Эффективность использования капитала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

Роль основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ и ОС, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ и ОС. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, области, всей страны в целом, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе, выход из которого может быть осуществлен только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.

Содержание

Введение.....…………………………....................................................................З
1. Сущность, значение, состав и структура основных
фондов и оборотных средств предприятия...................……………………......5
1.1. Основные фонды..................................................…………………..... 5
1.2. Оборотные средства..................................................………………….6
1.3. Особенности ОФ и ОС автотранспортных
предприятий............................................................………………………………7
2. Показатели использования ОФ и ОС на АТП.......…………………….........14
2.1 Учет и оценка ОПФ на АТП..........................……………………........ 14
2.2. Показатели эффективности использования ОФ........……………..... 15
2.2.1. Основные показатели использования ОФ..............……………….. 16
2.2.2. Вспомогательные показатели использования ОФ......……………..20
2.3. Показатели эффективности использования оборотных
средств.............................................................……………………………...26
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС
автотранспортных предприятий....................................……………………..27
Заключение.......................................................………………………….............32
Список использованной литературы..................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг.  Оборотные фонды на автотранспорте состоят главным образом из производственных запасов.

     В составе оборотных фондов учитывают  все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.

     В сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных  документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства в Госбанке и кассе предприятия для мелких хозяйственных нужд и расходов на командировки.

     В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим нередко считают, что применительно к транспорту оборотные средства имеют только две стадии кругооборота.

     Однако  опыт показывает, что между процессом  перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг.  Этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.

     Состав  и структура основных фондов и  оборотных средств ОАО ПОГА-1 представлены ниже в таблицах. 

Таблица 1 - Состав и структура основных фондов ОАО ПОГА-1 (на конец 1998 г.)

Виды фондов      тыс. руб.  в %

Здания       11 498  20,4%

Сооружения      11 764  20,9%

Машины  и оборудование    2 555   4,5%

Транспортные  средства     28 278  50,3%

Производств. и хоз. инвентарь   26   0,0%

Другие виды основных фондов   2 127   3,8%

Итого        56 248  100,0%

В т.ч.  Производственные   55 418  98,5%

  Непроизводственные   833   1,5% 

     В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%). Структура транспортных средств приводится ниже.

 

     

     Таблица 2- Состав и структура подвижного состава по типам и маркам

       Грузо-подъ-ем-ность       коли  че-ство       по типам  и маркам по маркам Общая грузоподъем-

ность

по типам  и маркам % по маркам      
     Всего автомобилей         222       100,0%        
      
2 007,2       100,0%        
      
            Цистерны            8       3,6% 100,0%      93,2       4,6% 100,0%
     из них       Камаз-5410      20,6             3        1,4% 37,5%            61,8       3,1% 66,3%
Зил-130      6,7       4       1,8% 50,0%      26,8       1,3% 28,8%
Газ-53      4,6            1       0,5% 12,5%      4,6       0,2% 4,9%
     Бортовые            87       39,2% 100,0%      622,1       31,0% 100,0%
     из них Камаз-5320      8            32       14,4% 36,8%      256,0       12,8% 41,2%
Камаз-53212      10            3       1,4% 3,4%      30,0       1,5% 4,8%
Камаз-53208      7.5            13       5,9% 14,9%      97,5       4,9% 15,7%
Камаз-53213      11            4       1,8% 4,6%      44,0       2,2% 7,1%
Камаз-53202      8,2            2       0,9% 2,3%      16,4       0,8% 2,6%
Зил-431610      5,4            33       14,9% 37,9%      178,2       8,9% 28,6%
     Самосвалы            98       44,1% 100,0%      947,3       47,2% 100,0%
     из них       Краз-256       12             1       0,5% 1,0%      12,0       0,6% 1,3%
Камаз-5511       10             86       38,7% 87,8%      860,0       42,8% 90,8%
Зил-ММЗ 554       5             1       0,5% 1,0%      5,0       0,2% 0,5%
Камаз-55102       7             4       1,8% 4,1%      28,0       1,4% 3,0%
Зил-ММЗ 45023      5,75            3       1,4% 3,1%      17,3       0,9% 1,8%
Зил-4514      10            2       0,9% 2,0%      20,0       1,0% 2,1%
Зил-ММЗ 5054      5            1       0,5% 1,0%      5,0       0.2% 0,5%
     Фургоны            3       1,4% 100,0%      14,8       0,7% 100,0%
  Газ-3307      4            1       0,5% 33,3%      4,0       0,2% 27,0%
Зил-138      5,4            2       0,9% 66,7%      10,8       0,5% 73,0%
Седельные тягачи с полуприцепами бортовыми      26       11,7% 100,0%      329,8       16,4% 100,0%
   из них Камаз-5410       14,2             22       9,9% 84,6%      312.4       15,6% 94,7%
Камаз-54112       1,2             2       0,9% 7,7%      2,4       0,1% 0,7%
Зил-441510       7,5             2       0,9% 7,7%      15.0       0,7% 4,5%
 

     Наибольшую  долю занимаю самосвалы (44,1%), состоящие, в основном, из автомобилей Камаз-5511 (87,8%), и бортовые - 39,2% (Камаз-5320 -36,8%, Камаз-53208 - 14,9%, Зил-431610 - 37,9%).

     Структура автомобилей по грузоподъемности, видам  топлива и времени пребывания в эксплуатации представлена ниже. 

     Таблица 3 - Структура подвижного состава по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации

 Кол-во %

Структура подвижного состава по грузоподъемности

До 1,5 т 0 0,0%

свыше 1,5 до 5,0 т 2 0,9%

свыше 5,0 до 7,0 т 44 19,8%

свыше 7,0 до 10,0т 53 23,9%

свыше 10,0 до 15,0т 120 54,1%

Более 15,0 т 3 1,4%

Итого 222 100% 

Структура подвижного состава по видам  топлива

Бензиновые 9 4,1%

Дизельные 161 72,5%

Газодизельные 13 5,9%

Газ сжатый 36 16,2%

Газ сжиженный З 1,4%

Итого 222 100% 

Структура подвижного состава по времени их пребывания в эксплуатации

До 2-х  лет вкл. 0 0,0%

Свыше 2 лет до 5 лет вкл. 8 3,6%

Свыше 5 лет до 8 лет вкл. 23 10,4%

Свыше 8 лет до 10 лет вкл. 81 36,5%

Свыше 10 лет до 13 лет вкл. 51 23,0%

Свыше 13 лет 59 26,6%

Итого 222 100% 

     Из  таблицы видно, что парк автомобилей - большегрузный (54,1% имеют грузоподъемность от 10 до 15 т), дизельный (72,5%). Такая структура  парка способствует эффективному его  использованию. Однако он нуждается  в обновлении (86,1% автомобилей служат более 8 лет). 

     Таблица 4- Состав и структура оборотных  фондов

Виды  средств 1996 1997 1998
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Производственные  запасы 1 326 89,3% 2 866 99,1% 2 672 99,3%
Сырье, материалы и др. ценности 1 210 81,5% 2 609 90,2% 2 461 91,5%
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 116 7,8% 257 8,9% 211 7,8%
Незавершенное производство и расходы будущих  периодов 159 10,7% 26 0,9% 19 0,7%
ИТОГО производственных оборотных фондов 1 485 100,0%

22,8%

2 892 100,0%

26,5%

2 691 100,0%

18,8%

Готовая продукция 2 904 57,6% 893 11,1% 1 499 12,9%
Денежные  средства 8 0,2% 1 0,0% 4 0,0%
Средства  в расчетах 2 127 42,2% 7 121 88,8% 10 135 87,1%
ИТОГО фондов обращения 5 039 100,0%

77,2%

8 015 100,0%

73,5%

11 638 100,0%

81,2%

Всего оборотных средств 6 524 100,0% 10 907 100,0% 14 329 100,0%
 

     Наибольшую  долю в составе оборотных фондов составляют фонды обращения (81,2%), а  в них - средства в расчетах (87,1%).

 

     

2. Показатели использования  основных фондов  и оборотных средств  на АТП. 

     2.1. Учет и оценка ОПФ на АТП. 

     ОФ  на предприятий учитываются в  натуральном и денежном выражении. Учет фондов в натуральном выражении  позволяет определить производственные мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить  техническое состояние фондов, а  также найти пути повышения эффективности их использования. ОФ предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства. Учитывают их по первоначальной (балансовой) стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление, транспортировку, монтаж и другие виды работ, связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию.

     Первоначальная  стоимость основных производственных фондов

     Фосн. = Спр. + Стр. + См. + Сдр.,

     где  Спр. - стоимость приобретенных ОФ, руб.;

     Стр. - затраты на транспортировку, руб.;

     См. - затраты на монтажные работы,руб.;

     Сдр. - другие виды затрат, руб.

     Оценка  ОФ по первоначальной стоимости проводится с целью определения общей  их стоимости по предприятиям. По первоначальной стоимости исчисляют суммы амортизации, платежей в бюджет за пользование  ОФ, технике- экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия и уровень использования ОФ. Оценка ОФ может производиться как по полной, так и по остаточной стоимости. Остаточную стоимость ОФ (Фосн.ост.) определяют в результате вычитания из первоначальной стоимости фондов (Фосн.) стоимости их износа (Сизн.)

     Фосн.ост = Фосн. - Сизн = Фосн.(1 - Тэкс.На/100)

     где Тэкс.- срок, в течение которого эксплуатировались ОФ, год;

     На - норма амортизации на восстановление ОФ,

     Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ. Техническое состояние ОФ характеризуется коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия

     Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии ОФ:

     Кизн. = Сизм.осн.

     Коэффициент годности характеризует техническое  состояние ОФ

            Фосн. - С изн.  Фосн.ост.

     К = --------------------  =  -------------------

             Фосн.к.   Фосн.к.

     где Фосн.ост. - остаточная (неизношенная или несамортизированная) стоимость ОФ;

     Фосн.к - первоначальная стоимость на конец отчетного года.

     Коэффициент обновления характеризует интенсивность  ввода в действие новых производственных мощностей:

     Кобн. =  Фосн.вводосн.к

     где Фосн.ввод - стоимость вводимых ОФ

     Коэффициент выбытия характеризует интенсивность  выбытия ОФ:

     Квыб. = Фосн.выб. / Фосн.к

     где   Фосн.выб - стоимость выбывших ОФ;

     Фосн.н - первоначальная стоимость действующих ОФ на начало расчетного периода (года) 
 

     2.2. Показатели эффективности  использования ОФ. 

     Т.к. объектом исследования является деятельность ОАО "ПОГА", а целью любого акционерного общества является извлечение прибыли, то показателем, наиболее полно выражающем в конечном итоге критерий экономической эффективности использования основных производственных фондов АТП, следует считать размер прибыли на единицу основных фондов - рентабельность основных производственных фондов. Но для целей анализа наиболее эффективного использования основных фондов целесообразно не ограничиваться выбором только критерия, а необходимо иметь систему основных и вспомогательных показателей. 

     2.2.1. Основные показатели использования  основных фондов. 

     К основным относятся показатели использования подвижного состава и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы.

Информация о работе Эффективность использования капитала предприятия