Социально-психологические аспекты услуг шоубизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:55, лекция

Описание работы

Важно четко определять сегмент воздействия. Основные потребители музыкального продукта - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, ценность "протест" является одной из самых эффективных для воздействия на эту аудиторию. Бренд также может быть построен на ценностях понимания, житейской мудрости и сострадания, тогда слушатель будет говорить: "Эта песня про меня" или "про таких, как я", "он (она) меня понимает".

Работа содержит 1 файл

Тема 2 Социально-психологические аспекты шоу-бизнеса.doc

— 90.68 Кб (Скачать)

 "Люди из народа", группы молодых людей, которые ничем не отличаются от своих сверстников, имеют куда меньше шансов стать "звездами", и ситуация это подтверждает: музыкальные продукты, создаваемые на "Фабрике", имеют достаточно короткий жизненный цикл, если не инвестировать значительных средств в их продвижение.

 Эффект ореола

 Суть этого метода сводится к использованию предметов и образов, которые притягивают внимание и к самому рекламируемому объекту.

 Самый простой способ произвести такой эффект - использовать известных личностей рядом с продвигаемым артистом, что часто делается на старте проекта. Возможные варианты:

 - дуэт (Pussy Cat Dolls feat. Snoop Dog, Авраам Руссо и Кристина Орбакайте);

 - родственные отношения (Стас Пьеха - Илона Броневицкая - Эдита Пьеха);

 - участие в клипах (Скарлет Йохансон в клипе Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake) );

 - высокие оценки творчества в профессиональной среде (например, рецензия Артемия Троицкого);

 - участие известных сессионных музыкантов в записи альбома.

 К эффекту ореола можно отнести и создание особой вымышленной атмосферы вокруг проекта.

 В частности, в случае Глюкозы это были "виртуальный" мир в клипах, в оформлении дисков и сайта артистки, "подмена" исполнительницы мультяшной девочкой.  

 

 Часть 2. Кинобизнес

 Перейдем к другой сфере шоу-бизнеса - к миру кино и рассмотрим примеры умелой работы кинопродюсеров со своей  целевой аудиторией.

 Социально-психологические особенности кинозрителей (по материалам исследовательской компании UCPR-research)

 1. На протяжении последних лет кинотеатр успешно возвращает себе репутацию места проведения досуга, подходящего для самых разных случаев:

  -романтических свиданий,

 - «семейного выхода»,

 - встреч с друзьями.

 В результате аудитория современных кинотеатров в равной степени представлена как мужчинами, так и женщинами.

 Основная часть аудитории кинотеатров представлена лицами в возрасте до 35 лет, причем 33% от общего числа составляют зрители, не достигшие совершеннолетия.

 2. Социальный состав аудитории, предпочитающей зарубежное кино российскому:

 - среди людей рабочих профессий приверженцев зарубежного кино 36%, отечественного - 25%.

 - соотношение среди научных работников, преподавателей вузов -соответственно 40% против 30%,

 - среди предпринимателей, работников коммерческих структур и торговли - 36% против 21%,

 - среди студентов вузов - 46% против 14%,

 - среди студентов средних специальных учебных заведений - 52% против 13%,

 - среди школьников - 54% против 11%.

 Вывод: подрастающее поколение, пребывающее в стадии первичной социализации, ценностносориентировано большей частью на импортное зрелище с его картиной мира, далекой от традиций отечественной кинокультуры.

 3. Существуют выраженные социально-демографические особенности целевой аудитории, предпочитающей определенные жанры.

 Популярные жанры у современного зрителя - это комедия, приключенческий фильм, триллер, мелодрама, арт-хаус, драма, хоррор, фэнтези, боевик, фантастика, исторический, сказка, анимация. Продюсеры знают, какой жанр надо выбрать, чтобы добиться максимального зрительского успеха.

