Педагогиче6ские инновации и организация их реализации в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое внимание уделяется психологическим факторам как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его собственным знаниям в области педагогики, психологии, конфликтологии. А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    3.Педагогиче6ские инновации и организация их реализации в ДОУ. 
     

Пояснительная записка

к проекту методической работы Н.Г. Кондрашовой

«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»

В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое внимание уделяется психологическим факторам как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его собственным знаниям в области педагогики, психологии, конфликтологии. А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.

От личности воспитателя дошкольного учреждения, его педагогического мастерства и от выбранного им стиля зависят и мотивация детей, и их отношение к окружающему миру, к себе, к имеющимся недостаткам развития, к будущему обучению в школе.

Важность работы над обозначенной проблемой состоит в том, что только профессиональная деятельность и развитие способствуют возникновению мотивации к творчеству, успеху в деятельности. Развиваясь профессионально, педагог содействует становлению успешной личности ребенка. Основная цель реализации данного проекта состоит в следующем: способствовать самосовершенствованию и творческой самореализации педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, посредством проведения методических мероприятий по повышению профессионального мастерства в вопросах речевого развития дошкольников. Правильно организованные, разнообразные по форме методические мероприятия должны обеспечить необходимую базу для успешного профессионального становления и развития педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Практическая значимость данного проекта видится в широком использовании разработанной системы работы с педагогами по повышению уровня профессионального развития, мастерства воспитателей и специалистов детского сада. Важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения считаю информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе семинаров, практикумов, методических объединений) и психолого – педагогическую поддержку (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается). Поэтому, данный проект предлагает вводить в практику работы детского сада методические мероприятия нетрадиционной формы, с учётом принципов андрагогики - науки об обучении взрослых.

Проект методической работы по теме инновации

«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»

Постановка проблемы, обоснование необходимости реализации программы Актуальность состоит в следующем:
  1. Проблема подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя, способного к внедрению инноваций.
  2. Необходимость повышения уровня профессионального мастерства воспитателей, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.
Цели и задачи проекта

Проектная идея

Цели:

Для детей - повышение уровня речевого развития дошкольников и усвоения программного содержания.

Для родителей – гарантия качества полученных умений и навыков воспитанниками ДОУ.

Для педагогов – повышение педагогического мастерства и обогащение педагогического опыта в области развития формирования форм высказываний через создание развивающей речевой среды.

Для МДОУ – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ.

Задачи:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучение комфортности в деятельности педагога, удовлетворенности педагога в моральном, методическом и профессиональном направлении.
  3. Совершенствование системы методической работы.
  4. Разработка эффективных и доступных методов и форм повышения педагогического мастерства педагогов.
  5. Внедрение разработанных технологий, методов и форм повышения профессионального мастерства педагогов.

Выработать систему, найти эффективные методы и формы повышения педагогического мастерства с учётом идей и принципов андрагогики.

Рабочий план Апрель – август – аналитический (теоретический) этап:
  1. Создание координационного совета.
  2. Анализ деятельности по группам МДОУ в течение учебного года.
  3. Сбор информации по оценке качества образования в учреждении посредством анкетирования родителей и учителей начальных классов.
  4. Диагностика педагогов МДОУ.
  5. Создание модели программы.

Сентябрь – апрель – организационный (методико-практический) этап:

  1. Разработка подробного плана работы с педагогами в рамках программы. Показ лучших образцов передового опыта. Построение замысла единой методической системы.
  2. Самостоятельная разработка и апробация воспитателями технологий развития различных форм высказываний дошкольников и совершенствования речевой готовности детей к школе.

Апрель – май – контрольно-оценочный этап:

1. Проведение педагогического мониторинга по следующим направлениям:

  1. Изменение уровня усвоения программных задач воспитанниками экспериментальных групп.
  2. Изменение уровня профессионального мастерства, творческой активности педагогов МДОУ.
  3. Изменение отношений родителей, их оценка удовлетворенности своих детей образовательными возможностями ДОУ.
  4. Удовлетворенность педагогов своим трудом.

2.Анализ типичных затруднений и способов их устранения.

Учреждения и организации - партнеры Сургутский государственный педагогический университет, кафедра теоретических основ дошкольного образования
Прогнозируемые результаты В результате реализации данной проекта предполагается:
  1. Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ.
  2. Повышение творческого потенциала и уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.
  3. Накопление научно-практического материала, технологий воспитания и обучения детей, речевого развития дошкольников.
  4. Повышение уровня усвоения программного содержания воспитанниками МДОУ.
  5. Привлечение родителей воспитанников к проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством личной включенности в образовательный процесс МДОУ.
Способ оценки Оценка эффективности методической работы МДОУ по следующим критериям:
  1. Системность.
  2. Дифференциация.

3. Этапность.

Предполагаемые партнеры
  1. Привлечение научного руководителя, кандидата педагогических наук В.В.Абашиной к методической работе в МДОУ.
  2. Заключение договора о научно- методическом руководстве с Сургутским государственным педагогическим университетом.

