Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:15, дипломная работа

Описание работы

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России
1.3 История развития бюджетной политики России
Выводы
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
2.1 Анализ управления доходами и расходами государственного бюджета
2.2 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений
Выводы
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРИОД ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
3.1 Проблемы совершенствования бюджетной политики в России в период финансово-экономического кризиса
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

дипломная работа Теоретические основы формированияи реализации бюджетной политики.doc

— 602.00 Кб (Скачать)

В ходе исследования доходной и расходной частей государственного бюджета была проанализирована их структура, динамика составляющих ее элементов. В результате проведенного анализа, можно отметить, что в период с 2000 по 2008 гг. доходы и расходы как расширенного бюджета Правительства, так и бюджетов отдельных уровней бюджетной системы имели восходящую динамику. В части формирования доходной базы повышалась доля налоговой составляющей, что связано в первую очередь с переносом налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор. При наличии среднего уровня общей налоговой нагрузки ВВП России среди развитых стран, в нашей стране сохраняется довольно невысокий уровень налогообложения потребления и социальных отчислений. Это объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю.

Стабильный период развития национального хозяйства с 2000 по 2008

гг., позволил увеличить и расходную часть консолидированного бюджета. В нем преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%). Однако сравнение данных показателей со странами ОЭСР показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

В результате рассмотрения особенностей бюджетной политики в области управления государственным долгом в период с 2000 по 2008 гг., можно отметить существенное сокращение его величины с 61,3% ВВП до 6,8%. Внешний долг бывшего СССР, составляющий самую значительную долю в общей массе, был реструктуризирован, а долговая политика была направлена на развитие рыночных инструментов заимствования, замещение внешнего долга внутренним, увеличение его дюрации. Несмотря на положительные изменения уже в докризисные годы наметилась опасная тенденция к резкому наращиванию корпоративного долга, особенные опасения вызывает его трансформация в долг государственный.

За последние  годы большие сдвиги произошли в  области межбюджетных отношений. Осуществлен переход к новой методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий. В результате реформы 2003-2004гг. на постоянной основе разграничены доходы и расходные обязательства между уровнями бюджетной системы, повышена эффективность механизмов горизонтального и вертикального выравнивания бюджетов за счет введения дополнительных отчислений из более обеспеченных бюджетов менее обеспеченным, обеспечения минимального уровня бюджетной обеспеченности наиболее отсталых территорий.

Тем не менее, несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной сферы в докризисный  период, в бюджетной политике России уже тогда сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы. Тем не менее, в параметрах федерального бюджета на 2010 год и плановый период уже в значительной степени учтены пессимистичные прогнозы многих экспертов. Так по самым общим оценкам ожидается сохранение дефицита федерального бюджета в 2010 году, а вероятность продолжения этой тенденции остается высокой. На его покрытие в 2010-2012 гг. предусмотрены внешние заимствования в сумме 60 млрд. долл., а рост общего объема государственного долга к концу 2012 года по сравнению с 2009-ым ожидается более чем в 2 раза, что составит 15,4% ВВП.

Несмотря на то, что  кризисное годы обнажили многие системные  недостатки в функционировании сферы  государственных финансов, только решение  сегодняшних первоочередных проблем  позволит нашей стране получить возможность  впоследствии провести полноценную модернизацию в экономике и со временем встать на инновационный путь развития. В данном исследовании была сделана попытка особо выделить некоторые из этих проблем и обозначить пути их эффективного решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (опубликован в Собрании законодательства РФ от 28.12.2009)

Литература

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 486 с.
  2. Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. // Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34
  3. Бюджетная система России: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 1999. – 550 с.
  4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.
  5. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2007. – 640 с.
  6. Зубаревич Н.В. Влияние кризиса на регионы России: мониторинг. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml
  7. Каплина А.В. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансовые исследования. – 2007. – №15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finis.rsue.ru/2007-2/Ka.pdf
  8. Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2006]. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/gos_i_mun_dolg/page0003.asp
  9. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. –

Изд. 2-е, доп. и  перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.

  1. Плюсы и минусы отмены ЕСН // Адвокатский Вестник. – №51. – ноябрь 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advpalataro.ru/publications/index.php?ID=6094
  2. Проблема внешнего долга // Эксперт. – 1999. – №25. – с. 22.
  3. Пшенинникова Ю.И. Роль долговой политики в перспективном финансовом планировании // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?Artid=22910
  4. Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации / И.В. Стародубровская. – М.: ИЭПП, 2008. – 184 с.
  5. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  6. Финансы: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. – 504 с.

