Участие бизнеса в развитии территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока не появилось. В англоязычной лексике давно присутствуют термины community и corporate community involvement, обозначающие корпоративную вовлеченность бизнеса в развитие местного сообщества. Почему такое участие важно для бизнеса? Как минимум, потому что на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы все структуры окружающего сообщества достаточно позитивно, или по крайней мере нейтрально, относились к деятельности компании.

Работа содержит 1 файл

biznes проект.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

В то же время ожидания бизнеса по отношению к власти выходят за пределы простой координации и связаны с тем, что власть сможет проводить такую политику, при которой участие бизнеса в социальной сфере станет полезным не только для общества и администрации, но и для самого бизнеса. От власти и местного самоуправления ждут комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса.

У бизнеса, финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как органы региональной власти и местного самоуправления расходуют бюджетные средства и управляют социальной сферой. Опрос российских бизнесменов, проводимый Ассоциацией российских менеджеров в рамках расчета индекса деловой активности[4], выявил отношение бизнес сектора к уровню профессионализма государственных служащих. Исследование проводилось в необычном формате – представителям бизнеса было предложено представить государство как корпорацию, предоставляющую услуги. Ключевым фактором анализа был выбран кадровый потенциал. Результат оказался неудовлетворительным. Самыми важными для чиновников качествами бизнесмены назвали, умение проводить стратегическое планирование (первое место) и аналитические навыки (второе место), но именно эти знания и навыки, оказались у них наименее развитыми. Утешительно только то, что превзошел ожидания бизнесменов  уровень знания чиновниками  основ функционирования государственных и социальных институтов.

Бизнесменам было так же предложено выработать рекомендации по улучшению ситуации. Из того, в чем могут оказать содействие бизнесмены можно отметить дополнительное обучение  госслужащих управленческим навыкам. Это пример свидетельствует о пионерном внедрении механизмов делегирования сотрудников компании.

Ведущие российские предприятия приходят к пониманию необходимости установления принципиально нового диалога с органами региональной и местной власти и инициирования сети современно мыслящих муниципальных управляющих. Объединяющей концепцией является «новое лидерство»: успешный менеджер, где бы он (или она) не работал, в бизнесе или в муниципалитете, обладает способностью выстраивать алгоритм принятия решений в условиях экономически неопределенного, вероятностного пространства, удерживать многозначность и несимметричность вариантов развития одной и той же ситуации. Это лидер, умеющий управлять не только в иерархизированных структурах, пользоваться проектным подходом, превращать разнообразие и инициативу «снизу» в источник эффективного управления, выходить из кризиса не за счет «силовых решений», а за счет поиска взаимовыгодных альтернатив, использовать преимущества сетей и современных способов коммуникации.

 

Благотворительность или социальные инвестиции?

 

Для установления диалога между представителями органов власти и бизнеса, необходимо обоюдное принятие интересов и потребностей сторон. Если, в то время как бизнес интегрирует в управление социальными программами элементы социального инвестирования, органы власти будут оставаться на позиции «добровольно-принудительной благотворительности», не будет ни взаимопонимания, ни решения социальных проблем.

 

В России уже привычной стала классификация участия бизнеса в социальной сфере, выделяющая три этапа – традиционную благотворительность, стратегическую благотворительность и социальные инвестиции[5]. Отличительные черты каждой из форм см. в Таблице 1.

 

Таблица 1. Этапы участия бизнеса в социальной сфере

 

 

Традиционная благотворительность

Стратегическая благотворительность

Социальное инвестирование

(англ. Social Investing)

Мотивация

Бескорыстие и желание помочь

Долгосрочный интерес компании, основанный на потребностях сообщества

Долгосрочный интерес компании, интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ

Инициатива

Реакция на запрос, удовлетворение всех запросов

Отбор лучших заявок из числа поданных, руководство внутренними стандартами финансирования компании 

Опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности, условия финансирования и критерии отбора доступны  

Критерии отбора благополучателей

«прихоть» руководства

Учет интересов благополучателей, социальная эффективность

Социальная эффективность и бизнес выгода

Связь с основной деятельностью

Не связана

Связана опосредованно

Интегрирована в основную деятельность компании

Управляющая структура

Высшее руководство компании, часто действующее не от лица компании, а от собственного имени

Отдел, специализирующийся на разработке и реализации социальных и благотворительных программ 

Специализированный отдел, в совет которого входят ключевые сотрудники основных направлений компании (маркетинг, управление персоналом, финансы, стратегическое планирование и др.)