Этапы методического и психолого-педагогического сопровождения:

1 этап: Диагностический:

  1. изучение эмоционального состояния коллектива (Методика «Определение социально-психологического климата в коллективе» – автор К.Ю. Белая)
  2. изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник «Саморазвитие»)
  3. определение уровня методической подготовленности воспитателей
  4. определение уровня активности воспитателя в работе

Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе реализации проекта - май. Это позволило грамотно спланировать работу на следующий учебный год.

2 этап: Информационный.

На основании диагностических данных и запросов педагогов в течение года проводятся методические мероприятия:

Консультационно - обучающая часть:

  1. Методическая неделя: «Речевое развитие дошкольников: Работаем по теме инновации»
  2. Семинары-практикумы, педагогические часы, мастер-класс и другие методические мероприятия: «Специфика возрастных периодов развития речи дошкольников», «Совершенствование речевых навыков педагогов», «Педагогические условия освоения различных форм высказываний», «Новые технологии в речевом развитии дошкольников», «Принципы построения развивающей речевой среды», «Информирование педагогов по результатам диагностического обследования».
  3. Памятки, наглядная информация: «Педагогу на заметку», «Правила организации рабочего дня инноватора», «Взаимодействие специалистов в процессе развития речи детей».
  4. Индивидуальное консультирование: подбор психолого-педагогической литературы, решение личных и педагогических ситуаций, помощь педагогам при прохождении аттестации.

3 этап: Практический:

В методическом кабинете один раз в месяц обновляется информация на стенде «Педагогический вестник», в рубрике «Резюме», где педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками. Разрабатываются и пополняются медиатека и видеотека с методическими разработками для распространения опыта педагогов.

Выставки фотографий и папок-передвижек:

  1. «Калейдоскоп инноваций», где воспитатели и специалисты представляют свои впечатления о педагогических находках, новых решениях старых проблем.
  2. «Мастера на все руки»

Реализация второго и третьего этапа проходит на протяжении всего времени внедрения проекта.

Методическая неделя в дошкольном учреждении

«Речевое развитие дошкольников: Работаем по теме инновации»

Цель методической недели: повышение педагогической культуры воспитателей в области развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Стимулировать педагогов к организации творческого образовательного процесса с детьми, способствующего речевому развитию дошкольников.
  3. Создать мотивацию педагогов дошкольного учреждения к работе в данном направлении.

Формы работы:

  1. Выставка психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Семинар – практикум с использованием методов активизации.
  3. Педагогический час.
  4. Творческая мастерская.
  5. Мастер-класс.

План проведения мероприятия:

№ п/п Мероприятие Участники
1 Консультация с мультимедиа презентацией для воспитателей «Развивающая речевая среда». Выставка литературы. Педагоги ДОУ, педагог -психолог, заместители заведующего по ВМР
2 Мастер-класс «Умение педагога выступать» Педагоги, педагог - психолог, родители
3 Семинар – практикум с использованием методов активизации «Игровые технологии в развитии речи дошкольников» Воспитатели, заместители заведующего по ВМР
4 Педагогический час «Формирование интереса к художественному слову у детей» Воспитатели, специалисты, педагог - психолог, заместители заведующего по ВМР
5 Творческая мастерская «Развивающая среда своими руками».  

Приложение 1

Мастер-класс «Умейте выступать!»

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?» Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления. Раньше перед каждым выступлением у меня дрожали коленки, я забывала текст, боялась выйти на сцену, испытывала сухость во рту. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?

Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой. В наши дни существует спрос на людей, способных непринужденно общаться и убедительно говорить. Отсутствие таких навыков может повредить человеку и в личном плане, и в карьере. Поэтому сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как перестать бояться большой аудитории, презентаций, экзаменов и публичных выступлений.

Двумя важнейшими сдерживающими факторами, мешающими говорить без страха, являются нервозность и скованность. Это не одно и то же. Почти каждый человек испытывает определенную нервозность, когда ему предстоит выступить перед публикой. Обычно эти ощущения не причиняют нам серьезных проблем, но некоторые люди испытывают такое сильное беспокойство от одной мысли о выступлении, что готовы пойти на все, лишь бы не оказаться в такой ситуации.

Для снятия напряжения могу посоветовать игру «Стойкий солдатик». Встаньте на одну ногу, другую подогните в колене, руки опустите по швам, выпрямите спину, приподнимите голову. Скажите себе: «Я - стойкий солдатик. Я честно несу свою службу. Я справлюсь со своей задачей. Я могу выполнить любое дело». А теперь поменяйте ногу и еще раз повторите эти слова.

Чтобы говорить без страха, необходимо сделать два шага:

  1. Понять причину страха, проблему (страх критики, страх забывчивости, страх неудачи, страх негативного прошлого опыта и т.д.) и полностью ее искоренить.

2. Овладеть основными приемами, методикой публичного выступления. Необходимо помнить, что любое выступление начинается с установления контакта между лектором и слушателями. Контакт зависит от того, что мы говорим и как мы себя держим.

Ваше выступление должно состоять из трех частей:

Информация о работе Педагогиче6ские инновации и организация их реализации в ДОУ