 Боевики

 Процент мужчин, для которых боевики - наиболее предпочтительный жанр, значительно превышает процент женщин, что, безусловно, вполне объяснимо гендерными пристрастиями к оружию, кровопролитие и жестокость - другая сторона подобных картин, отпугивающая женскую аудиторию. Аудитория боевиков представлена возрастной группой от 18 до 24 лет (48%). На втором месте находится следующая возрастная категория - от 25 до 34 лет (24%), которая незначительно опережает подростковую аудиторию (21%). Представители же более старших возрастных групп предпочитают фильмы других жанров и в аудитории боевиков составляют лишь 7%.

 Необходимо отметить, что выраженных особенностей по части образования или социального статуса зрителей этого жанра не выявлено.

 Таким образом, собирательный портрет представителя ядра целевой аудитории боевиков выглядит следующим образом: это мужчина 18-24 лет, посещающий кинотеатры 2-3 раза в месяц независимо от уровня образования и социального статуса.

 Жанр фэнтези

 Этот жанр явно имеет свою выраженную аудиторию, которую трудно перепутать с любителями мелодрамы или трудноописываемой аудиторией комедий.

 Среди поклонников фантастических фильмов преобладают мужчины. Основу армии поклонников фильмов жанра «фантастика» составляют зрители, не достигшие совершеннолетнего возраста (48%). На втором месте находится следующая возрастная категория - от 18 до 24 лет (34%). Представители более старших возрастных групп предпочитают фильмы других жанров и в аудитории фантастических фильмов составляют около 18%.

 Возрастные особенности аудитории данного жанра объясняют и социальный статус ее представителей. Большая их часть - это школьники и студенты (60%). Именно поэтому по уровню образования лидируют лица с незаконченным средним и незаконченным высшим образованием (87%).

 Итак, собирательный портрет целевого потребителя фантастического кино описывается следующим образом: учащийся моложе 18 лет, посещающий кинотеатры в среднем не реже одного раза в месяц, составляющий часть так называемого поп-корнового мейнстрима.

 Приключенческий жанр

 Можно констатировать весьма равномерное распределение зрителей по половому признаку, что связано в первую очередь с тем, что на протяжении многих лет кинотеатр является прекрасным местом для романтических свиданий, похода всей семьей (в том числе и с детьми) или целой компанией. Однако в возрастной группе старше 25 лидируют женщины.

 Кроме того, этот жанр во все времена был одним из наиболее предпочтительных для самых юных посетителей кинотеатров.

 Подростковую аудиторию, безусловно, притягивает романтическая линия сюжета, а также привлекательный актерский состав (Джонни Пепп, Орландо Блум, Жан Рено, Антонио Бандерос, Хит Леджер).

 Таким образом, аудитория одного из любимейших кинематографических жанров преимущественно представлена женщинами старше 25 лет и детьми до 12 лет, посещающими кинотеатры не реже 1 раза в месяц. 

 Часть 3. Психологический портрет личности артиста

 Творческий процесс по созданию продукта шоу-бизнеса, его реализация на рынке предусматривают большой круг общения продюсера, взаимодействие с людьми, разделяющими твои взгляды, и диаметрально противоположно смотрящими на многие явления. Сфера шоу-бизнеса, как никакая другая, предполагает постоянные контакты с множеством людей, поиск новых знакомств, вхождение в те или иные сферы жизни.

 Огромную роль в решении многих вопросов и развитии производства играют личные качества предпринимателя, его инициативность. Продюсер шоу-бизнеса - это не только хороший организатор, но еще и тонкий психолог, умеющий улавливать малейшие нюансы психологического состояния артиста. Несмотря на «общий психологический портрет», каждый артист - индивидуальность, поэтому и методы воздействия на него со стороны менеджера должны быть строго индивидуальными. И вряд ли тактика работы с одним исполнителем будет уместна при работе с другим.