Справочные и информационные издания

  1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Адреса Интернет-ресурсов

  1. Банк России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
  2. Заключение Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок БДО Юникон по проекту Федерального закона о бюджете. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.bdo.ru/media/smi/cmei/expert.pdf
  3. КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
  5. Обязательное социальное страхование: сценарии развития. Институт современного развития [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/341
  6. Обзор экономических показателей. Экономическая экспертная группа Минфина РФ. – 9 февраля, 2010. – с. 45-47. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eeg.ru
  7. Росстат [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  8. Региональные бюджеты: текущее состояние и перспективы. Финансовый портал Бюджет.ru. – 10 ноября. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://bujet.ru/article/63793.php
  9. Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/10291
  10. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа:. http://www.ach.gov.ru
  11. Тенденции развития межбюджетных отношений в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации. – 2006. – №23. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru
  12. Федеральное Казначейство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа : http://www.roskazna.ru
  13. Чернышев О.А., Калашникова Е.О. Развитие государственно-частного партнерства в России. – 17 февраля. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113838

1 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 550 с.

2 Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— с. 103

3 Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 6

4 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. – с. 110-111

5 Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 340 с.

6 Александров И.М. Бюджетная  система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – с.32

7 Александров И.М. Указ. соч., с.35-36

8Федеральный фонд учебных курсов РУДН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/econ/ec9.html

9 Государственные и муниципальные финансы / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2007. – с. 235

10 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. 

11 Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 172

12 Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 175, 179

13 Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 184

14 Глоссарий. Сайт группы компаний «РУСКОНСАЛТ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusconsult.ru/glossary/

15 Бюджетное послание Фереральному Собранию «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах». // КонсультантПлюс. ВерсияПроф  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

16 Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 1999 . – 550 с.

17 Финансы. Указ. соч., с.159 – 164

18 Проблема внешнего долга // Эксперт. – 1999. – №25. – с. 22.

19 Финансы. Указ. соч., с. 126

20 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023г.  Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

21 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023г. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

22 Данные Минфина РФ. Проект бюджетной стратегии на период до 2023г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

23 Рассчитано по данным Росстата России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

24 Посчитано по данным Росстата и Федерального Казначейства [Электронные ресурсы]. – Режим доступа: http://www.gks.ru, http://www.roskazna.ru

25 Пронина Л.И. О новом налоговом и бюджетном законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении, вступающем в силу в 2009 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  

http://www.admhmao.ru/economic/finans/seminar/2105/new_zacon.htm

26 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023г. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/

27 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023г. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/

28 О Стабилизационном фонде. Минфин РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/stabfund/about

29 Бюджетное послание Фереральному Собранию «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах». // КонсультантПлюс. ВерсияПроф  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

 

30 Новости экономики. NEWSru.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/22jan2009/newprognos.html

 

31 Данные Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru

32 Обзор экономических показателей. Экономическая экспертная группа Минфина РФ. – 9 февраля, 2010. – с. 45-47. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eeg.ru

33 Н.В. Зубаревич. Влияние кризиса на регионы России: мониторинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml

34Сайт Председателя Правительства РФ В.Путина. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/10291

35 Данные Проекта бюджетной стратегии РФ на период до 2023г. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/

36 Заключение Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок БДО Юникон по проекту Федерального закона о бюджете. – с. 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bdo.ru/media/smi/cmei/expert.pdf

 

37 Посчитано по данным Росстата и Федерального Казначейства [Электронные ресурсы]. – Режим доступа: http://www.gks.ru, http://www.roskazna.ru

38 Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Минфин РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

39 Обязательное социальное страхование: сценарии развития. Институт современного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/341

40 И.М. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 47, с.  265-272

41 Плюсы и минусы отмены ЕСН // Адвокатский Вестник, № 51. – ноябрь 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advpalataro.ru/publications/index.php?ID=6094

42 Высказывания А.Кудрина информационным агентствам на совещании у Президента РФ Д.Медведева по вопросам развития пенсионной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=7874

43 Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг./ Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34

44 Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/gos_i_mun_dolg/page0003.asp

45 Пшенинникова Ю.И. Роль долговой политики в перспективном финансовом планировании // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.m-economy.ru/art.php3?Artid=22910

Информация о работе Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики