Лекции по "Бизнес планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 2. Вводные части бизнес-плана

Работа содержит 1 файл

БизнесПланирование Уск Текст.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

     В традиционной системе управления предприятием данный план часто называют производственной программой, поскольку он представляет собой план выпуска продукции в натуральном выражении. При составлении этого плана прежде всего учитывается план продаж. В соответствии с рыночными воззрениями предприятие не должно начинать производства товаров, не имея гарантированных заказов или обоснованного плана продаж. Далее, необходимо учитывать страховой (нормативный) уровень запасов готовой продукции. По сути дела, в данном плане планируется объем производства в соответствии с планом продаж и требованиями по остаткам готовой продукции, что отображается следующей формулой:

     Производство = Продажи - Начальный запас + Конечный запас.

     Другими словами, количество продукции, которое надо произвести, равно плановому объему продаж плюс желаемый запас готовой продукции на конец планового периода минус запас готовой продукции на начало периода. Действительно, с одной стороны, то, что у предприятия уже имеется в виде запаса на складе готовой продукции, производить не надо (эта величина при составлении плана производства вычитается). С другой стороны, для нормальной работы предприятия необходимо иметь некоторый резерв готовой продукции (например, 10% продаж следующего месяца) и его надо изготовить сверх того, что планируется продать (размер такого запаса при составлении плана продаж плюсуется). Сказанное отображено в табл. 4.

     План производства может составляться для каждого производственного подразделения предприятия, что позволяет планировать и контролировать их работу, в том числе и хозрасчетными методами. Понятно, что в этом случае на предприятии одновременно существует некоторое множество планов производства, что требует определенной организационно-методической поддержки. В частности, необходимы инструктивно-методические документы, которые регламентируют порядок составления, согласования и «сведения» планов производства. Кроме того, поскольку план производства определяет план выпуска готовой продукции (см. табл. 4), то он представляет собой производственную программу работы основных цехов. Между тем на предприятии существуют и другие цеха и службы: обеспечивающие, вспомогательные, иные, работа которых также должна планироваться. Следовательно, на предприятии необходимо разрабатывать также планы производства для заготовительных, транспортных, инструментальных, энергетических, ремонтных, строительных и других подразделений. 

     ПЛАН ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

     Составлению плана прямых материальных затрат на производственную программу предприятия предшествует расчет этих затрат для каждого изделия (табл. 5). Такие расчеты в обычной практике принято называть «калькуляцией». Поскольку мы решили отказаться от терминов «калькуляция», «смета» и т.п., то и расчет расхода материалов на изделие будем называть планом прямых материальных затрат на изделие, имея в виду плановый характер данного расчета. Тогда фактическое исполнение этого плана будет означать экономию или перерасход материальных затрат на каждое изделие. Такой подход позволяет организовать управление затратами, в том числе и по каждой номенклатурной позиции выпускаемой продукции.

     Пример плана прямых материальных затрат предприятия представлен в табл. 6. Основой для его составления являются плановые данные о выпуске продукции, которые содержатся в плане производства (см. табл. 4). 

     ПЛАН ЗАКУПОК

     План закупок может составляться в натуральных и/или стоимостных показателях. В первом случае он определяет плановую потребность предприятия в материальных ресурсах, а также размер месячных закупок каждого ресурса.

     Во втором случае план закупок представляет собой расчет денежных средств, необходимых для покупки потребных ресурсов (табл. 7). Логика такого расчета заключается в следующем. Прежде всего планируется потребность в материалах (из табл. 6), а затем - страховой уровень запасов материалов на начало и конец периода. Данное положение отображается следующей формулой:

     Закупки = Потребность - Начальный запас + Конечный запас.

     Другими словами, количество ресурсов, которое надо закупить, равно плановой потребности плюс желаемый запас этих ресурсов на конец планового периода минус запас ресурсов на начало периода.

     Следует заметить, что в общем случае план закупок предприятия должен быть скорректирован с учетом потребности в материалах, необходимых для общепроизводственных, управленческих и коммерческих нужд (п.1 табл. 7). Поэтому при проектировании реальной системы планирования план закупок должен формироваться после составления всех операционных планов.

     В табл. 7 запас материалов на конец периода принят на уровне 40%. Между тем определение оптимального уровня запасов - самостоятельная и достаточно сложная задача, при решении которой приходится с помощью специальных методов искать компромисс между затратами на содержание запаса материалов и возможными потерями из-за отсутствия в нужный момент материалов на складе. 

     ПЛАН ПРЯМЫХ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА

     Прямые затраты на оплату труда представляют собой сдельную заработную плату основного производственного персонала, размер которой прямо зависит от количества произведенной продукции.

     Составлению плана прямых затрат на оплату труда (на производственную программу предприятия) предшествует расчет этих затрат для каждого изделия (табл. 8). В основу этого расчета положены плановые (нормативные) затраты труда в натуральном выражении (в человеко-часах) для всех категорий работников, принимающих участие в производстве данного изделия, а также почасовые тарифные ставки оплаты труда для каждой категории работников. При этом учитываются все издержки предприятия, связанные с оплатой труда. Поэтому в расчет включаются и выплаты единого социального налога (ЕСН).

     Поскольку при формировании плана прямых затрат использована упомянутая ранее система «директ-костинг», важно выделить по возможности все зависящие от объемов производства затраты. Поэтому составлению плана прямых затрат на оплату труда должен предшествовать анализ трудовых производственных затрат с тем, чтобы учесть оплату труда не только рабочих, занятых на основных операциях по изготовлению изделия, но и по возможности специалистов, занятых обслуживанием процесса изготовления данного изделия (ремонтников, наладчиков и пр.).