Ресурсы

Деньги, материальные ресурсы

Деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров

Объединение ресурсов компании (деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров), ресурсов партнеров и требование долевого финансирования  от получателя средств

Частота реализации

Разовая помощь

Программный подход

Стратегический подход

Используемые механизмы финансирования

Благотворительные пожертвования, спонсорство

Конкурсное финансирование

Однако:

- Отсутствует требование долевого финансирования

- грантовые программы не связаны с основной деятельностью

Социальное партнерство

Конкурсное финансирование, ориентация на программы высокой эффективности

- Наличие требования долевого  финансирования

- Портфельное инвестирование

 

Выгода для компании

Отсутствует

Компания не придает значения существования бизнес-выгоды, не управляют ею  и не оценивают 

Бизнес выгода управляема, измерима 

 

Отличительными характеристиками социального инвестирования являются:

1. Создание устойчивого финансирования в долгосрочном периоде

o  Программы микро кредитования, обеспечивающие возвратность инвестиций компаний и прирост за счет выплаты процентов по кредитам

o  Создание endowment – вложение инвестиций в фонд, который финансирует грантовые программы из процента на инвестированный капитал

o  Приращение ресурса за счет вклада со стороны грантополучателей (долевое финансирование)

2. Выбор направления финансирования, которое позволяет поддерживать не отдельную проектную идею, а «машину» по производству проектных идей

3. Выбор грантополучателя/партнера с проверенной репутацией и через партнерство,  совместная разработка и  реализация социальных  программ.

Недавно в обиход вошел термин «венчурная филантропия» (англ. venture philanthropy). По своей сути и принципам это понятие близко к социальному инвестированию. Отличия очень не велики, и вызваны тем, что концепции разрабатывались разными школами. Фонд «Институт экономики города» рекомендует использование термина «социальное инвестирование», как более точно отражающее стратегическую целенаправленную социальную политику компании, приносящую взаимную выгоду участникам процесса.

Венчурная филантропия – вид благотворительности, который нацелен на  использование стратегий управления бизнесом (венчурного предпринимательства) в сфере благотворительной деятельности. Концепция венчурной филантропии  подразумевает  не просто жертвование  средств, но через партнерское взаимодействие способствует организационному / институциональному развитию грантополучателей. Основанная идея – творческий, инновационный подход к решению социальных проблем.

Как и социальное инвестирование, венчурная филантропия  направлена не на решение текущих социальных проблем и финансирование социальных проектов, даже если оно осуществляется на постоянной основе, а направлено на укрепление финансовой устойчивости и организационное развитие грантополучателя, институциональное развитие, укрепление социальной инфраструктуры, создание саморазвивающихся, дуплицирующихся механизмов решения социальных проблем. Венчурная филантропия поощряет введение рыночных принципов и механизмов в управление социальными и благотворительными программами, ориентируя их на повышение эффективности и достижение самоокупаемости в долгосрочном периоде.

Взаимодействие между компанией и грантополучателем основано на совместном процессе принятия решений, выработке общего видения, целей и взаимовыгодных  результатов, разработке и корректировке программной деятельности, процедур взаимоприемлемого контроля. Венчурная филантропия трансформирует отношения донор - реципиент в равноправные партнерские отношения. Донор активно вовлечен в процесс социальных изменений, вкладывает не только материальные ресурсы, но так же профессиональные знания и связи.

Венчурная филантропия, так же как и социальное инвестирование,  ориентирована не на достижение количественного результата, а на качественные изменения в социальной сфере (added value), при этом особое внимание уделяется связи между социальными программами и основной деятельностью компании и  максимальному использованию ресурсов для извлечения бизнес-выгоды из взаимодействия.

Исследование Фонда «Институт экономики города» «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», показало, что в среднем по Пермской области, социальная ответственность регионального бизнеса находится в переходном состоянии от традиционной благотворительности к стратегической, с редкими примерами элементов инвестиционного подхода к корпоративной социальной политике, являющегося инновационным для российской практики. Ряд всероссийских исследований[6] так же свидетельствует о том, что отличительными чертами современной социальной ответственности являются неоднородность и нерегулярность, вызванные неравномерностью и неустойчивостью развития российского бизнес сектора.

