Создание электронного правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Приток иностранных инвестиций в значительной степени зависит от инвестиционного имиджа данной страны у потенциальных инвесторов, который формируется средствами массовой информации (в первую очередь деловой направленности) — телевидением, электронными изданиями и интернет-ресурсами данной страны. В век информационного общества для деловых людей и рейтинговых агентств интернет-ресурсы имеют определяющее значение при формировании имиджа государства.

Работа содержит 1 файл

Создание электронного правительства с учетом международного опыта.docx

— 36.94 Кб (Скачать)

Виртуальное взаимодействие органов власти с  обществом, безусловно, зависит от качества, полноты информации и цельности  информационных систем разных органов  власти. Совместимость систем, принятие единых стандартов для информационных ресурсов, предоставляющих возможность обмена информаций на горизонтальном уровне, единый простой поиск (по принципу одного портала) в государственных информационных ресурсах — важные вопросы при развитии электронного правительства.

5) Необходимость дополнительной мотивации для пользования интернетом. Исследования (например, проведенные Всемирным банком в Эстонии) показывают, что даже развитая инфраструктура доступа к интернету не гарантирует широкого обращения граждан к правительственной информации и государственным услугам с помощью интернет-технологий, да и в целом к продуктивному использованию интернет-возможностей. В настоящее время разработана концепция "интернет для каждого", включающая в качестве основного элемента тренинги по его использованию для различных целей.

6) Использование государственно-частного партнерства. Сотрудничество с частным сектором — характерная особенность почти всех направлений деятельности электронного правительства. Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным сектором в предоставлении услуг. Более новаторские подходы, включая гибкость, долговременные отношения с партнерами по разделению рисков и вознаграждений, способны помочь в адекватной реакции на новые технологии и возможности. Координаторы электронного правительства совместно с административными структурами и головными организациями должны разработать рамочные условия государственно-частного партнерства, необходимые для деятельности электронного правительства. В качестве их составной части были бы полезны аудиторский контроль и меры по обеспечению прозрачности партнерства в сфере ИКТ.

 

Десять первоочередных мер по внедрению электронного правительства

1. Систематически объявлять обо всех правительственных заседаниях. Сообщать о времени, месте, повестке дня, а также давать информацию о возможностях для граждан подавать предложения, участвовать или наблюдать (виртуально) за ходом заседаний.

2. Разместить на главной странице webсайта специальную кнопку, которая открывает пользователю специальный раздел о предназначении и миссии правительственных учреждений и организаций, об основных государственных деятелях, ссылки на основные законы, детали бюджета и прочую информацию правительственной подотчетности, публиковать информацию о том, как граждане могут наиболее эффективно влиять на политику того или иного учреждения. Здесь могут содержаться ссылки на соответствующие комитеты и органы национального/местного парламента.

3. Внедрить "доступность onllne-услуг". Большинству граждан необходим лучший, более эффективный, доступ к услугам и информационным продуктам, которыми занимаются органы власти. Нужно изучать этот интерес, а также активно использовать формы для отзывов, опросы в режиме online, собирать фокус-группы граждан — все это станет значительным шагом в переходе к электронному правительству. Не нужно автоматизировать те услуги, которые не востребованы людьми. Лучше использовать интернет для того, чтобы узнать, что можно сделать сверх обеспечения одностороннего инструмента самообслуживания с ограниченной возможностью общественного участия.

4. Покончить с "дефицитом представительства в интернете". Тогда как основная масса правительственных расходов на информационные технологии идет на обеспечение административных функций, представительские институты (как местного, так и национального уровня) развиваются медленно. Важно инвестировать в новые технологии и инфраструктуру тех органов, которые призваны представлять и учитывать интересы людей.

5. Обеспечить присутствие представительских и консультативных процессов в сети интернет. Организовать "виртуальные совещательные комнаты" и общественные слушания, которые позволят проводить обсуждения в интернете. Раздаточные материалы и предложения граждан могут моментально поступать и представать перед всеми пользователями интернета. Нужно призывать граждан высказывать свое мнение в интернете на видеоконференциях. Наиболее устойчивые мероприятия электронной демократии — это те, которые связаны с соответствующими легитимными традиционными процессами государственного управления.

