Экономические санкци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Также до сих пор дискуссионным вопросом остаются субъекты, обладающие правом применять санкции[1][2][3]. История развития санкций насчитывает более двух тысяч лет. Первые случаи применения были известны еще в Древней Греции[4]. В эпоху средневековья подобные меры получают нормативное закрепление и название «репрессалии». Санкциями они стали именоваться после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций. После создания ООН такие меры были закреплены в VII Разделе Устава ООН. В период с 1945 по 1990 санкции ООН были применены только два раза[5].

Работа содержит 1 файл

экон санкций.docx

— 61.22 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в последнее время многие из рекомендаций, сформулированных  в  процессе обсуждений Рабочей группой упомянутого Проекта выводов, в совокупности с идеями в рамках Интерлакенского, Боннско-Берлинского и  Стокгольмского процессов нашли свое практическое применение в деятельности Совета Безопасности  по разработке, введению и осуществлению санкционных режимов.

Принимаемые в  последнее время Советом Безопасности  резолюции о введении экономических санкций содержат формулировки, четко оговаривающие условия, которые должны быть выполнены объектом санкций, прежде чем они будут модифицированы или отменены. Так, в резолюции Совета Безопасности  ООН  от 15 ноября 2004 года о введении экономических санкций против Кот-д'Ивуара определен временной период, по истечении которого «Совет Безопасности проведет обзор мер, введенных в соответствии с пунктами 7, 9 и 11 резолюции, в свете прогресса, достигнутого в мирном процессе и процессе национального примирения в Кот-д'Ивуаре, как это определено в Соглашении Лина-Маркуси и Аккрском соглашении III, и заявляет о своей готовности рассмотреть вопрос об изменении или отмене указанных мер до истечения 13-месячного периода в том случае, если Соглашение Лина-Маркуси и Аккрское соглашение III будут полностьювыполнены»[93].

«Изменившаяся обстановка в Либерии, в частности  уход бывшего президента Чарльза  Тейлора и формирование переходного  национального правительства Либерии, и продвижение вперед мирного  процесса в Сьерра- Леоне» послужили  основанием, «чтобы вынесенное Советом  определение о необходимости  действий на основании главы VII было скорректировано с учетом происшедших  изменений», — отмечается в преамбуле  резолюции Совета 1521(2003)[94].   Согласно данной резолюции,   введенное эмбарго на поставки оружия скорректировано в части изъятий «на поставки вооружений и связанных с ним услуг для поддержки и использования в рамках международной программы обучения и реформирования вооруженных сил и полицейских подразделений Либерии».

Совет Безопасности также принимал меры для оценки возможных  гуманитарных последствий экономических  санкций, с тем чтобы свести к их минимуму. В этой связи показателен пример осуществлявшейся на протяжении с 1996 по 2003 годы программы «OilforFood», или «Нефть в обмен на продовольствие». Без преувеличения можно считать Программу «Нефть в обмен на продовольствие» крупнейшей и  беспрецедентной по своему характеру гуманитарной программой ООН, призванной уменьшить тяжелое положение иракского населения от введенных международных экономических санкций.

Учреждение Советом  Безопасности комитетов по санкциям  также является важным шагом в процессе осуществления прогнозирования, координации и контроля за выполнением режимов санкций. Комитеты являются вспомогательным органом Совета Безопасности и состоят из членов Совета Безопасности ООН.

В рамках Комитетов  создаются соответствующие механизмы, позволяющие адекватно реагировать  на потребности как объекта санкций, так и третьих стран, участвующих в санкционном режиме, вести мониторинг последствий экономических санкций. Деятельность Комитетов сопровождается принятием соответствующих процедурных Руководящих принципов работы Комитета[95]. Кроме того, в целях оказания Комитетам помощи в выполнении их мандатов Совет Безопасности ООН  практикует создание Групп по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, Групп экспертов.

Следует отметить, что субъективные предпосылки эффективности  экономических санкций коренятся  в воле субъектов международного права, посредством которой приводится в действие внутригосударственный  механизм их осуществления. Вследствие этого Комитеты по санкциям, а также  контрольные экспертные органы, оказывающие  им содействие, стали более основательно изучать письменные доклады, представляемые отдельными государствами-членами  относительно шагов, которые они  предприняли для осуществления  предусмотренных  санкциями мер. Такие доклады помогают комитетам по санкциям определять, в какой мере соблюдаются режимы санкций, и помогают выявлять потребности государств в технической помощи, которая позволила бы им повысить эффективность осуществления[96].

Знаменательно, как справедливо отмечает И.Лукашук, что «несмотря на критику практики применения санкций, ни ученые, ни международные правительственные и неправительственные организации не требуют отказа от этого института»[97].

Международное право, как и любая иная правовая система, не может обойтись без мер  принуждения: «Санкции остаются важным инструментом в наших усилиях по поддержанию международного мира и безопасности, не предусматривающих применения силы, и мы заявляем о своем намерении обеспечить, чтобы санкции были четко направлены на поддержку ясных целей, были, где это уместно, ограничены во времени и осуществлялись и контролировались эффективным образом на основе четких критериев и подотчетности; соблюдать санкции, введенные Советом Безопасности; и обеспечивать осуществление санкций таким образом, чтобы смягчить их негативные последствия для населения и третьих государств»[98]. 

В заключение следует  отметить, что от повышения эффективности  экономических санкций зависит  не только процесс преобразования их в более мощное средство сдерживания  и предотвращения конфликтов, но и  усиление роли и повышение эффективности ООН в поддержании международного мира и безопасности в целом

Информация о работе Экономические санкци