Специфическую группу компаний составляют компании национального масштаба и региональные компании, занятые в сфере добычи природных ископаемых, которые на многих территориях  являются градообразующими и  выступают в роли ведущего налогоплательщика, формирующего бюджет территорий. Социальная активность подобных компаний «привязана»  к территории присутствия, реализуется в тесном взаимодействии с органами региональной и местной власти, направлена на развитие территорий присутствия  и достижение долгосрочных изменений в управлении социальной  сферой. Эти компании входят в те 10% российских компаний, которые осуществляют социальные программы на постоянной основе и формируют основной российский благотворительный ресурс. 

Именно эти компании входят в число лидеров социальной ответственности, реализующих стратегию социальной и благотворительной деятельности основываясь на принципах инвестирования в социальную сферу, демонстрируя многобразие форм социальной ответственности. В их числе: конкурсное финансирование проектов по  развитию социальной инфраструктуры, социальных услуг (НК «ЮКОС», ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЬ»), программы по оптимизации расходования бюджетных средств (ГМК «Норильский никель», ЗАО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»), разработка  программ социально-экономического развития городов (НК «ЮКОС»)[7]. Подчеркнем, что пока  данные примеры для России являются инновационными, являются больше исключением, чем правилом, но именно их успех будет способствовать тому, чтобы социальная ответственность бизнеса и социальное инвестирование стали нормами отечественного бизнеса.

 

Инновации в социальных программах бизнеса: опыт ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»

 

Социальный кодекс «ЛУКОЙЛа» является документом, на основе которого строится социальная политика одного из ведущих российских операторов – крупнейшей нефтяной компании ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Принятый почти два года назад, этот документ до сих пор является уникальным в российском бизнесе.

В социальном кодексе «ЛУКОЙЛа» получили конкретное воплощение принципы взаимодействия общества, бизнеса и власти, провозглашенные по инициативе Генерального секретаря ООН в январе 1999 года на Всемирном экономическом форуме. Достаточно подробно зафиксированы обязательства компании о социально ответственном регулировании вопросов труда, занятости и производственных отношений, социальной поддержки инвалидов и неработающих пенсионеров – нефтяников. Особое внимание уделено гармоничному сочетанию трудовых и семейных отношений. Среди форм взаимодействия компании с обществом названы природоохранная деятельность, развития науки, образования, технологии и инноваций, сохранение национально-культурной самобытности, поддержка культуры и спорта. Необходимо обратить особое внимание на присутствующие в кодексе экономические  механизмы социальных инициатив. Речь идет об осуществлении непрерывного контроля над социальными расходами, повышении эффективности производства социальных услуг, реализации принципов совместного финансирования.

В целом, социальные программы, направленные на развитие местного сообщества, можно сгруппировать в следующие блоки:

  • конкурсное финансирование развития социальной инфраструктуры 
  • оптимизация  расходования бюджетных средств
  • содействие в стратегическом планировании территории присутствия
  • конкурсная поддержка общественных инициатив
  • повышение квалификации муниципальных служащих

Некоторые из приведенных примеров сочетают в себе сразу несколько направлений, что в полной мере характеризует их комплексную направленность.

 

1. Конкурсное финансирование развития социальной инфраструктуры

 

По разнообразным экспертным оценкам, растет количество компаний, которые переводят свои  социальные программы на конкурсное финансирование. Данные исследования, проведенного российской ассоциацией менеджеров в 2001 году, показало, что  на  вопрос: «Существует ли в вашей компании процедура открытых конкурсов на получение поддержки с привлечением широкого круга лиц?», никто из респондентов не ответил положительно[8].  Однако, в настоящее время существуют примеры успешной реализации конкурсов корпоративных грантов: ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» - «Конкурс социальных и культурных проектов в Пермской области» в 2002, 2003 и 2004 гг., ОАО «РОСБАНК» совместно с ЮНИСЕФ - Конкурс социальных проектов «Новый день» в 2000-2004 гг.

Информация о работе Участие бизнеса в развитии территории