6. Использовать двустороннюю сущность сети интернет. Речь идет о создании инструментов, необходимых для эффективного и своевременного ответа на электронную почту. Электронная почта является наиболее личным и любимым интернет-инструментом в распоряжении граждан. От того, как правительство будет работать с входящей электронной почтой и обеспечивать доступ к автоматизированным информационным базам, будет зависеть его доступность в глазах народа. Также нужно выработать четкую политику обработки электронной почты и начать с автоматических ответов с временем и датой получения письма, ожидаемым сроком ответа, информацией о том, что делать в случае отсутствия ответа, копией исходного письма. Правительство должно дать людям те инструменты, которые помогут обеспечить подотчетность государственных органов.

7. Проводить onllne-консультации под эгидой правительства. Периодически следует проводить обсуждения в режиме online (продолжительностью от одной до трех недель), которые дадут людям возможность узнавать больше о государственной политике, взаимодействовать с сотрудниками государственных учреждений, с ведущими чиновниками и друг с другом. Такие консультации должны быть хорошо структурированы, чтобы оказывать реальное воздействие на процесс осуществления государственной политики. Главным плюсом таких мероприятий должна стать возможность участия людей, находящихся у себя дома, в школе, библиотеке и на работе, а богатое разнообразие мнений представителей разных регионов может существенно обогатить процесс ведения государственной политики. Нужно удостовериться, что инструкции государственных служащих дают возможность для оперативного ответа на информационные запросы. Для этого необходимо установить правила обработки наиболее острых тем в очень оперативной форме (24—48 часов) с участием ведущих политиков и чиновников.

8. Принять законодательство, регулирующее область электронного правительства. Необходимо принять законы и найти источники бюджетных инвестиций, необходимых для обеспечения государственного управления в информационный век. Какие моменты являются настолько важными, что по ним для правительства нужно установить обязательные целевые показатели? Бюджетные возможности всегда ограничены. Даже при наличии всей необходимой инфраструктуры нужно будет увеличивать расходы на оплату труда авторов, дизайнеров, программистов — без этого электронное правительство не будет приносить реальных выгод ни гражданам, ни правительству.

9. Обучение представителей власти использованию интернета в общении с народом. Нужно дать депутатам и другим чиновникам возможность технологически "подковаться", стимулировать внутринациональный и международный обмен опытом, но нельзя допустить, чтобы технологическая инфраструктура использовалась для защиты "насиженных кресел". Значит, нужно будет ввести в действие хорошо проработанные законы (или другие нормы), предотвращающие использование технологий и информации в непредусмотренных целях.

10. Обеспечить общедоступность приложений электронного правительства. Не нужно расходовать деньги налогоплательщиков на эксклюзивные инструменты для решения обычных задач обеспечения государственного управления и демократии. При всем этом хорошо было бы делиться своими лучшими технологиями с другими правительствами мира, стараться использовать общедоступную инфраструктуру услуг.

 

В 2002 году Бразилия поставила задачу использовать информационно-коммуникационные технологии для голосования. В ходе первого тура общенациональных выборов 2002 года бразильские избиратели впервые ознакомились с технологией электронных выборов. Успешное применение этих технологий, отраженное в сравнительном отсутствии технических проблем при голосовании, стало явным достижением для страны с большой численностью населения.

Для выборов  по всей территории страны было размещено 406 тысяч электронных избирательных  урн размером с кассовый аппарат, которые могут работать без подключения  к энергосети и коммуникационной инфраструктуре (это важно для  Бразилии, учитывая, что многие избирательные участки расположены в малонаселенной местности, где доступ к телефонным линиям ограничен). Чтобы отдать свой голос, достаточно набрать на клавиатуре код, соответствующий тому или иному кандидату. После голосования на экран аппарата выводилась цифровая фотография выбранного кандидата и предложение подтвердить свой выбор (или изменить его).

После закрытия избирательных участков записанные на аппаратах голоса избирателей шифровались, дополнялись электронной цифровой подписью и записывались на флэшкарты. В каждом из муниципалитетов около 3 процентов голосов сверялись с распечаткой, чтобы обеспечить контроль. После извлечения данных из аппаратов, происходившего в условиях строгого надзора, их перевозили в ближайшую региональную избирательную комиссию, откуда по каналам телефонной и спутниковой связи они направлялись в национальную избирательную комиссию.

