Таможенные пошлины в доходах федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявить значение таможенных пошлин в доходах федерального бюджета.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
изучение понятия и видов таможенных пошлин;
изучение таможенного тарифа;
анализ таможенных пошлин федерального уровня;
исследование роли таможенных пошлин в доходах федерального бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3
1 Понятие, виды и классификация таможенных пошлин.....6
1.1 Экономическая сущность, виды и классификация таможенных пошлин.......6
1.2 Таможенный тариф..............................................................................................11
2 Анализ таможенных пошлин федерального уровня...........13
2.1 Роль таможенных пошлин в доходах федерального бюджета.......................13
2.2 Доходы от поступлений таможенных пошлин в федеральный бюджет
в 2011 - 2013 годах....................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................25

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2011 Бюджет.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     Антидемпинговые пошлины — дополнительные пошлины  на импорт, которыми облагаются товары, импортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен страны, в которую эти товары импортируются. Антидемпинговые пошлины применяются: если ввоз таких товаров наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

     Компенсационные пошлины — пошлины повышенного  размера, призванные уравнять внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах. Эти пошлины — форма защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами производства или ввоза товаров.

     В целях оперативного регулирования  ввоза и вывоза отдельных товаров  применяются сезонные таможенные пошлины [2, ст.6]. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не используются.

     В Российской Федерации сезонные пошлины устанавливаются федеральным правительством, причем срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

     Существует  много видов таможенных пошлин, что  позволяет их классифицировать.

     Классификация таможенных пошлин

 

     

     Рисунок 2 - Классификация таможенных пошлин

     2.1 Таможенный тариф

 

     Порядок взимания таможенных пошлин и их размеры  установлены Законом РФ «О таможенном тарифе»3.

     Таможенный  тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД). ТН ВЭД Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории [2,ст. 2].

     Взимание  таможенных пошлин производится в соответствии с таможенным тарифом — систематизированным по группам товаров, перечнем пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров. Таможенный тариф содержит код товара, наименование товара, единицу налогообложения и ставку пошлины. Он является основой всей системы регулирования внешней торговли.

     Основными целями таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую  экономику [2,ст. 1].

     Для большинства таможенных тарифов  характерен более низкий уровень ставок пошлин (или отсутствие пошлин) на промышленное сырье и более высокий на изделия обрабатывающей промышленности (в особенности, на относительно простые и трудоемкие — текстильной, швейной, обувной и других отраслей легкой промышленности). Высокие ставки установлены на многие виды продукции сельского хозяйства, в том числе продукты пищевой промышленности. Это обусловлено спецификой торговой и аграрной политики развитых государств.

     Существует  три основных типа таможенного тарифа:

  • двойной таможенный тариф — тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;
  • запретительный тариф — высокий таможенный тариф (например, свыше 20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;
  • дифференцированный таможенный тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.   Анализ таможенных пошлин федерального уровня 
 

     2.1. Роль таможенных пошлин в доходах Федерального бюджета 

     Доходы  федерального  бюджета – часть централизованных   финансовых ресурсов государства, необходимых  для  выполнения  им  своих  функций.  Они выражают  экономические  отношения,  возникающие  в  процессе   формирования фондов  денежных  средств,  и  поступают  в  распоряжение   органов   власти федерального уровня.

     Доходы  бюджета Российской Федерации формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ  и подписанным  Президентом  РФ  31  июля 1998г., за счет налоговых и неналоговых видов  дохода,  а  также  за  счет безвозмездных  перечислений.  Таможенные  пошлины  относятся   к   налоговым доходам федерального бюджета.  

                    (% к общей сумме доходов)

 Рисунок  3 - Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2011 -2013 год

 

 

       Из данной диаграммы видно,  что основную долю доходов федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут составлять доходы от уплаты таможенных пошлин (38,3 %, 38,2 %, 37,3 %), налога на добавленную стоимость (32,1 %, 33,1 %, 33,8 %), , налога на добычу полезных ископаемых (15,8 %, 16 %, 15,7 %).4

     Чтобы проследить динамику доли таможенных пошлин в формировании доходной части  федерального бюджета, необходимо рассмотреть  структуру  его доходов за несколько  последних лет. 

Таблица 1 - Динамика доходов от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2009 - 2013 годах

  2009 год (отчет)
    2010 год
2011 год (проект) 2012 год (проект) 2013 год (проект)
 
 
 
 
Закон № 308-ФЗ (с изм.) уточенная оценка  
 
 
 
 
 
Объем, млрд. рублей 467,2 524,5 531,5 628,5 685,0 765,0
изменения к предыдущему году:            
млрд. рублей -158,4 57,3 64,3 97,0 56,4 80,0
темп  роста, в % 74,7 112,3 113,8 118,2 109,0 111,7
доля  в общем объеме доходов, % 6,4 6,7 6,8 7,2 7,4
доля  в ВВП, % 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2

     В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов отмечается, что при оценке сумм платежей в федеральный бюджет в плановый период необходимо принять во внимание возможные риски недополучения поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины, что обусловлено, прежде всего зависимостью поступлений указанных доходов от совокупных объемов импорта в Россию, Белоруссию и Казахстан из стран дальнего зарубежья и от объективных трудностей их достоверного прогнозирования в настоящее время.

     Средневзвешенные  ставки пошлины при импорте из стран дальнего зарубежья в течение 2011 - 2013 годов планируются со снижением: 10,05 %, 9,85 % и 9,8% соответственно, а из стран Союза Независимых Государств (далее – СНГ) на одном уровне в течение трех лет - 0,3 %. 

     Таблица 2 - Динамика доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2009 - 2013 годах 

  2009 год (отчет)
    2010 год
2011 год (проект) 2012 год (проект) 2013 год (проект)
 
 
 
 
Закон № 308-ФЗ (с изм.) уточенная оценка  
 
 
 
 
 
Объем, млрд. рублей 2042,2 2461,5 2438,9 2762,4 2947,3 3106,1
изменения к предыдущему году:            
млрд. рублей -817,1 419,3 396,7 323,4 184,9 158,8
темп  роста, в % 71,4 120,5 119,4 113,3 106,7 105,4
доля  в общем объеме доходов, % 27,8 31,6 31,0 31,2 31,0 29,9
доля  в ВВП, % 5,2 5,5 5,4 5,5 5,3 5,0
 

     Доходы  от уплаты вывозных таможенных пошлины на нефть сырую на 2011 год прогнозируются в объеме 1 771,9 млрд. рублей, что на 133,7 млрд. рублей, или на 8,2 %, больше по сравнению с предыдущим годом, на 2012 год - 1 860,9 млрд. рублей (рост на 89,0 млрд. рублей, или на 5 %) и на 2013 год - 1 913,6 млрд. рублей (рост на 52,8 млрд. рублей, или на 2,8 %).

     Суммы вывозной таможенной пошлины на сырую  нефть в проекте федерального бюджета на 2011 - 2013 годы рассчитаны исходя из средневзвешенной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

     Однако  в расчетах ставки на нефть при  экспорте в дальнее зарубежье, при  экспорте в дальнее зарубежье нефти из месторождений Восточной Сибири, в отношении которых прекратили действовать льготные ставки, и при экспорте нефти в Республику Белоруссию используются ставки пошлины, незначительно отличающиеся друг от друга.

     По  расчету, сделанному в Счетной палате на основании прогноза цен на нефть  марки «Юралс», среднегодовая ставка вывозной таможенной пошлины может быть определена на 2011 год в размере 264,75 доллара США за тонну. Применение такой ставки к проектируемому налогооблагаемому объему экспорта нефти увеличивает доходы федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефть в 2011 году на сумму более 2 млрд. рублей.

     Планируемая в течение 2011 - 2013 годов поэтапная  отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, по оценке, приведенной в представленных материалах, увеличит доходы федерального бюджета в 2011 году на 97,3 млрд. рублей, в 2012 году - на 27,6 млрд. рублей, в 2013 году - на 31,3 млрд. рублей. Однако в материалах Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов не приводятся данные об объемах добычи нефти из отдельных месторождений Восточной Сибири в 2011 -2013 годах.

     Доходы   от   уплаты   вывозных    таможенных    пошлины    на    товары, выработанные из нефти, на 2011 год прогнозируются в объеме 569,2 млрд. рублей, что на 7,9 млрд. рублей, или на 1,4 %, больше по сравнению с предыдущим годом, на 2012 год -629,8 млрд. рублей (рост на 60,6 млрд. рублей, или на 10,7 %) и на 2013 год - 673,1 млрд. рублей (рост на 43,2 млрд. рублей, или на 6,9 %).

     В представленных материалах отмечается, что в 2011 - 2013 годах планируется  увеличить фактически   сложившуюся   пропорцию   соотношения   ставок   вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, по сравнению со ставками вывозных таможенных пошлин на нефть. При формировании федерального бюджета на 2010 год указанное соотношение составляло 55 %, в 2011 году планируется его увеличение до 56%, в 2012 и 2013 годах - до 58 % и 60 % соответственно, что приведет к увеличению доходов в 2011 году на 5,9 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах - на 30,1 млрд. рублей и 54,4 млрд. рублей соответственно.

Информация о работе Таможенные пошлины в доходах федерального бюджета