Экономические санкци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Также до сих пор дискуссионным вопросом остаются субъекты, обладающие правом применять санкции[1][2][3]. История развития санкций насчитывает более двух тысяч лет. Первые случаи применения были известны еще в Древней Греции[4]. В эпоху средневековья подобные меры получают нормативное закрепление и название «репрессалии». Санкциями они стали именоваться после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций. После создания ООН такие меры были закреплены в VII Разделе Устава ООН. В период с 1945 по 1990 санкции ООН были применены только два раза[5].

Работа содержит 1 файл

экон санкций.docx

— 61.22 Кб (Скачать)

Также до сих  пор дискуссионным вопросом остаются субъекты, обладающие правом применять  санкции[1][2][3]. История развития санкций насчитывает более двух тысяч лет. Первые случаи применения были известны еще в Древней Греции[4]. В эпоху средневековья подобные меры получают нормативное закрепление и название «репрессалии». Санкциями они стали именоваться после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций. После создания ООН такие меры были закреплены в VII Разделе Устава ООН. В период с 1945 по 1990 санкции ООН были применены только два раза[5].

До недавнего  времени они носили всеобъемлющий  характер и предусматривали объявление (в соответствии с Резолюциями СБ ООН) всеми государствами-членами ООН полного эмбарго на торговлю с государством-объектом санкций. Таким санкциям подверглись Ирак и Югославия, чуть в меньшей степени Гаити и Южная Родезия (ныне Зимбабве). На сегодняшний день санкции ООН в своём большинстве представляют запрет на поездки или замораживание активов лиц, внесённых Советом Безопасности в так называемый «чёрный список» или эмбарго на поставки вооружения в государство-объект санкций. Такие санкции называются «точечными» или «целенаправленными»[6][7][8][9].

По состоянию  на 12 августа 2009 года санкции были применены Советом Безопасности 19 раз[5].

Виды  санкций

Практика применения санкций за более чем полувековую  историю существования ООН создала  значительную базу для систематизации их форм и видов. В международно-правовой литературе неоднократно осуществлялись попытки привести определенную классификацию  санкций [14]. Но разными учеными санкциями охватывался или очень расширенный или слишком суженный перечень правомерных, а также иногда неправомерных, принудительных средств. Исходя из уже изложенного можно дать такую классификацию международно-правовых санкций общего характера. Санкции, которые осуществляются государствами или международными организациями на основании Резолюций Совета Безопасности, принятых в соответствии с Разделом VII Устава ООН:

    1. Коммерческие или торговые:

    а) полное (всеобъемлющее) эмбарго;

    б) частичное (выборочное) эмбарго;

    в) прекращение  технического обслуживания;

    2. Финансовые:

    а) блокирование иностранных активов правительства;

    в) ограничение  доступа на финансовые рынки

    г) прекращении предоставления финансовой помощи;

    3. Санкции в отношении передвижения:

    а) запрет на перемещение  за границу своего государства определенных лиц или групп лиц;

    б) запрет на перемещение  любых средств сообщения (в большинстве  случаев воздушного сообщения);

    4. Дипломатические:

    а) полный или  частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций;

    б) аннулирования  дипломатических виз;

    5. Спортивные и культурные:

    а) запрет на участие  в спортивных соревнованиях лиц  или групп лиц, представляющих страну-объект санкций;

    б) прекращение  научного, технического и культурного  сотрудничества путем обмена и поездок  с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций;

    6. Процессуальные санкции:

    а) Прекращение  или лишение права голоса;

    б) Лишение  права на представительство в  выборних органах международной организации;

    в) Неприятие  или исключения из членства в международной  организации;

Наиболее распространенными  санкциями на сегодняшний день являются такие виды Санкций ООН как:

  • запрета на поездки. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете таким лицам покидать территорию своего государства.
  • замораживания активов. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете такими лицами пользоваться активами размещенными за пределами своего государства.
  • эмбарго на поставку вооружения. Применяются против государства в целом и выражаются в запрете всем остальным государствам поставлять оружие или составляющие в объеме, количестве и на условиях предусмотренных Советом Безопасности ООН.
  • СБ ООН принимает Резолюцию о введении санкций против ЮАР
  • Несмотря на внешнюю эффективность такого инструмента, впервые Совет Безопасности сослался на статью 41 Устава ООН только 16 декабря 1966 года, когда в своей Резолюции № 232 обязал государства осуществить определенные принудительные меры против Южной Родезии. Эти санкции были отменены Резолюцией 460 (1979) от 21 декабря 1979 года. До 1990 года Советом Безопасности санкции применялись лишь дважды — к Южной Родезии (как уже указывалось) и к ЮАР, Резолюцией 418 (1977) от 4 ноября 1977 года когда было введено эмбарго на поставки оружия (прекращены Резолюцией 919 (1994) от 25 мая 1994 года)

Всеобъемлющие санкции (1990 1998 года)

После аннексии Ираком территории Кувейта 2 августа 1990 года в истории ООН началась новая эра применения санкций. 6 августа 1990 года Совет Безопасности ООН, принял Резолюцию 661 (1990), которая предусматривала применение принудительных мер без использования оружия в соответствии с положениями Главы VII Устава против Ирака и Кувейта. Под действие таких мер попали любые товары, исключение составляли только поставки, предназначенные исключительно для медицинских целей, и поставки продуктов питания в рамках гуманитарной помощи. Однако всеобъемлющие принудительные меры вызвали существенное ухудшение экономического и социального положения в Ираке. В период действия всеобъемлющих мер с 1990 до 1995 года иракский динар упал в цене по отношению к доллару США более чем в 20 раз[16]. Еще одним примером применения всеобъемлющих санкций в практике Совета Безопасности ООН является случай введения принудительных мер, в соответствии с разделом VII Устава ООН, против Гаити в 1994 году Резолюцией № 917 (1994). Одним из наиболее ощутимых, по негативным последствиям для населения, стало введение 30 мая 1992 года всеобъемлющих санкций в отношении Югославии. Последствия такого эмбарго нанесли значительный вред как экономике страны так и незащищенным слоям населения. Еще одним примером негативных гуманитарных последствий являются всеобъемлющие санкции, предусматривающие эмбарго на воздушные перевозки, введенных Резолюциям Совета Безопасности ООН 748 (1992) и 843 (1993) по Ливии. В Доклады Миссии ООН по установлению фактов в Ливии отмечено, что санкции вызывают «всеобъемлющие, неблагоприятные последствия для условий жизни населения и экономики страны»[17]. В частности, уровень безработицы там вырос с 1 до 12 процентов, ускорились темпы инфляции, цены на большинство товаров выросли более чем на 200 процентов[17].

Когда жесткие и всеобъемлющие экономические санкции применяются против авторитарных режимов возникает другая проблема. В этом случае обычно страдают простые люди, а не политическая элита, поведение которой спровоцировало введение санкций»[ кофе аннан

В итоге критика  применения всеобъемлющих санкций  привела к постепенному поиску Советом  Безопасности ООН эффективной альтернативы. Основываясь на рекомендациях семинаров  ООН, посвященных проблемам всеобъемлющих  санкций, а также на предложениях, сделанных комитетами по санкциям, Совет Безопасности ООН постепенно начал переходить к практике применения так называемых «точечных санкций». Такие санкции предусматривают влияние непосредственно на членов правительства и правящую элиту в целом или военнослужащих, иначе говоря, эти «санкции, направленные на лиц, несущих непосредственную ответственность за неправомерную политику» [20]. В рамках такого законного давления могут применяться такие меры, как наложение ареста на финансовые активы за рубежом; ограничения доступа на иностранные финансовые рынки; эмбарго на поставки оружия; запрет на посещения зарубежных стран и др. Они осуществляются в отношении как частных лиц, имеющих отношение к международным правонарушениям, так и предприятий или любых объектов, принадлежащих правительству. Кроме того, к ним можно отнести разного рода эмбарго на поставку объектов, которые не используются населением в повседневных или любых других мирных целях.

Все случаи применения санкций ООН

Страна Введение  санкций 

(дата  и номер Резолюции)

Прекращения санкций 

(дата  и номер Резолюции)

Виды  санкций
 Ангола 15 сентября 1993 годa путем принятия Резолюции 864 (1993) 9 декабря 2002 года в соответствии с Резолюцией 1448 (2002)
  • Запрет на импорт из Анголы алмазов
  • Запрет на продажу или поставку оборудования, используемого в горнодобывающей промышленности
  • Запрет на продажу или поставку автотранспортных средств, или судов, или запасных частей к ним
 Афганистан 15 октября 1999 года путем принятия Резолюции 1267 (1999) До  сих пор
  • Замораживание активов
  • Запрет на поездки
  • Эмбарго на поставки оружия
 Гаити 16 июня 1993 года путем принятия Резолюции 841 (1993) 29 сентября 1994 годa в соответствии с Резолюцией 944 (1994)
  • Эмбарго на поставку оружия и нефти
  • Замораживание финансовых средств
 ДР Конго 28 июля 2003 года путем принятия Резолюции 1493 (2003) До  сих пор
  • Эмбарго на поставки оружия
  • Запрет на поездки, пункты
  • Замораживание активов
 Ирак, а также  Кувейт 6 августа 1990 года путем принятия Резолюции 661 (1990) 22 мая 2003 года в соответствии с Резолюцией 1483 (2003)
  • Всеобъемлющие санкции
 Ирак 22 мая 2003 года путем принятия Резолюции 1483 (2003) До  сих пор
  • Эмбарго в отношении оружия
  • Замораживание и перевод активов
 Иран 23 декабря 2006 путем принятия Резолюцией 1737 (2006) До  сих пор
  • Эмбарго на поставку материалов чувствительных в плане распространения ядерной деятельности и развития программ разработки баллистических ракет
  • Запрет на экспорт оружия и связанных с ним материалов;
  • Запрет на поездки, замораживание активов
 КНДР 14 октября 2006 года путем принятия Резолюции 1718 (2006) До  сих пор
  • Эмбарго на поставки оружия
  • Эмбарго, связанное с ядерными программами
  • Запрет на экспорт в КНДР предметов роскоши
  • Запрет на поездки
  • Замораживание активов
 Кот-д’Ивуар 15 ноября 2004 года путем принятия Резолюции 1572 (2004) До  сих пор
  • Эмбарго на поставки оружия
  • Запрет на поездки
  • Замораживание активов
  • Санкции в отношении алмазов
 Либерия 19 ноября 1992 путем принятия Резолюции 788 (1992) До  сих пор
  • Эмбарго на поставки оружия, включая оружие и боеприпасы, военные автотранспортные средства и технику, полувоенное снаряжение и запасные части для всего вышеупомянутого
  • Запрет на импорт любой круглой древесины и лесоматериалов либерийского происхождения
  • Запрет на поездки
  • Замораживание активов
 Ливан 7 апреля 2005 года путем принятия Резолюции 1595 (2005) До  сих пор
  • Запрет на поездки
  • Замораживание активов
 Ливия 31 марта 1992 года путем принятия Резолюции 748 (1992) 12 сентября 2003 года в соответствии с Резолюцией 1506 (2003)
  • Эмбарго на поставки оружия
  • Воздушное эмбарго
  • Замораживание активов
  • Запрет на поставку оборудования для переработки и транспортировки нефти.
 Руанда 17 мая 1994 годa путем принятия Резолюции 918 (1994) 10 июля 2008 года в соответствии с Резолюцией 1823 (2008)
  • Эмбарго в отношении оружия
 Сомали 23 января 1992 года путем принятия Резолюции 733 (1992) До  сих пор
  • Эмбарго в отношении оружия (территориальное)
  • Эмбарго в отношении оружия (целенаправленный запрет на передачу оружия физическим лицам)
  • Запрет на поездки
  • Замораживание активов
 Судан 30 июля 2004 года путем принятия Резолюции 1556 (2004) До  сих пор
  • Эмбарго на поставки оружия
  • Запрет на поездки
  • Замораживание активов
 Сьерра-Леоне 8 октября 1997 года путем принятия Резолюции 1132 (1997) До  сих пор
  • Эмбарго в отношении оружия для негосударственных субъектов
  • Запрет на поездки
 Югославия (включая Косово) 25 сентября 1991 путем принятия Резолюции 713 (1991) 10 сентября 2001 года в соответствии с Резолюцией 1367 (2001)
  • Всеобъемлющие санкции
 Эритрея и  Эфиопия 17 мая 2000 года путем принятия Резолюции 1298 (2000) 16 мая 2001 года (по истечении срока)
  • Эмбарго на поставки оружия
  • Запрет на предоставление технической помощи и услуг в области подготовки кадров
 ЮАР 4 ноября 1977 путем принятия Резолюции 418 (1977) 25 мая 1994 года в соответствии с Резолюцией 919 (1994)
  • Эмбарго на поставки оружия
 Зимбабве (бывшая Южная Родезия) 16 декабря 1966 года путем принятия Резолюции 232 (1966) 21 декабря 1979 года в соответствии с Резолюцией 460 (1979)
  • Торговое эмбарго на ряд товаров

Информация о работе Экономические санкци