 

Городская программа "Электронная Москва" (www.elmos.ru)

В программу "Электронная Москва" решено инвестировать  порядка 2 миллиардов долларов. Для  ее реализации создано ОАО "Электронная  Москва". Реализация программы приведет к значительному сокращению бумажного  оборота и ускорению получения  необходимых документов москвичами. Сегодня при обращении в ДЭЗ  или органы социального обеспечения  за справками москвичи получают их отпечатанными на компьютере. Причем работники этих учреждений выводят документы на печать, обращаясь с запросом к соответствующей базе данных. Очень часто справка из одного ведомства необходима для предоставления в другое ведомство. Например, для получения заграничного паспорта нужна выписка из паспортного стола. При этом информация извлекается из одной базы данных, переводится в бумажную форму, после чего вносится в другую. Очевидно, что с точки зрения информационных технологий бумажный этап совершенно лишний. Более того, на этом этапе информация может быть искажена. Логичным выглядит решение, при котором бумажный этап исключается. Экономится не только время, но и сокращаются затраты на аппарат, а информация не искажается.

Интеграция  баз данных позволит наладить взаимодействие между различными службами, например, между диспетчерской службой  лифтов и пожарными, скорой помощью  и милицией. Разработчики "Электронной Москвы" надеются, что относительно небольшие затраты на налаживание взаимосвязей позволят предоставить жителям принципиально иной уровень услуг: через диспетчера в лифте можно будет вызвать пожарных, которые, в свою очередь, смогут оценить ситуацию, подключившись к соответствующим камерам наблюдения возле дома, и избежать пробок на дорогах, оперативно получив информацию от соответствующих служб ГАИ.

Важным элементом "Электронной Москвы" является совместимость всех элементов городской  инфраструктуры, сетей передачи данных, информационных баз. Например, установка  видеокамер в подъездах жилых  домов, на улицах и магистралях может проводиться разными ведомствами, для разных целей и на разных технологических платформах. Однако формат данных для хранения информации должен быть один, чтобы в случае необходимости ее можно было использовать, например, для проведения расследования или мероприятий спецслужб.

В программу "Электронная Москва" влились  другие городские проекты, например "Социальная карта москвича". К настоящему моменту выдано всего 36 000 карт, но в дальнейшем их предполагается раздать всем московским льготникам (более 2 миллионов штук), а затем и всем москвичам. Технологически — это пластиковая карточка с фотографией владельца и чипом, на котором записаны коды для доступа к персональным данным. На первых порах она будет использоваться как средство идентификации, проезда в общественном транспорте и, возможно, в качестве дисконтной. Возможности чиповых карт легко расширяются, на них предусмотрены банковские приложения, позволяющие как начислять средства (пособия, единоразовые выплаты, вклады), так и списывать их, оплачивая коммунальные платежи, штрафы.

Появление"Электронной Москвы" вполне объяснимо: в Москве есть деньги и инфраструктура. За счет высокой плотности населения и высоких доходов создались практически идеальные условия для широкого распространения интернета. В третьих, компьютеризация муниципальных и федеральных ведомств достигла критического уровня, при котором обмен информацией между ними способен дать значительный экономический эффект.

Программы, подобные "Электронной Москве", следует учитывать и разработчикам  новых версий чипкарт системы "БелКарт" с целью интеграции на одной карте любых услуг: пенсионных, страховых, банковских.

Определение уровня развития электронного правительства

На протяжении последнего десятилетия развитие методов  электронного управления шло чрезвычайно  бурно. Если в 1996 году насчитывалось  около 50 официальных сайтов органов  государственного управления, то к 2004 году количество таких сайтов превысило 50 000. Уровень той или иной страны по продвижению методов электронного управления измеряется с помощью  рейтингов электронного правительства.

Индекс готовности электронного правительства идентифицирует, выделяет и взвешивает условия создания такой среды функционирования электронного правительства, которая гарантирует, что любая группа населения страны имеет доступ к необходимой людям  общественной информации и правительственным  услугам. Ясно, что результаты ранжирования стран по индексу готовности электронного правительства очень сильно связаны с уровнем экономического, социального и демократического развития. Сайты национальных правительств анализируются с позиции их содержания и наличия доступа к услугам, которые могли использовать граждане страны. Наличие или отсутствие тех или иных возможностей находит свое отражение в количественной оценке уровня национального прогресса.

Информация о работе Создание электронного правительства