 Знание психологии артиста - необходимое условие, так как оно помогает избегать конфликтов, возникающих в процессе совместной деятельности. Артист и продюсер - это два лидера, причем каждый в своем роде деятельности, и исходя из этого важно учитывать баланс власти, поскольку эти люди взаимозависимы: не будет артиста - не будет и так называемого «живого» товара, который продает менеджер; не будет менеджера - вряд ли артист сможет «себя продать». Тандемы «артист-продюсер» обычно складываются так, что артист всегда недоволен деятельностью менеджера, а менеджер - работой артиста. И если на начальной стадии «нераскрученный» артист во всем доверяет менеджеру и практически «молится» на него, то с приобретением некоторой популярности он начинает ощущать некоторый психологический перевес в свою сторону. Такой процесс именуется «звездной болезнью» и характеризуется чрезмерно возвышенным отношением к себе и недооценкой деятельности продюсера. Артист, испытывающий подобное состояние, не задумывается над тем, что период его «взлета» - явление временное, и чтобы удержаться на Олимпе, ему необходима помощь менеджера, в противном случае его звезда «сгорает», клипы исчезают с ТВ-экранов, тиражи звуконосителей падают.

 Анализируя психологический аспект менеджмента данной сферы, надо отметить, что психология исполнителя, актера и, в частности «звезды», наименее изучена. Профессор кафедры социологии и психологии искусства Российской академии театрального искусства, доктор медицинских наук Е. Романова в статье «Гений и полусумашедший - вещи совместимые» приводит основные психологические характеристики актера, исполнителя, основанные на «миннесотском» тесте, применяемом во всем мире.

 Тест выделяет десять шкал:

 первая шкала - ипохондрия. Практически не встречается у актеров;

 вторая шкала - депрессия. Бывает очень разная: как сильно повышенная, так и сильно пониженная;

 третья шкала - это шкала эмоциональной взвинченности, взбалмошности, эмоциональной неуправляемости, демонстративное поведения;

 четвертая шкала - шкала ассоциальности, т.е. нарушения норм жизни: поведению актера, исполнителя свойственна свобода от шаблонов;

 пятая шкала - мужественность и женственность. Она определяет стиль поведения исполнителя-мужчины и исполнителя-женщины;

 шестая шкала - подозрительность;

 седьмая шкала - тревожность, или так называемая «эстрадная лихорадка», характеризующая состояние исполнителя перед выступлением;

 восьмая шкала - шизоидность, которая практически у всех творческих людей довольно высока. Конкретный вид шизоидности, в отличие от ее бытового понимания, означает не сумасшествие, а расщепление личности на собственное «я» и образ (имидж), и чем способнее исполнитель, тем выше эта шкала. Такой исполнитель наиболее предрасположен к душевным заболеваниям, причем у действительно талантливых актеров вероятность возрастает во много раз;

 девятая шкала - очень высокая психическая работоспособность, характеризуемая трудоволием и желанием работать и работать;

 десятая шкала - социальная общительность.

 В статье автор дает и психологический портрет артистической личности: «... перед нами активный, динамичный (в депрессии или нет - неважно), сверх меры эмоциональный шизик, к тому же зачастую не соблюдающий общепринятых норм жизни, жаждущий аудитории и желающий постоянно (чем больше, тем лучше) работать, соприкасаться с другими людьми».

 Как видим, психологический портрет личности артиста довольно специфичен, поэтому менеджеру, работающему в данной сфере, необходимы знания в области психологии художественного творчества.

 Менеджер должен быть тонким психологом, не ущемляя и не унижая столь ранимую личность, как «звезда», он должен добиться желаемого результата, используя средства и методы, наиболее подходящие для конкретной творческой личности. Подчеркнем еще раз, что знание психологии артиста - необходимое условие работы менеджера.

 Менеджер должен уметь всесторонне использовать талант «звезды», подчинить достижению главной цели весь организационный процесс и влиять на творчество «звезды» с учетом конъюнктуры рынка. Профессионализм менеджера - это высокий уровень интеллекта, приятная внешность, наличие здравого смысла, инициативность и высокая степень уверенности в себе, «пробивные» способности и талант общения с «нужными» людьми для достижения поставленной цели - взаимовыгодного сотрудничества.

Информация о работе Социально-психологические аспекты услуг шоубизнеса