Формальное и неформальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Использование формального и неформального управления невозможно без знания теоретических основ данной проблемы. Но одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким образом, возникает необходимость применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться в методологии, адаптируя ее к практике.

Содержание

1.Формальное и неформальное управление

Введение 2

Понятие управления. Признаки, функции и различия
формального и неформального управления 3

Бюрократия. Сочетание формального
и неформального управления. 10

Модели решения проблемы. Сочетания формального
и неформального управления. 17


2.Бизнес-планирование и его роль в повышении

эффективности деятельности предприятия на примере

экспресс-кафе ООО «Эйфория».

2.1Теоретические вопросы бизнес плана. 19

2.2Разработка бизнес плана на предприятии ООО «Эйфория». 23

Заключение 43

Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Менеджемент.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Методология управления также является важнейшим  фактором сочетания формального  и неформального управления. Она  определяет необходимость использования научного, системного анализа в управлении. Построить необходимое сочетание невозможно без глубокого понимания всех факторов активизации деятельности человека в конкретных условиях его работы, без изучения господствующих в коллективе ценностей и интересов.

     И еще один фактор – искусство управления. Именно в сочетании формального  и неформального управления наиболее ярко и зримо проявляется то, что  называется искусством управления.

     Искусство управления представляет собой соединение, и не просто соединение, а определенного вида комбинацию способностей, человеческих качеств, опыта и профессионализма менеджера.

     Ведь  в определении меры неформального  управления имеет значение интуиция менеджера, способность предвидения  и реализм, ощущение опасности и  приобретение уверенности. Все это уходит в область искусства управления.

     В области неформального управления находится управление менеджером со стороны персонала. Неверно считать, что только менеджер управляет коллективом, что не существует обратного воздействия. И это воздействие не случайное, оно играет определенную роль в общих процессах управления.

     Обратное  воздействие выступает чаще всего  в виде реакции коллектива на решения, принимаемые менеджером, и не может  не влиять на поведение менеджера  в дальнейшем, не может не корректировать процессы управления.

     Неформальное  управление способствует видению реакции  коллектива, своевременному распознаванию  изменений в его отношении  к делу, миссии, менеджеру. Неформальное управление способствует общей оценке состояния управления. С другой стороны, оно влияет на благоприятные реакции коллектива, на действия менеджера, потому что предполагает наличие доверия не только менеджера к подчиненным, но коллектива к менеджеру.

     Динамика развития неформального управления:

     1.преодоление широко распространенного негативного, пренебрежительного отношения к неформальному управлению, признание этого вида управления  и работа с ним. При этом важно помнить, что ликвидация неформальных отношений могут сделать нежизнеспособной и формальные отношения;

     2.внимательный учет мнения сотрудников при неформальном управлении, поощрение тех из них, которые помогают достижению целей организации. Необходимо всячески избегать противостояния формального и неформального лидеров;

     3.постоянный учет влияния принимаемых решений,  и в первую очередь на неформальные отношения и недопущение негативных последствий такого влияния.

     4.обязательное включение в процесс принятия важных решений участников неформального управления. Это устраняет или ослабляет сопротивление таких отношений принятым решениям.

     5.систематическое обеспечение участников неформальных отношений достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения.

     Таким образом, можно сделать вывод, что влияние формального и неформального управления на межличностные отношения играет очень большую роль в процессе развития организации. 
 
 
 

1.3Модели решения проблемы. Сочетания формального и неформального управления

     Большинство руководителей формальных организаций к неформальному управлению относятся отрицательно, считая его результатом плохого руководства. Но неформальные отношения – это явление естественное и от качества общего управления не зависят. Неформальное управление может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное. Например, неформальная организация может придерживаться более низких норм, чем официальное руководство, или приверженность существующему положению может стать на пути модернизации или другого нововведения. Из неформальных связей часто вырастает чувство коллективизма во всей организации.

     Отрицательное отношение к неформальному руководству  в целом ведет к упущению эффективных  факторов влияния на формальное управление

     В недалеком прошлом теоретики ориентировали менеджмент на упразднение неформальных отношений. Современная теория менеджмента считает необходимым использовать неформальные связи в интересах официального управления, что требует выполнения следующих тезисов:

     1.Признать неформальное управление и сочетать его с формальным.

     2.Прислушиваться к мнению сотрудников – участников неформальных отношений

     3.Не предпринимать действий, которые могут оказать отрицательное влияние на неформальное управление

     4.Для предотвращения слухов ускорять доступность официальной информации.

     Ключом  к успеху на примере Компании «Microsoft»  является способность сохранять  чувство общности среди сотрудников, достигаемое с помощью неформального  руководства.

     Все эти принципы применимы в России, но необходимо учитывать и специфику нашей страны.

     Поэтому можно выделить следующие тезисы развития неформального управления:

    • сокращение или ограничение бюрократических приемов: директив, приказов и прочей официальной документации, но в пределах разумного.
    • пересмотр общей концепции менеджмента применительно к российской рыночной экономике
    • внедрение системы различных кружков (например, кружков качества) и тематических мероприятий (вечеров отдыха, спортивных соревнований и т.п.), но не на директивном уровне, а по желанию сотрудников организации
    • развивать комплекс обратных связей между руководителем и подчиненными, т.е. общение, обращение за советами, а также возможность совместного принятия решений

     Используя все эти принципы, и все больше развивая неформальное управление, в организации не только будет благоприятный психологический климат, но это позволит ей более эффективно развиваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бизнес-планирование и его роль в повышении

эффективности деятельности предприятия на примере

     экспресс-кафе ООО «Эйфория».

     2.1Теоретические  вопросы бизнес плана

     Реформы в экономике неразрывно связаны  с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается  в быстром и фундаментальном  изменении действующих процедур.

     В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны  заинтересованных субъектов или  определенных структур управления.

     В значительной степени успех или  неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования.

     В современной быстроменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

     Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной  степени детализации на ближайшую  и более отдаленную перспективу.

     Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

     Планирование  необходимо любой организации, которая  намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.

     Процесс планирования позволяет увидеть  весь комплекс будущих операций предпринимательской  деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой (рис. 1)1. 

     

     Рис. 1. Составление и реализация плана 

     Современная экономическая ситуация, связанная  с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

     Оптимальным вариантом достижения таких решений  является новая прогрессивная форма  плана - бизнес-план.

     Успех в мире бизнеса решающим образом  зависит от трех элементов:

     1. Понимания общего состояния дел  на данный момент;

     2. Представления того уровня, который  вы собираетесь достичь;

     3. Планирования процесса перехода  из одного состояния в другое. Бизнес - план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

     Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может  исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

     Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средств лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

     Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет) плана.

     Последовательность  составления бизнес-плана:

     

     Рис. 2. Последовательность составления  бизнес-плана2

  1. принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия;
  2. анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта;
  3. выбор изделия или услуги, производство которых будет являться целью задуманного проекта;
  4. исследование возможного рынка сбыта;
  5. составление прогноза объемов сбыта (для первого года - помесячно, для второго - поквартально);
  6. выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;
  7. разработка плана производства;
  8. разработка плана маркетинга;
  9. разработка организационного плана;
  10. разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;
  11. решение вопросов организации бухгалтерского учета;
  12. решение вопросов страхования;
  13. разработка финансового плана;
  14. написание резюме к бизнес-плану.

     Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формальное и неформальное управление