Педагогиче6ские инновации и организация их реализации в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое внимание уделяется психологическим факторам как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его собственным знаниям в области педагогики, психологии, конфликтологии. А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

1.Захватывающее начало (привлечение внимания слушателей),

2.Увлекательная середина (сочетание информации и примеров из жизни, позволяющих лучше запомнить эту информацию).

3.Яркое завершение, которое побуждает слушателей к конкретной реакции или действию.

-Я предлагаю отработать этот навык в ходе выполнения упражнения «Торжественная речь». Вам предстоит сочинить и произнести краткую торжественную речь в честь какого-нибудь праздника. (После прослушивания обсуждается, как чувствовал себя каждый педагог при выступлении на публике, что было самым сложным, что помогало и что мешало ему произносить речь, что можно сделать, чтобы речь стала еще лучше).

-Лектору необходимо знать причины ослабления внимания слушателей: Место и условия встречи (духота, холод, шум), естественное утомление внимания (кризисы внимания: первый наступает через 15-20 минут, второй на 30-35 минуте).

Субъективные причины – это качество самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, непонятное, перегруженное информацией, тема не соответствует интересам аудитории, невыразительность формы изложения.

Могу предложить приемы, способствующие удержанию внимания:

  1. Неофициальность, юмор,
  2. Драматизация, динамичность (интенсивный темп изложения, насыщенность материала, подвижная мимика, «живой» голос, жестикуляция),
  3. Наглядность, прямое обращение к аудитории, диалог с ней,
  4. Использование неожиданной информации.

А сейчас мы познакомимся с навыками, которые позволят вам добиться успеха в ходе публичных выступлений. Вот эти навыки:

  1. Равновесие. Правильная поза фиксирует взгляд слушателей на вашей верхней половине – выше талии. Если люди будут смотреть на ваши вывернутые ступни или скрещенные ноги, то вы не сможете установить с ними зрительный контакт.
  2. Контроль за дыханием – дышите глубоко, чтобы держать под контролем свое беспокойство, но не слишком быстро, поскольку это может привести к нервозности. Как определить, правильно вы дышите или нет?

Проведём простой тест: положите руки себе на талию и сделайте вдох и выдох. Если вы заметили, что при дыхании ваша грудь поднимается и опускается, значит, дышите неправильно. Вместо этого вы должны чувствовать, как расширяется и сжимается нижняя часть вашего живота. Очень правильно дышать диафрагмой, а не грудью.

  1. Зрительный контакт – для начала выберите одного человека из всех лиц, посмотрите на него, высказывая свою мысль. Закончив высказывание, переведите взгляд на другого слушателя, чтобы изложить ему очередной пункт, затем переключитесь на следующего. До конца выступления старайтесь охватить взглядом как можно больше людей.
  2. Жесты. Можете делать со своими руками все, что угодно, но только не всё время. Движения рук и жесты должны помочь слушателю лучше понять смысл сказанного. Главное – умеренность. Держите руки у талии, старайтесь, чтобы ваши жесты были ясными, разнообразьте движения, показывайте, когда говорите.
  3. Сила голоса. Главное в выступлениях – это громкость, чтобы вас могли расслышать все без исключения. Самый простой способ этого добиться – выбрать среди слушателей человека, который находится дальше всех, и начать с ним разговаривать. Подстройте свою громкость, чтобы этот человек мог вас слышать.

В ходе выступления желательно пользоваться мягким, успокаивающим, расслабляющим, доверительным тоном, который не включает психологическую защиту. Охват аудитории – до 100% слушателей. Однако в некоторых ситуациях мы используем императив – жесткий, властный, подавляющий тон, действует на взаимоотношения разрушающе, охват до 50% слушателей.

Я предлагаю вам небольшое упражнение «Звучание моего голоса». 
Разбейтесь, пожалуйста, на пары, определите первые и вторые номера. Упражнение начинают первые номера. Они должны говорить мягким, нежным и приятным голосом. При этом они должны произносить соответствующие дружеские слова. Например: «Ты мне симпатичен…Доброе утро…Я рад, что ты сегодня пришел… Как ты себя чувствуешь?.. » И так далее. Произнося фразы, постарайтесь прислушаться к тому, как вы говорите, и почувствовать, что при этом происходит с вашим голосом. А вторые номера в это время должны внимательно слушать и молчать. И только потом второй номер должен рассказать первому, как звучал его голос в тех или иных словах.

