Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы определение основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, также выявление преимуществ и недостатков, а также проблем каждой из форм кооперации. Во второй части курсовой работы рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию интеграции малых и крупных предприятий, а также сформулированы возможные предложения для их решения.

Содержание

Введение 3
1. Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 6
1.1. Франчайзинг 6
1.2. Субконтрактация 14
1.3. Лизинг 18
1.4. Бизнес-инкубирование 24
1.5. Роль крупного бизнеса в экономике…………….…….26
1.6. Вывод……………………………………………...…..…...35
2. Состояние и ключевые проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 37
2.1. Динамика развития крупного бизнеса как основной фактор положительного развития интеграции малого и крупного бизнеса 37
2.2. Возможные меры для развития взаимодействия малого и крупного бизнеса 39
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ЭТ декабрь 2010 г.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра Экономической Теории 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу

 «Экономическая  Теория» 

на тему: «Особенности развития крупного бизнеса в России» 

                                                                                                                                               Выполнил:

Студент 1 курса

группы 712-1

Охотников С.Д. 

Проверила:

 кандидат  экономических наук,

старший преподаватель,

Глушич  Наталья Григорьевна 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010г. 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть  общеэкономических и социально-экономических  процессов.

     Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство  – важная составляющая рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Этот сектор является имманентным элементом рыночной инфраструктуры.

     Феномен предпринимательства сводится к  тому, что он является постоянным «возмутителем» общественного производства. Он не позволяет производству «топтаться» на месте, застаивается.

     Именно  поэтому тема взаимодействия малого и крупного бизнеса приобретает  все больший и больший интерес  со стороны экономистов, т.к. в настоящее  время начинает формироваться новый, относительно российской экономики, взгляд на возможность их кооперации. Если раньше малый бизнес в основном рассматривался как подчиненный элемент экономики, т.е. малые и средние предприятия категорично противопоставлялись крупному бизнесу, то теперь можно говорить о таком явлении как глобализация экономической деятельности. Наблюдается тенденция к централизации капитала и производства, развитию кооперации  малого и крупного предпринимательства практически во всех сферах производства.

     В развитых странах крупный бизнес является благоприятной средой инновационного развития и играет главенствующую роль в развитие экономики. Однако малое предпринимательство – неотъемлемый элемент «единой хозяйственной системы», занимающей в ней обширную нишу, видоизменяющейся с преобразованием крупных предприятий1.

     Интеграция  малого и крупного бизнеса, основными  формами проявления которой является франчайзинг, субконтрактация, лизинг, бизнес-инкубаторство, представляется выгодной и необходимой для каждой из ее составляющих, а также для экономики страны в целом. Крупные предприятия могут использовать эффективную рыночную и структурную гибкость малых предприятий, быстроту нахождения и реализации новых технологических решений, проникновение на новые рынки сбыта, оперативный сбор важной информации. В свою очередь малое предпринимательство получает от такой кооперации реальные средства финансирования, поддержку для инновационной деятельности. Интеграция сильных предприятий крупного и малого бизнеса способна ускорить процесс стабилизации и развития страны, проявляющийся в общеэкономическом росте.

     Цель  данной курсовой работы определение  основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, также выявление  преимуществ и недостатков, а  также проблем каждой из форм кооперации. Во второй части курсовой работы рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию интеграции малых и крупных предприятий, а также сформулированы возможные предложения для их решения.

     Проблемам в области взаимодействия малого и крупного бизнеса уделяется  значительное внимание в трудах российских авторов Т.А. Алимовой, Б.А. Аникина, А.О. Блинова, А.В. Бусыгина, Е.М. Бухвальда, В.П. Буянова, А.В. Виленского, Д.Н., Землякова, C.O. Календжяна, Г.Б. Клейнера, М.Г. Ла-пусты, В.В. Масленникова, В.А. Рубе, Б.П. Сапсая, С.А. Силинга, С.А. Сосны, А.Н. Спартака, Ю.Л. Старостина и др., среди зарубежных авторов -  Дж. Даннинг, Р. Коуз, М. Портер, Д. Стэнворт, О. Уильямсон, Дж. Хейвуд, А. Чандлер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 

     1.1. Франчайзинг 

     Решение многих экономических проблем современной  России требует новых экономических  механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее  время – один из наиболее эффективных инструментов, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

     Безусловно, оценка эффективности франчайзинга невозможна без постановки базовых  определений, помогающих разъяснить смысл данного механизма. При этом стоит отметить, что разные специалисты обращали внимания на различные аспекты франчайзинга, и, следовательно, трактовали данный термин по-своему.

