Отраслевые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целесообразным шагом на данном этапе развития России, безусловно, является, отказ от сметного финансирования сети федеральных учреждений, оказывающих услуги в рамках государственных обязательств, и перейти к оплате самих услуг по их выполнению (принцип направленности на результат). При этом потребуется оптимизировать сеть федеральных бюджетных учреждений исходя из тех задач, которые ставит государство, с учетом возможного привлечения к оказанию услуг организаций реального сектора экономики.
Возможен переход к государственному заказу на отдельные виды государственных услуг на конкурсной основе, если однотипные услуги оказываются несколькими учреждениями, между которыми возможна конкуренция, или существует

Содержание

Введение 3
1 Содержание отраслевых систем оплаты труда работников государственных
и муниципальных учреждений 5
2 Состав, характеристика элементов заработной платы 17
3 Планирование и финансирование расходов на оплату труда с применением отраслевых систем оплаты труда 25
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

       При согласовании штатного расписания на содержание работников бюджетного учреждения рекомендуется обращать внимание на его обоснованность в части соответствия включенных в него данных функциям, задачам и объемам работ каждого  из подведомственных бюджетных учреждений.

       2)принять решение об отмене отдельных ранее установленных надбавок или доплат, либо пересмотреть их размеры.

       Например, надбавки за классность водителям автомобилей, ненормированный рабочий день и  др. Так, в настоящее время согласно трудовому законодательству за ненормированный  рабочий день предоставляется ежегодный  дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определена постановлением главы администрации  Новосибирской области от 26.05.2003 №341 «Об утверждении порядка и  условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого  отпуска работникам с ненормированным  рабочим днем в областных государственных  учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета»; классность водителям не устанавливается.  

       2 СОСТАВ, ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭЛЕМЕНТОВ ЗАРАБОТНОЙ  ПЛАТЫ 
 

       Тарифная  система по каждой из отраслей бюджетной  сферы складывается из трех частей:

       -должностные оклады руководителей учреждений, дифференцированные по группам оплаты труда в зависимости от объема работ и специализации учреждений;

       -должностные оклады специалистов и служащих, дифференцированные в зависимости от сложности, социальной значимости труда и квалификации работников;

       -тарифные ставки (оклады) рабочих в соответствии с разрядами, отнесение к которым будет осуществляться на основе действующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

       Дифференциация  размеров должностных окладов, тарифных ставок, ставок заработной платы по должностям руководителей, специалистов, служащих, профессиям рабочих предусматривается  в зависимости от особенностей деятельности отдельных учреждений (сложности  труда по видам учреждений), квалификации, сложности выполняемых работ, уровня образования, специального стажа.

       Схемы разрабатываются по видам учреждений и организаций, входящим в отраслевую структуру. В этой связи осуществляется пересмотр отраслевой номенклатуры организаций и проводится их группировка  по видам в зависимости от особенностей их деятельности и состава работников.

       Отраслевые  системы оплаты труда работников устанавливаются, как это предусмотрено  статьями 135, 143, 144 Трудового кодекса  Российской Федерации/4/:

       а) в государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами региональной власти;

       б) в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами региональной власти и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

       Отраслевые  системы предусматривают единые принципы оплаты труда работников бюджетной  сферы на основе базовых фондов оплаты труда, утверждаемых по подведомственным государственным учреждениям руководителями исполнительных органов государственной  власти, по муниципальным учреждениям - органами местного самоуправления.

       Порядок введения отраслевых систем оплаты труда  работников муниципальных учреждений предусматривается в правовых актах  органов местного самоуправления, которые  необходимо принять на основе вышеназванного постановления Губернатора.

       Далее на примере Астраханской области  рассмотрим содержание отраслевой оплаты труда.

       С 1 января 2007 года система образования  Астраханской области переходит  на новую схему оплаты труда педагогическим работником - отраслевую систему.

       Это нововведение вызывает опасения многих учителей по поводу необоснованных слухов о понижении их прежней заработной платы после перерасчета по новому способу. Министерство образования  и науки Астраханской области  официально заявляет, что отраслевая система оплаты труда, наоборот, предполагает увеличение размеров заработной платы  педагогическим работникам, которое напрямую будет зависеть от многих факторов.

       Главным недостатком существующей на сегодня  системы оплаты труда единой тарифной сетки - признана сложившаяся в результате ее применения «уравниловка» в оплате труда педагогических работников, а  также низкий уровень ставок заработной платы. Кроме того, она не позволяет  учитывать особенности организации  труда по категориям работников, не создает заинтересованности в повышении  качества и результативности работы.

       Новый способ отличается наличием главного критерия - качества предоставляемых  педагогом услуг. В основе расчета  лежит базовый оклад, который  формируется в результате произведения базовой единицы и базового коэффициента. Базовая единица будет ежегодно утверждаться законом «Об областном  бюджете». Предположительно, она будет  равна 1 100 рублям. Базовый оклад увеличивается  за счет коэффициентов, которые учитывают  уровень образования преподавателя, стаж и специфику его работы, квалификацию и качество предоставляемых им образовательных  услуг. Коэффициент качества будет  рассчитываться по нескольким параметрам, в которые будут включены: оценки учеников, успеваемость, мнение родителей  и.т.д. Повышающие коэффициенты в данный момент разрабатываются рабочей  группой, которая учитывает предложения, поступившие от руководителей муниципальных  органов управления образованием, руководителей  образовательных учреждений и других работников образовательных учреждений Астраханской области.

       Далее приводим расчет заработной платы учителя, имеющего высшую квалификационную категорию  по ЕТС и отраслевой системе оплаты труда. 
 
