Стратегия планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным, так как наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ...........................................................................................................................4

1.1. Структура стратегического планирования .......................................................................4

1.2 Основные компоненты стратегического планирования...................................................4

Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.........................7

2.1. Цели и задачи анализа внешней среды .............................................................................7

2.2. Характеристика макроокружения......................................................................................8

2.3. Характеристика непосредственного окружения ............................................................10

2.4. Анализ и оценка внутренней среды фирмы ...................................................................11

2.5 Определение критических точек организационной среды ............................................14

2.6 Формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации..................17

2.7 Оценка информации о внутренней и внешней среде .....................................................18

Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................23

Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ

ОРГАНИЗАЦИИ .........................................................................................................................24

3.1 Определение миссии организации ...................................................................................25

3.2 Цели экономической организации ...................................................................................26

3.3 Построение иерархии целей..............................................................................................27

3.4 Пространство определения целей.....................................................................................28

Вопросы для контроля знаний ................................................................................................32

Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ ................................................33

4.1 Анализ разрыва...................................................................................................................33

4.2 Анализ динамики издержек и кривая опыта ...................................................................34

4.3 Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла .....................................................35

4.4 Модель "продукт - рынок" ................................................................................................36

4.5 Портфельные модели анализа стратегии .........................................................................36

Вопросы для контроля знаний ................................................................................................39

Глава 5. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ......................................................................................40

5.1 Цель и содержание отраслевого анализа. ........................................................................40

5.2 Оценка степени конкуренции. ..........................................................................................41

Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................44

Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ...............................................................................45

6.1 Формирование общей стратегии ......................................................................................45

6.2 Формирование конкурентной стратегии..........................................................................46

6.3 Разработка функциональных стратегий...........................................................................50

Вопросы для контроля знаний ................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики  и права 

Кафедра экономики предприятия  и предпринимательской  деятельности

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «(название дисциплины)»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель    (подпись)

(дата)      (инициалы, фамилия)

Группа

Руководитель

 

    (ученая  степень, звание) (дата)  (инициалы, фамилия)

Иркутск 2008

 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ...........................................................................................................................4

1.1. Структура  стратегического планирования .......................................................................4

1.2 Основные компоненты  стратегического планирования...................................................4

Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.........................7

2.1. Цели и  задачи анализа внешней среды  .............................................................................7

2.2. Характеристика  макроокружения......................................................................................8

2.3. Характеристика  непосредственного окружения ............................................................10

2.4. Анализ и  оценка внутренней среды фирмы  ...................................................................11

2.5 Определение  критических точек организационной  среды ............................................14

2.6 Формирование  базы данных о внутренней и  внешней среде организации..................17

2.7 Оценка информации  о внутренней и внешней среде  .....................................................18

Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................23

Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ

ОРГАНИЗАЦИИ .........................................................................................................................24

3.1 Определение  миссии организации ...................................................................................25

3.2 Цели экономической  организации ...................................................................................26

3.3 Построение  иерархии целей..............................................................................................27

3.4 Пространство  определения целей.....................................................................................28

Вопросы для контроля знаний ................................................................................................32

Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ ................................................33

4.1 Анализ разрыва...................................................................................................................33

4.2 Анализ динамики  издержек и кривая опыта ...................................................................34

4.3 Анализ динамики  рынка, модель жизненного цикла  .....................................................35

4.4 Модель "продукт  - рынок" ................................................................................................36

4.5 Портфельные  модели анализа стратегии .........................................................................36

Вопросы для  контроля знаний ................................................................................................39

Глава 5. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ......................................................................................40

5.1 Цель и содержание  отраслевого анализа. ........................................................................40

5.2 Оценка степени  конкуренции. ..........................................................................................41

Вопросы для  контроля знаний. ...............................................................................................44

Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ...............................................................................45

6.1 Формирование  общей стратегии ......................................................................................45

6.2 Формирование  конкурентной стратегии..........................................................................46

6.3 Разработка  функциональных стратегий...........................................................................50

Вопросы для контроля знаний ................................................................................................52 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Термин  «стратегическое планирование»  появился на стыке 1960-70-х гг. для того, чтобы внести различия между текущим планированием на уровне производства и планированием, осуществляемом на высшем уровне. Необходимость такого различия диктовалась переходом к новой модели развития организации в условиях меняющейся

среды, обеспечения ее эффективной и  устойчивой работы. Актуальность нового подхода определяют следующие факторы:

- во второй половине ХХ века число задач, обусловленных внутренними и внешними изменениями, многократно возрастало. Многие из них не могли быть решены традиционными методами;

- расширялись географические рамки деятельности национальных экономик, бизнес приобрел международный характер;

- усилилась нестабильность внешней среды, что повысило вероятность внезапных стратегических изменений, их непредсказуемость;

- возросла цена расплаты за неверный стратегический выбор, за ошибки. 

     Стратегическое  планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным, так как наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

1.1. Структура стратегического  планирования 

     Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую

совокупность  шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

     Процесс стратегического планирования включает:

• определение  миссии предприятия, организации;

• формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;

• оценку и анализ внешней среды;

• оценку и анализ внутренней среды;

• разработку и анализ стратегических альтернатив;

• выбор  стратегии.

     Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также:

• реализацию стратегии;

• оценку и контроль выполнения стратегии. 

1.2 Основные компоненты  стратегического  планирования 

1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых

притязаний, применяются термины "цели" и "задачи". Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:

• количественные цели;

• качественные цели;

• стратегические цели;

• тактические  цели.

Цели  для нижележащих уровней фирмы  рассматриваются как задачи.

3. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным

процессом стратегического планирования, так  как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.

Анализ  среды предполагает исследование двух ее компонентов:

• макросреды;

• непосредственного  окружения.

Анализ  макроокружения включает изучение влияния  на фирму таких компонентов

среды, как:

• состояние  экономики;

• правовое регулирование;

• политические процессы;

• природная  среда и ресурсы;

• социальная и культурная составляющие общества;

• научно-технологический  уровень;

Непосредственное  окружение анализируется по следующим основным

компонентам:

• покупатель;

• поставщик;

• конкуренты;

• рынок  рабочей силы.

4. Анализ и оценка внутренней среды: Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.

Внутренняя  среда исследуется по следующим  направлениям:

• кадровый потенциал;

• производство;

• финансы;

• маркетинг;

• организационная  структура и т.п.

5. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и

реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

6. Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху.

     Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный  стратегический план может "провалиться", если не принять мер по его реализации. Случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию, нередки. Причины этого:

Информация о работе Стратегия планирования