Планирование на предприятии АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целого функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его задача - обеспечить нововведения необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Содержание

Вопрос № 15. Сущность и содержание стратегического планирования 3
Вопрос № 20. Роль отраслевых специалистов и экономической группы в организации внутрипроизводственного планирования 9
Вопрос № 31. Социально-политическое прогнозирование 19
Профили общественных ценностей 20
Матрица "вероятность-воздействие" 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

планирование на предприятии апк.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
 
 
 
 
 

Кафедра организации производства и бизнеса 
 
 

Контрольная работа 

По курсу: «Планирование на предприятии АПК»

Вопросы № 15, 20, 31 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кострома  – 2011

 

Содержание

 

Вопрос  № 15. Сущность и содержание стратегического планирования

     Стратегическое  планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целого функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его задача - обеспечить нововведения необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Основные  компоненты стратегического  планирования:

     1 раздел. Определение  миссии  предприятия – этот  процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначенности, роли и места в рыночной экономике. Под миссией предприятия можно понимать и концепцию бизнеса, на которую фирма ориентируется исходя из рыночных потребностей, характера потребностей, наличие конкурентных преимуществ.

     2 раздел. Формирование  целей и задачи  функционирования предприятия. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо  вывести  деятельность  предприятия по обслуживанию потребителей.  Они должны создавать мотивацию людям, работающим в фирме. Ряд направлений в рамках, которых фирма может устанавливать свои цели:

  • доходы предприятия (величина доходов, прибыль, акции)
  • эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность)
  • положение на рынке (доля рынка, объем продаж, доля отдельных продуктов)
  • ресурсы фирмы (структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, материальные и трудовые ресурсы)
  • производственная мощность предприятия,
  • продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность)
  • качество работы с покупателями (объем обслуживания)
  • развитие фирмы (темпы развития хозяйственной деятельности)

      3 раздел. Анализ и  оценка внешней  и внутренней среды  предприятия.

Анализ  внешней среды предполагает исследования 2-х ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения. Влияние макросреды на фирму возможно через правовое регулирование, политические процессы, НТП, природной среды и ресурсов. Непосредственное окружение анализируется по следующим компонентам: покупатели, поставщики, рабочая сила.  Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: производство, маркетинг, продвижение товаров.

      4 раздел. Разработка  и анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. Из всех рассмотренных  альтернативных вариантов стратегий должен быть выбран 1 вариант в наибольшей степени удовлетворяющий потребностям фирмы.

     В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки.

При этом, конечно, все частные планы взаимосвязаны  между собой.

     Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

  • разработка общих целей;
  • определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
  • определение путей и средств их достижения;
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

     Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит  от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных.

     Качество  планирования в большей степени  зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

     Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
  • адаптация к внешней среде
  • внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  • осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

     Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план.

     Он  должен разрабатываться с точки  зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно – сбытовые нужды.

     Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

     Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.

     Формирование  стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством: 

1. Выбор  миссии.

2. Формирование  целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

3. Разработка  обеспечивающих планов.

     Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей – государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.

     Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни

     В широком смысле слова планирование – это задание целей любой системе или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с общеэкономической и управленческой позиций.

     С общеэкономической позиции планирование есть один из методов регулирования пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование было основным регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях действия рыночных отношений выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах же предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого производственного процесса.

 

Вопрос  № 20. Роль отраслевых специалистов и экономической группы в организации внутрипроизводственного планирования

    Во  всей совокупности ресурсов предприятия  особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина трудовые ресурсы чаще используется термин кадры, под которым понимают основной или штатный состав работников предприятия. Кадры в широком понимании есть главная производительная сила в обществе. Кадры предприятия в зависимости от выполняемых функций делятся на категории.

  1. Рабочие основные и вспомогательные;
  2. Руководители;
  3. Специалисты;
  4. Служащие.

     Перечисленные категории образуют промышленно-производственный персонал предприятия.

     К основным рабочим относятся рабочие непосредственно занятые изготовлением продукции.

     К вспомогательным рабочим относятся рабочие, обслуживающие производственные процессы (ремонтники, транспортные рабочие, наладчики оборудования).

     Руководство – назначение руководить предприятием и его структурными подразделениями (мастер-руководитель).

     Специалисты – инженеры, технологи, экономисты, бухгалтеры, юристы, главные специалисты – главный инженер, главный технолог.

     Служащие осуществляют подготовки и оформление документов, учет и контроль, занятые хозяйственным обслуживанием (секретарь, кассир, делопроизводитель, агенты).

     На  любом предприятии существует непромышленный персонал. Непромышленный персонал – работники столовой, медпункта, детсадов, библиотек предприятия обслуживающие промышленно-производственный персонал. Они пользуются одинаковыми правами с промышленно-производственным персоналом. Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами специальностей, а внутри специальности работники различаются по уровню квалификации.

     Профессия – особый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

     Специальность – вид деятельности в пределах профессии, имеющий специфические особенности и требующие специальных знаний и навыков.

Слесарь: слесарь-сборщик; слесарь-разметчик.

Экономист: маркетолог, финансист.

Информация о работе Планирование на предприятии АПК