     Франчайзинг – система договорных отношений  крупных и мелких фирм в области сбыта продукции2. Таким образом, головная – чаще всего крупная, авторитетная – компания (франчайзер), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке, заключает договор с мелкими самостоятельными предприятиями (франчайзи) о предоставлении ему исключительного права на возмездной основе на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке. В системе франчайзинговых отношений франчайзер в системе всегда один, в то время как франчайзи может быть несколько в одной системе.

     Франчайзинг – одна из форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, целью которого, безусловно, является повышение эффективности  бизнеса, что дают преимущества франчайзинга. Однако, при ведении бизнеса данным образом, предприниматели имеют шанс столкнуться и с недостатками, которые помешают их успешной работе.

     Как уже говорилось, в системе франчайзинговых  отношений участвуют две стороны: франчайзер и франчайзи, поэтому  имеет смысл рассмотреть преимущества и недостатки применения данной стратегии бизнеса именно со стороны двух участников.

     Франчайзер 
Преимущества:

  • быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж;
  • территориальное расширение бизнеса. Как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем открыть на той же территории свое собственное подразделение, ведь франчайзи лучше знают особенности своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом, соответственно они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра;
  • отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал;
  • сокращение времени на поиски капитальных затрата, т.к. большую часть данного вида затрат при открытии новых представительств франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает необходимые для бизнеса помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала. Поскольку все это оплачивает франчайзи, можно уверенно назвать эти средства эффективно привлеченным капиталом;
  • франчайзинг позволяет получить франчайзеру дополнительные средства для развития бизнеса, которые складываются, как правило, из двух составляющих: первоначального взноса (паушального платежа) и регулярных ежемесячных или ежеквартальных выплат (роялти);
  • более низкий уровень собственных капиталовложений. Размер экономии денежных средств состоит из суммы первоначальных инвестиций франчайзи на создание предприятия заданного бизнес-формата, который различается, в зависимости от отрасли функционирования3;
  • государственная регистрация договора франчайзинга;
  • подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
  • доход от продажи лицензии;
  • прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
  • прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота;
  • высокая мотивация франчайзи, работающих на данную компанию,  т.к. люди по существу работают на самих себя, и успех предприятия - это их прибыль, а неуспех – серьезные потери.

     Недостатки:

  • получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
  • невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
  • трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
  • трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
  • обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.

     Франчайзи

     Преимущества:

  • возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера;
  • франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
  • мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;
  • возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;
  • возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества;
  • гарантированность постоянного снабжения;
  • возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.

     Недостатки:

  • контроль, осуществляемый франчайзером, оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
  • потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;
  • услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
  • опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;
  • вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.

     К сожалению, в России франчайзинг  не получил пока что широко применения. На мой взгляд, развитие франчайзинговых  отношений затруднено рядом возникающих  проблем, среди которых можно выделить:

  1. Экономические проблемы – для развития франчайзинга необходимы соответствующие экономические предпосылки, пока что несформированные в нашей стране из-за ряда причин:
    • нестабильное развитие экономики России, в то время как успешное развитие франчайзинга должно происходить в стране со стабильной и предсказуемой экономикой.
    • неготовность российских предпринимателей (потенциальных франчайзи) для вступления во франчайзинговые отношения, что во многом вызвано отсутствием необходимого стартового капитала.
    • сложность получения кредита для формирования стартового капитала.
  2. Социально-психологические проблемы:
  • Отсутствие российского опыта в сфере франчайзинговых отношений и как следствие боязнь провала у участников франчайзингового соглашения.
  • Боязнь франчайзи стать полностью зависимым от франчайзера, потери самостоятельности в руководстве компании.
  • Отсутствие уважения к интеллектуальной собственности.
  1. Организационно-правовые проблемы, вызванные отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.
  • Отсутствие понятия «франчайзинг» в российском законодательстве, вследствие чего возникает некоторое непонимание трактовки данного вида соглашения с правовой точки зрения.

     Правовые  отношения между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи) строятся в Российской Федерации на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия»4, либо используются различные альтернативные договорные комбинации. Термин «коммерческая концессия», по мнению многих российских юристов, наиболее соответствует смысловому значению английского понятия «franchising». Таким образом, в России наиболее распространено составление договоров, отвечающих требованиям лишь отдельной франшизной системе, нежели применение договора коммерческой концессии. Данное явление также можно объяснить тем, что нормы, прописанные в главе 54 ГК РФ, недоработаны, в них имеются пробелы и двоякие формулировки, вызывающее неоднозначное понимание написанного.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России