Первый номер продолжает говорить. В этот раз вы должны говорить жестким, грубым, напряженным голосом. При этом говорите, пожалуйста, грубые, жесткие и даже обидные слова. Например: «Чего тебе здесь надо? Уходи!» И снова постарайтесь почувствовать, что делает горло, произнося эти грубые и неприятные слова. Постарайтесь обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. По-прежнему второй номер должен внимательно слушать и пока молчать (1 минута). А теперь второй номер пусть расскажет первому, как звучал его голос при произнесении тех или иных слов. Как звучал его голос вначале? Как звучал его голос в конце? И как себя чувствовал второй номер в обоих случаях? (1-2 минуты).

Еще один небольшой совет – обязательно вслух репетируйте свое выступление. Это обеспечит вас уверенностью, необходимой для общения с аудиторией, позволит вам быть естественным и получать удовольствие от публичного выступления. Нужно стараться выступать на педсоветах, семинарах, педагогическом часе как можно чаще, чтобы со временем выступать все лучше и лучше. В ситуациях публичного выступления нужно быть самим собой, но при этом излучать больше энергии, чем при общении в кругу друзей. Независимо от того, как сильно вы боитесь выступать перед аудиторией, вы можете победить свой страх, почувствовать себя непринужденно и говорить спокойно, уверенно, убедительно в любых обстоятельствах. Поэтому, как говорят в театре: «Ни пуха, ни пера! Ваш выход!

Приложение 2

Семинар-практикум «Педагогические условия освоения различных форм высказываний»

Цели: Определить взаимосвязь формирования различных форм высказываний дошкольников от педагогических условий. Рассмотреть приемы и методы, условия, способствующие формированию различных форм высказываний дошкольников (описание, повествование, рассуждение).

Ход семинара:

Каждый педагог, входя, выбирает себе цветной листочек и кладет его в корзинку, листочки приклеиваются на одно из деревьев на доске.

- Перед вами дерево, оно необычное не потому, что выросло зимой и на нем растут одновременно листья разных цветов. Оно необычное потому, что это дерево нашего настроения. (Вывешена таблица, позволяющая определить эмоциональный настрой) Какой же цвет преобладает здесь? Что он означает? (чтение настроений). Вот так можно описать ваш сегодняшний эмоциональный настрой.

  1. Работа творческих групп.
  2. Обсуждение (на местах по вопросам).
  3. Анализ работы семинара экспертной группой, выработка проекта решения, рекомендаций.

Каждый педагог на белом листке пишет приемы и методы, условия, способствующие формированию различных форм высказываний и общеречевому развитию дошкольника, листочки приклеиваются на второе дерево, методы и приемы зачитываются.

Работа творческих групп «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», «Оптимисты», «Эксперты»:

“Теоретики”

Цель: изложить теоретический подход к проблеме формирования различных форм высказываний дошкольников

Вопросы и задания:

1.Изложите теоретический подход к проблеме «Формирование различных форм высказываний дошкольников»

2.Существуют ли различия в различии речевых умений

а) у младших дошкольников, детей среднего дошкольного возраста и у будущих школьников, б) у девочек и мальчиков

3.Сформулируйте правила речевого развития детей. Предложите приемы, способствующие формированию различных форм высказываний дошкольников.

“Практики”

Цель: рассмотреть способы использования приемов, развивающих речь детей в режиме дня

Вопросы и задания:

1. Какова роль педагога в развитии различных форм высказываний ребенка:

а) при изучении нового материала, б) при закреплении знаний детей, в) на других этапах занятия

2. Приведите примеры из практики

3. Предложите приемы, способствующие общеречевому развитию.

“Пессимисты”

Цель: выявить неоднозначность данной проблемы

Вопросы и задания:

1. Имеются ли негативные последствия усиленного внимания к развитию речи детей

2. Как ситуация несформированности различных форм высказываний влияет на развитие дошкольника

3. Приведите примеры из практики

4. Предложите приемы, способствующие развитию речи.

“Оптимисты”

Цель: доказать необходимость формирования различных форм высказываний

Вопросы и задания:

1.Каково положительное влияние сформированности различных форм высказываний дошкольников

а) на мотивацию речевой и учебной деятельности ребенка б) на результативность учебно-воспитательного процесса

2. Приведите примеры из практики

3. Предложите приемы, способствующие развитию речи.

Список использованной литературы

1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.-М.: Педагогическое общество России, 2008.

2. Васильева А.И., Батурина Л.Н., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - М.: Просвещение, 2004.

3. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 2009.

4. Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. - Минск. 2000.

5. Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. – М.:МГУП, 2001.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: теория и основы педагогического мастерства. –М.: Академия, 2003.

7. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

8. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. – М.: Институт психологии, 2003.

9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 2008. 

Информация о работе Педагогиче6ские инновации и организация их реализации в ДОУ