Лекции по «Планирование на предприятии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, курс лекций

Описание работы

1. Понятие и сущность планирования
1. Планирование как центральная функция управления
2. Виды и принципы планирования
3. Объекты и формы организации планирования на предприятии
4. Процесс планирования

Работа содержит 1 файл

Лекции Планирование на предприятии.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

Лекции  по курсу  «Планирование  на предприятии» 

1. Понятие и сущность  планирования  

1. Планирование как  центральная функция  управления 

2. Виды и принципы  планирования

3. Объекты и формы  организации планирования  на предприятии

4. Процесс планирования 

1. Планирование — центральная функция управления. 

Управление - определение  целей деятельности и организации  работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

  1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
  2. В каком направлении хочет двигаться организация?
  3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность  планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Основная  цель - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование  – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

 

2. Виды планирования:

- По степени охвата

общее планирование и частичное планирование

- По содержанию  предпринимательской  политики

стратегическое  планирование, тактическое планирование и оперативное планирование

- По объектам (сферам  функционирования)

планирование  сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов

- По глубине планирования

глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное

- По временному  горизонту планирования

краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование

- По координации  во времени

планирование  по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование    

- По методам реализации

  директивное и индикативное

жесткое и гибкое

Любое предприятие  имеет иерархию планирования:

  • стратегическое (долгосрочное развитие компании с учетом планирования развития и изменения видов производства, сфер сбыта и т.п.);
  • тактическое (планирование условий хозяйственных операций, производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций и т.д.);
  • оперативное (планирование конкретных действий на краткосрочный период).

Цель стратегического  планирования - дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных подразделений предприятия и на этой основе принять решение по поводу прекращения одного вида предпринимательской деятельности и внедрения другого.

Тактическое и  оперативное планирование основываются на показателях стратегического плана. Основным документом оперативно-тактического планирования является годовой план - документ, определяющий объем производства, использования рабочей силы, капиталовложений, выпуска и продажи продукции.

Оперативным планированием  охватываются отдельные функциональные области предприятия. 

Таблица. Сравнение параметров стратегического, тактического и оперативного планирования
  Стратегическое Тактическое Оперативное
Задачи планирования Обеспечение реализации миссии фирмы; определение  программы деятельности Вопросы финансирования, инвестирования, сбыта, снабжения, персонала Обеспечение надежности повседневного функционирования
Уровень планирования Уровень отрасли Уровень предприятия Уровень функциональных отделов
Носители  идей планирования Менеджмент  высшего уровня Менеджмент  высшего и среднего уровня Менеджмент  среднего и низшего уровня
Горизонт  планирования Длительные  сроки; широкий спектр альтернатив Средние сроки (1-5 лет) Короткие  сроки, ограниченный спектр альтернатив
 

Основополагающие принципы планирования:

- Полнота планирования

- Детализация  планирования

- Точность планирования

- Простота и  ясность планирования

- Непрерывность  планирования

- Эластичность  и гибкость планирования

- Экономичность  планирования  

3. Объекты планирования:

К обособленным специфическим объектам планирования относятся (на примере предприятия  по изготовлению и выпуску продукции):

•научно-техническая подготовка производства;

•основное производство (выпуск продукции);

•вспомогательное и обслуживающее производство;

• качество продукции;

• труд и заработная плата;

• кадры;

• маркетинг;

• материально-техническое снабжение;

• сбыт продукции;

• финансы;

• инвестиции;

• социальное развитие и т. д. 

4. Процесс планирования:

В процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

В бизнесе принято  выделять четыре основных этапа или  уровня планирования:

  • разработка общих целей,
  • определение конкретных задач,
  • выбор основных путей и средств их достижения,
  • контроль за их выполнением.

Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

Методологической  основой планирования является программно-целевой подход. Методология и процесс планирования ориентированы на обеспечение увязки целей с возможностями организации, определение последовательности, средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач каждого подразделения организации

План является хорошей основой для организации  работ, для контроля за достижением  целей, а также для разработки бюджета (оценивания). Процесс планирования и оценивания можно представить  в виде схемы:  
 

Планирование  с помощью системного подхода требует последовательного выполнения 10 этапов:

- анализ потребностей  в планировании и планах;

- формулирование  задач планирования;

- формулирование  критериев планирования;

- выработку альтернатив; 

- проверку физической  реализуемости плана;

- проверку экономической  реализуемости плана; 

- проверку финансовой  реализуемости плана; 

- оптимизацию  плана, оценку и выбор наилучшего  решения; 

- реализацию  этих решений; 

- использование  обратной связи и управление  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  и этапы планирования деятельности фирмы: 
 
 
 

2. Информационное и  методическое  обеспечение  планирования 

  1. Информационное  обеспечение планирования
  2. Методы получения вторичной информации
  3. Методы получения первичной информации
  4. Защита информации
  5. Методология планирования
 

1. Информационное обеспечение  планирования:

Внешняя информация

Внутренняя информация

- статистические  ежегодники;

- данные переписи  населения; 

- каталоги, проспекты

- годовые финансовые  отчеты фирм;

- результаты  конкурсов;

- информация  отраслей, бирж, банков;

- таблицы курсов  акций; 

- судебные решения 

- газеты, журналы,  информационно-аналитические бюллетени 

- выставки, ярмарки,  совещания, конференции, презентации,  дни открытых дверей, электронные  базы и банки данных.

Основные  типы информации:

первичная и  вторичная 

Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы.

Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований.

Вторичные данные, применяемые при проведении кабинетных исследований, — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования. 

2. Методы получения  вторичной информации 

Главные достоинства использования вторичных данных — это быстрота получения, дешевизна, легкость использования, а также повышение эффективности сбора первичных данных.

Недостатки  вторичных данных — это возможная несогласованность единиц измерения; использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности.  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Методы анализа вторичной  информации

Метод Назначение  метода Типичные задачи, решаемые с помощью данного метода
Корреляционный  анализ Изучение зависимости между изменяющимися величинами Определение тесноты  связи между расходами на рекламу  и получаемыми доходами. Определение  взаимосвязи между спросом и  предложением на какой-либо товар
Дисперсионный (вариационный) анализ Выявление влияния  отдельных факторов на результат эксперимента Определение влияния  выбора каналов сбыта на величину продаж. Определение влияния вида упаковки на величину сбыта товара
Регрессионный анализ Определение зависимости  переменной от одной или нескольких зависимых переменных(соответственно простая и множественная регрессия). Выявление тенденций развития элементов рынка под воздействием отобранных факторов. Прогнозирование издержек производства или цены на товар в следующем году. Определение  влияния объема инвестиций в машиностроение на величину спроса на металлопрокат
Факторный анализ Исследование  взаимосвязей между переменными  с целью улучшения числа влияющих факторов до наиболее существенных Анализ влияния  различных факторов на изменение  себестоимости
Дискриминантный анализ Разделение  заранее заданных групп объектов благодаря комбинации нескольких независимых  переменных и таким образом установление различия между группами Определение существенных характеристик работников при делении  на преуспевающих и посредственных
Кластерный анализ Разделение  совокупности объектов на отдельные, более  или менее однородные группы Разделение  покупателей на группы в зависимости  от их потребностей (сегментирование  рынка)
Многомерное шкалирование Получение пространственного  отображения отношений, существующих между объектами Установления  соответствия изделия «идеалу» потребителей. Установления изменения отношения  потребителей к товару в течение  ряда лет 
Имитационное  моделирование  Определения сочетания  экзогенных факторов, при которых  достигается оптимальный результат изучаемого процесса Исследование  возможных исходов конкурентной борьбы

Информация о работе Лекции по «Планирование на предприятии»