 
 
 

       Таблица 1 - Сравнение систем оплаты труда

Единая  тарифная сетка:

- ставка

- надбавка за стаж работы в образовании

- выплаты  стимулирующего характера (классное  руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами и .т.п.)

 
3226 рублей

460 рублей

25%= 3226*0,25=

806,5 рублей

Итого: 3226+806,5+460=

4492,5 рублей

Отраслевая система оплаты труда:

- базовая  единица

- базовая  ставка с учетом уровня образования

- стаж  работы в образовании 

- квалификация 

- выплаты  стимулирующего характера (классное  руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами и .т.п.)

- доплата  за качество предоставляемой  услуги

 
1100 рублей

1100*1,5=1650 рублей

35%=1650*0,35

=577,5рублей

80%=1650*0,8

=1320рублей

25%=(1650+577,5+1320)*

0,25=886,9 рублей 

до50%=(1650+577,5+1320)*0,5=1772,2 рублей

Итого:  

% повышения

1650+577,5+1320+886,9+

1772,2=6206,6 рублей

138,15

 

       Приведём также пример внедрения отраслевых систем оплаты труда в Самарской области. В Самарской области уже в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2006 году начался переход на отраслевую систему оплаты труда педагогов.

       Задача  была поставлена достаточно жестко: увеличить  зарплату с 4 тысяч рублей в месяц  до 8 тысяч, т.е. практически в два  раза при 20% добавке к фонду оплаты труда учителей из областного бюджета.

       Был изучен опыт Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, предложена методика новой системы оплаты труда учителей и принято постановление Правительства Самарской области.

       С 1 апреля в 9 типичных школах области, представляющих крупные и малые города, а также  ряд сельских территорий, был проведен эксперимент по внедрению новой  отраслевой системы оплаты труда.

       За  апрель 2006 года заработная плата педагогов  выросла на 31%, а за май - еще на 52%. Итого за два месяца зарплата выросла на 83% и достигла 8200 рублей в месяц. У отдельных педагогов  зарплата выросла более чем в  два раза и достигла 10-12 тысяч  рублей.

       Как показал эксперимент, задача по существенному  увеличению зарплаты учителей может  быть решена, причем, главным образом, за счет оптимизации расходов и мобилизации  внутренних ресурсов. В данном случае привлечение дополнительных средств  областного бюджета (20%) позволило преодолеть трудности первого этапа и  закрепить успех эксперимента. 20-процентная прибавка играет роль катализатора и  обеспечивает синергетический эффект - эффект включения и умножения  дополнительных факторов: оптимизации  расходов, исключение непроизводительных потерь, перераспределение затрат.

       В результате анализа полученных данных было принято решение о продолжении  эксперимента и расширении его масштаба. Внесены изменения в постановление  Правительства Самарской области  «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников общеобразовательных  учреждений Самарской области» в  части корректировки новых механизмов оплаты и распространения эксперимента на все общеобразовательные учреждения области с 1 сентября 2006 года.

       Для руководителей и главных бухгалтеров  образовательных учреждений был  проведён ряд обучающих семинаров  по тематике перехода на отраслевую систему  оплаты труда. Обучено более 1000 человек.

       С началом нового учебного года все  школы перешли на новую систему  оплаты. Сегодня экспериментом охвачено 744 учреждения, в которых работает 37 тыс. работников.

       За  первый месяц работы в новых условиях средняя зарплата учителей в регионе  возросла на 38% и составила 7860 рублей, превысив мартовский уровень (4200 рублей) на 87%. В октябре она достигла 8178 рублей, а в ноябре - 8433 рублей. За три месяца нового учебного года средняя  зарплата учителя в Самарской  области по сравнению с мартом увеличилась в 2 раза!

       По  школам г. Самары средняя зарплата возросла до 7736 рублей, т.е. на 39%. По школам г. Тольятти зарплата выросла до 7573 рублей, т.е. на 20%. По школам, расположенным на территории других муниципальных образований  Самарской области, средняя зарплата достигла уровня 8053 рубля.

       Источники роста зарплаты:

       - средства областного бюджета  (20%);

       - оптимизация расходов, направленных  на содержание административно-хозяйственного  персонала (до 18%).

       Резервные источники:

       - переход на 5-дневную учебную неделю;

       - установление зависимости уровня  заработной платы директора школы  от величины средней заработной  платы учителей.

       Использование резервных источников роста заработной платы педагогов в полной мере станет возможным после их апробации. В результате средняя заработная плата учителей уже в октябре 2006 года составила от 8500 до 9000 рублей.

       Внедрение новой системы оплаты труда учителей обошлось областному бюджету в 2006 году в 282 млн. руб. и в 2007-м - 910 млн. руб., что составляет 20%-ную прибавку к фонду оплаты труда. Без оптимизации внутренних ресурсов и привлечения дополнительных источников, достижение аналогичного уровня оплаты труда потребовало бы привлечения 3,5 млрд. руб.

       Внедрение новой системы оплаты труда повлекло за собой социальный эффект. У учителей в этой связи появляется возможность  оформлять ипотечный кредит и  строить себе жильё. Есть уже несколько  таких примеров среди участников эксперимента.

       Переход к отраслевой системе оплаты труда  педагогов в Самарской области  находится за рамками проекта  «Реформа системы образования». В  то же время, учитывая многолетний и  положительный опыт региона по введению в действие нормативного бюджетного финансирования, переход к отраслевой системе оплаты труда является логичным продолжением процесса оптимизации  механизма финансового обеспечения  системы образования Самарской  области. Это представляет собой  наглядный пример синхронизации  двух проектов - проекта «Реформа системы  образования» и Приоритетного национального  проекта «Образование».

Информация о работе Отраслевые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений