Лекции по "Бизнес планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана

Работа содержит 1 файл

БизнесПланирование Уск Текст.doc

— 609.00 Кб (Скачать)
  • поставщиков и подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставленные товары (работы, услуги);
  • собственных работников, с которыми предприятие рассчитывается по зарплате;
  • государственный план, с которым предприятие рассчитывается по налогам;
  • государственные внебюджетные фонды, с которыми предприятие рассчитывается по единому социальному налогу;
  • кредитные учреждения или другие заемщики, с которыми предприятие рассчитывается по кредитам и ссудам.

     Соответственно целесообразно составлять планы расчетов с каждым типом кредиторов, сведя потом полученные данные в единый план расчетов с кредиторами. Раздельное планирование расчетов по типам кредиторов обусловливается, в частности, характером отношений с ними по поводу возникновения и погашения обязательств. Так, расчеты с поставщиками и подрядчиками могут осуществляться с отсрочкой платежа. Расчеты по заработной плате выполняются, как правило, два раза в месяц. Расчеты по многим налогам производятся раз в квартал, а расчеты по единому социальному налогу - в момент начисления работникам заработной платы. Наконец, график расчетов за кредиты и ссуды определяется кредитными договорами или договорами займа.

     Расчет приведенных в табл. 16 показателей требует дополнительных пояснений. Прежде всего необходимо обсудить особенности исчисления налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку именно они вызывают больше всего вопросов.

     Добавленная стоимость, являющаяся объектом НДС, - это вновь созданная на предприятии стоимость, т. е. та часть его готовой продукции, которая добавляется трудом к использованным покупным ресурсам. Численно добавленная стоимость равна сумме трех составляющих: зарплата с начислениями, стоимости амортизации и прибыли.

     В действительности же при расчете суммы НДС добавленную стоимость не исчисляют, а поступают следующим образом. Предприятие-продавец получает от покупателя НДС со всей стоимости проданной продукции по установленной ставке (20% скалькулированной стоимости продукции или 16,7% цены реализации, что одно и то же, так как 20% от 120% это и есть 16,7%). Но одновременно это же предприятие уплачивает НДС поставщикам со всей стоимости купленных у них товаров (работ, услуг). В итоге размер обязательств предприятия перед государственным планом по НДС определяется как разность между полученных от покупателей и уплаченных поставщикам сумм НДС.

     Существует два способа определения момента продаж: по отгрузке и по оплате, для которых обязательства по НДС определяются по-разному. В первом случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от объемов продаж (см. табл. 1). Во втором случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от сумм поступивших от покупателей денежных средств (см. табл. 2). В нашем примере (табл. 16) используется первый способ исчисления «входящего» НДС, т. е. «по отгрузке».

     «Исходящий» НДС возникает в момент выставления счета поставщику или подрядчику. Поэтому сумма налоговых обязательств по НДС вычисляется от сумм, которые планируется реально выплатить продавцу товаров, работ, услуг (в соответствии с обязательствами по расчетам с поставщиками и подрядчиками, см. п. 1.1 табл. 14).

     При исчислении обязательств по налогу на имущество требуется информация о стоимости основных средств, запасов материалов и готовой продукции и о размере дебиторской задолженности. Эта информация (кроме стоимости основных средств) содержится в плане закупок (табл. 7), в плане продаж (см. табл. 1), в плане поступлений денежных средств (см. табл. 2). Налог на имущество исчисляется по ставке 2% стоимости имущества в год. Следовательно, месячные обязательства по этому налогу составляют (2/12) = 0,17% стоимости имущества в данном месяце.

     Итоговый план расчетов с кредиторами может быть представлен в виде плана движения кредиторской задолженности (табл. 19). Пункт 3 его содержит информацию для составления одного из итоговых финансовых планов, а именно план движения денежных средств. Пункты 1 и 4 («остаток кредиторской задолженности на начало и на конец периода») являются информационной основой для составления плана по балансовому листу (раздел «пассивы»).

     Итоговый план расчетов с кредиторами может быть представлен в виде плана движения кредиторской задолженности (табл. 19). Пункт 3 его содержит информацию для составления одного из итоговых финансовых планов, а именно план движения денежных средств. Пункты 1 и 4 («остаток кредиторской задолженности на начало и на конец периода») являются информационной основой для составления плана по балансовому листу (раздел «пассивы»).

     В приведенном примере не рассматривается еще одна группа кредиторов предприятия - заимодавцы финансовых средств (кредитные организации или партнеры). Понятно, что введение этой группы не меняет содержания плана движения кредиторской задолженности. 

     ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

     План движения денежных средств (табл. 20) составляется с целью планирования денежных потоков предприятия. В традиционной бухгалтерии этому плану соответствует отчет о движении денежных средств (форма № 4 приложения к бухгалтерскому балансу). Необходимость его составления вызвана тем обстоятельством, что реальные притоки и оттоки денежных средств на предприятии не совпадают с суммами объемов продаж или с суммами плановых затрат. Это вызвано многими причинами.

     Во-первых, момент отгрузки продукции не совпадает с моментом оплаты (а при продаже с отсрочкой платежа эти различия могут быть весьма велики).

     Во-вторых, (симметричная ситуация) момент поступления на предприятие приобретенных товаров, работ, услуг не совпадает с моментом их оплаты.

     В-третьих, затраты труда «вливаются» в стоимость создаваемого продукта непрерывно, а их фактическая оплата осуществляется в дискретном режиме. Так, согласно табельному учету рабочего времени затраты труда учитываются ежедневно. А зарплата выдается работникам два раза в месяц. Аналогично и с налоговыми платежами (их сумма накапливается в стоимости продукта непрерывно, а выплачиваются налоги раз в квартал).

     В результате названных (и других) причин график поступлений и выплат денежных средств никогда не бывает равномерным. Всегда имеют место «пики» и «провалы». В одни моменты предприятие испытывает дефицит денежных средств (когда наступают сроки разовых платежей), в другие имеет временно свободные денежные средства (избыток или профицит). Временный недостаток денежных средств (при положительном суммарном денежном потоке) принято называть «кассовым разрывом». Для его покрытия зачастую используют заемные средства. План движения денежных средств позволяет спланировать (и, следовательно, заблаговременно подготовиться) сроки наступления и размер «кассового разрыва». Он также позволяет эффективно распорядиться временно свободными денежными средствами (в плане есть информация о суммах и сроках положительного денежного потока), например, дать их взаймы под проценты, «сыграть» на рынке ценных бумаг, «провернуть» выгодную коммерческую сделку и т.д.

     Вообще регулярное составление плана движения денежных средств позволяет рационально осуществлять многие управленческие действия. Ведь сальдо денежных поступлений и платежей - основа для корректировки политики продаж (изменение цен с целью ускорения поступления денежных средств, гибкое ценообразование с применением системы скидок, активизация работы с дебиторами) и политики платежей (для управления размером кредиторской задолженности и сроками платежей). Можно сказать, что контроль за состоянием денежных поступлений и платежей - важнейшая задача управления предприятием в условиях рынка. 

     ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

     План доходов и расходов (табл. 21) предназначен для планирования финансовых результатов работы предприятия. В традиционной бухгалтерии ему соответствует отчет о прибылях и убытках (форма № 2 приложения к бухгалтерскому балансу). Это действительно результирующий плановый документ, поскольку здесь при его составлении рассчитываются плановые значения прибыли. А получение прибыли, как известно, является целью деятельности предприятия в рыночных условиях. Именно поэтому чрезвычайно важно знать размеры прибыли заблаговременно и только тогда можно разработать планы использования прибыли для целей инвестирования, погашения кредитов и займов, начисления дивидендов, решения других хозяйственных вопросов.

     При составлении плана доходов и расходов необходимо прежде всего выбрать один из двух способов планирования выручки (доходов) и затрат (расходов): по отгрузке или по оплате.

     Планирование выручки по отгрузке (при составлении плана доходов и расходов) предполагает использование информации из плана продаж. В этом случае выручка складывается из полученных от потребителей денежных средств и из дебиторской задолженности (пока еще не выплаченных потребителем сумм). Другими словами, здесь считается, что полученная предприятием сумма денежных средств и сумма дебиторской задолженности эквивалентны.

     Планирование выручки по оплате (при составлении плана доходов и расходов) предполагает использование информации из плана поступления денежных средств. В этом случае выручкой считается только сумма денежных средств, которую планируется реально получить от потребителя за отгруженные ему (в данном месяце) товары, работы, услуги. Следовательно, в пределе может случиться так, что в каком-то месяце предприятие вообще не имеет доходов, так как продукцию оно отгрузило, а оплату пока не получило.

     Такая же логика справедлива и для планирования затрат. Здесь также может быть два вида затрат: произведенные и оплаченные.

     В первом случае затратами признаются только плановые значения расхода материальных, трудовых и иных ресурсов на производственную программу и иную хозяйственную деятельность предприятия. При этом денежная оценка затрат складывается из двух составляющих: из оплаченных обязательств (перед поставщиками, по заработной плате, по налогам и пр.) и из кредиторской задолженности предприятия (перед поставщиками, по заработной плате, по налогам и пр.). Другими словами, здесь считается, что выплаченная предприятием сумма денежных средств и сумма кредиторской задолженности эквивалентны. Информация о расходах (при составлении плана доходов и расходов) берется из планов затрат (прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих расходов, управленческих расходов).

     Во втором случае расходами признаются только оплаченные затраты. Информация об этом содержится в планах расчетов (с поставщиками, по зарплате, по налогам и т.д.). Получается, что задолженность перед кредиторами не признается расходами. Следовательно, в итоге может случиться так, что в каком-то месяце предприятие вообще не имеет расходов, поскольку не платит заработную плату, налоги, поставщикам.

     Напомним, что в системе бухгалтерского учета плану доходов и расходов соответствует отчет о прибылях и убытках. Существующие правила составления этого отчета позволяют рассчитывать выручку или по отгрузке, или по оплате. Но не разрешают рассчитывать расходы по факту оплаты затрат. Получается некая «несимметричность», как бы разное отношение к кредиторской и дебиторской задолженности. Дебиторскую задолженность, по существующим правилам, можно исключить из результатов хозяйственной деятельности (при определении доходов по оплате), а кредиторскую задолженность - нет. Думается, что такой подход искажает реальные финансовые результаты работы предприятия. Надо, по нашему мнению, и доходы, и расходы считать единообразно: или «по физическому факту отгрузки продукции и использования ресурсов», или «по оплате отгруженной продукции и потребленных ресурсов». Больший экономический смысл имеет, как нам представляется, первый способ определения расходов и доходов при расчете финансового результата деятельности предприятия. Именно он (назовем его для краткости «по отгрузке») использован при составлении плана доходов и расходов в рассматриваемом здесь примере (см. табл. 21).

Информация о работе Лекции по "Бизнес планирование"