     Пример плана прямых затрат на оплату труда представлен в табл. 9. Основой для составления данного плана являются плановые данные о выпуске продукции, которые содержатся в плане производства (табл. 4), а также размер прямой зарплаты по каждому изделию (табл. 8).

     Этот план включает в себя все производственные затраты, кроме прямых затрат на материалы и на оплату труда. По старым отечественным классификациям он соответствует понятию цеховых расходов и части общезаводских расходов (другая часть общезаводских расходов по новым классификациям относится к управленческим и коммерческим расходам и планируется отдельно).

     Некоторые авторы рекомендуют выделять в этом плане отдельной строкой переменные накладные расходы, рассчитывая их, например, через трудозатраты основных производственных рабочих, поскольку предполагается, что часть накладных расходов прямо зависит от объемов производства. И такие расходы необходимо выделять при использовании маржинального подхода к планированию ассортимента и цен.

     Нам представляется более правильным все переменные затраты заблаговременно распределять по изделиям в момент составления плана прямых материальных затрат и плана прямых затрат на оплату труда. Ведь применение маржинального подхода и системы «директ-костинг» требует однозначного закрепления переменных затрат за изделиями. Только в этом случае для каждого изделия можно рассчитать размер маржинального дохода и значения коэффициентов вклада на покрытие, что и требуется при решении вопросов об ассортиментой политике или об уровню цен реализации продукции.

     Состав показателей плана производственных накладных расходов существенно зависит от специфики предприятия. В табл. 10 приведен возможный пример такого плана.

     План накладных производственных расходов как бы завершает «сборку» всех затрат, связанных с производственной деятельностью предприятия. В частности, он включает в себя материальные затраты, которые несут обслуживающие и вспомогательные подразделения предприятия (ремонтные, инструментальные, строительные и т.п.) и которые нельзя непосредственно «привязать» к изделию. Аналогичные соображения справедливы и для заработной платы повременных работников. Названные материальные и трудовые затраты могут содержаться в планах соответствующих подразделений предприятия (ремонтных, инструментальных, транспортных и т.д.). Заметим, повременная зарплата управленческого персонала в обсуждаемый план не включается, так как она планируется в специальном плане управленческих расходов. Для расчета амортизации (п.4 табл. 10) может быть составлен специальный план движения основных средств, в котором будут отражены балансовая стоимость и износ по группам активов предприятия. 

     ПЛАН СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

     Данный план (табл. 11) представляет собой своеобразный итог трех планов: прямых материальных затрат (см. табл. 6), прямых затрат на оплату труда (см. табл. 9) и производственных накладных расходов (см. табл. 10). Спланированная в рамках данного плана себестоимость реализации продукции необходима для расчета финансового результата работы предприятия, т. е. для составления плана доходов и расходов (прогноза отчета о прибылях и убытках предприятия). 

     ПЛАН КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ

     План коммерческих расходов (табл. 12) может быть различной степени детализации. Все зависит от целей планирования этих расходов. В частности, расходы могут группироваться по типам продукции, по видам покупателей, по регионам сбыта и т.п.

     Некоторые авторы предлагают выделять в плане коммерческих расходов переменную и постоянную часть затрат. Мы, как уже было сказано, придерживаемся иной точки зрения. По нашему мнению, переменные затраты целесообразно выделять лишь в том случае, если их можно однозначно «привязать» к определенному изделию, что не всегда удается сделать при планировании коммерческих расходов. Поэтому данный вид расходов целесообразно относить к постоянным затратам предприятия. 

     ПЛАН УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ

     К управленческим относят расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия (зарплата управленцам, содержание непроизводственного имущества, командировки, услуги связи, проценты за кредиты, налоги и пр.). Состав этих затрат целесообразно принимать с учетом элементов себестоимости (табл. 13).

     В плане управленческих расходов принято планировать услуги собственных подразделений завода (транспортные, ремонтные, строительные и иные) только при определении расхода материальных ресурсов, потребляемых общезаводскими службами. Зарплата обслуживающих подразделений, амортизация их имущества, другие их затраты учитываются в плане производственных накладных расходов и в данном плане не отражены. Такой порядок принят во избежание дублирования.

     А вот услуги сторонних организаций включаются в данный план в их полной стоимости (без НДС). Эта статья (п. 1.4) включает в себя командировочные расходы, стоимость услуг связи, канцелярские расходы, стоимость услуг сторонних ремонтных, транспортных, строительных организаций, а также кредитных учреждений (банков), юридических и охранных фирм, лицензионных и регистрационных органов, кадровых агентств, агентств недвижимости, учебных центров и т.п. В принципе, данная статья плана управленческих расходов может быть расшифрована по перечисленным позициям.

     В п. 5 плана управленческих расходов планируются только те налоги, которые по существующим правилам включаются в себестоимость продукции. К таким налогам в настоящее время относятся дорожный налог, налог с продаж. Остальные налоги (на имущество, на прибыль, некоторые сборы) сразу относятся на финансовый результат и поэтому планируются в плане доходов и расходов. В настоящее время дорожный налог принимается в размере 1% объемов продаж, исчисленных без НДС. Следовательно, для расчета этого налога надо данные табл. 1 сначала уменьшить на размер НДС (умножить на 0,83), а затем определить 1% полученного значения. Остальные налоги, относимые на себестоимость, в приведенном примере не рассматриваются.

     Проценты за кредит включаются в план управленческих расходов только в части, относимой на себестоимость продукции. Проценты за кредит, которые надлежит выплачивать из прибыли, в данном плане не планируются. 

     ПЛАН РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ

     Данный план является основой для построения одного из результирующих планов, а именно плана движения денежных средств. Предприятие имеет несколько типов кредиторов:

Информация о работе Лекции по "Бизнес планирование"