственные вопросы 959,3 9,7 1 186,7 12,0 227,4 23,7
в том числе:            
Без расходов на обслуживание государственного долга РФ 756,5 7,6 882,7 8,9 126,2 16,7
Обслуживание  государственного долга  РФ 202,8 2,0 304,0 3,1 101,2 49,9
Национальная  оборона 1 211,9 12,2 1 253,2 12,7 41,3 3,4
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 006,3 10,1 1 062,4 10,7 56,1 5,6
Национальная  экономика 1 845,7 18,6 1 347,1 13,6 -498,6 -27,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 142,9 1,4 137,7 1,4 -5,2 -3,6
Охрана  окружающей среды 13,3 0,1 12,2 0,1 -1,1 -8,3
Образование 413,1 4,2 398,7 4,0 -14,4 -3,5
Культура, кинематография, средства массовой информации 114,7 1,2 108,2 1,1 -6,5 -5,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 348,2 3,5 332,6 3,4 -15,6 -4,5
Социальная  политика 331,3 3,3 328,7 3,3 -2,6 -0,8
Межбюджетные  трансферты 3 544,6 35,7 3 719,3 37,6 174,7 4,9
в том числе:            
Межбюджетные  трансферты

субъектам РФ

1 474,2 14,9 1 123,0 11,4 -351,2 -23,8
Межбюджетные  трансферты государственным 

внебюджетным  фондам РФ

2 070,4 20,8 2 596,4 26,3 526,0 25,4
 

    Раздел  «Межбюджетные трансферты» сохраняет  первое место по объему расходов и его доля в общем объеме расходов возрастет за счет роста трансфертов Пенсионному фонду (при сокращении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).

    Доля  расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (101,2 млрд. рублей), бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы (0,6 млрд. рублей), а также на имущественный взнос в государственную корпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. рублей).

    Увеличится  доля расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью  отнесенных к ведению Российской Федерации.

    Одновременно  планируется значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением расходов, предусмотренных на 2009 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию ФЦП и субсидирование экономики.

    Доля  расходов по другим разделам остается незначительной, поскольку в соответствующих сферах основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено оптимизацией расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений и на реализацию ФЦП.

    Во  всех случаях, несмотря на стабилизацию или, в ряде случаев, сокращение расходов по сравнению с 2009 годом, в соответствующих отраслях обеспечивается выполнение социальных обязательств Российской Федерации, оплата труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализация приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

    При этом, по сравнению с 2008 годом в 2010 году наблюдается значительный рост расходов федерального бюджета по всем разделам классификации расходов. 

    Но  необходимо учитывать также, что  одним из инструментов реализации федеральной  политики являются межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы.   

Таблица 4    Расходы федерального бюджета  по основным функциям с учетом межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (млрд.руб) 

  2009 2010 (проект)
Всего в том  числе доля  в расходах всего, % Всего в том  числе доля  в расходах всего, %
по  соотв. разделам транс-ферты по соотв. разделам транс-ферты
ВСЕГО 9 931,4 6 386,7 3 544,6 100,0 9 886,9 6 167,6 3 719,3 100,0
Общегосударственные вопросы  968,9 959,3 9,6 9,8 1 196,0 1 186,7 9,3 12,1
Национальная  оборона 1 214,0 1 211,9 2,1 12,2 1 255,2 1 253,2 2,0 12,7
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 034,2 1 006,3 27,9 10,4 1 080,9 1 062,4 18,5 10,9
Национальная  экономика  2 238,6 1 845,7 392,9 22,5 1 616,3 1 347,1 269,2 16,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 159,6 142,9 16,7 1,6 144,9 137,7 7,2 1,5
Охрана  окружающей среды 14,0 13,3 0,7 0,1 12,8 12,2 0,6 0,1
Образование 439,5 413,1 26,4 4,4 419,3 398,7 20,6 4,2
Культура, кинематография, средства массовой информации 117,8 114,7 3,1 1,2 110,6 108,2 2,4 1,1
Здравоохранение, физическая культура и спорт  406,7 348,2 58,5 4,1 389,9 332,6 57,3 3,9
Социальная  политика 2 758,2 331,3 2 426,9 27,8 3 164,1 328,7 2 835,5 32,0
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации 579,8   579,8 5,8 496,7   496,7 5,0
 
 

    С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета становится социальная политика (27, 8% от общего объема расходов в 2009 году и 32% в 2010 году).  
 
 

 

      Заключение 

    Бюджет  Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

    Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен  на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Бюджетная система России остается уязвимой с точки зрения фискальных рисков, в связи с чем необходимо проводить более жесткую бюджетную политику и основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

    Развитие  экономики в 2010-2012 годах считаю должно определяться тремя основными факторами:

     - темпами выхода мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы;

    -  развитием частных инвестиций;

    - эффективностью мер государственной  антикризисной политики.

 

     Список литературы 

    
  1.  Бюджетный  кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями 2011 г.).
  2. Бюджетная система России. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000.
  5. Финансы: учебник. А.С. Нешитой, М.: Изд/торг/корпорация «Дашков и К», 2008
  6. Современный финансово-кредитный словарь. Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002
  7. Финансы и кредит. Учебное пособие. Е.В. Кизиль, Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Литовских, И.К. Шевченко. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Информация о работе Сущность и структура бюджета РФ