Участие бизнеса в развитии территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока не появилось. В англоязычной лексике давно присутствуют термины community и corporate community involvement, обозначающие корпоративную вовлеченность бизнеса в развитие местного сообщества. Почему такое участие важно для бизнеса? Как минимум, потому что на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы все структуры окружающего сообщества достаточно позитивно, или по крайней мере нейтрально, относились к деятельности компании.

Работа содержит 1 файл

biznes проект.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Объявляя в 2002 году первый подобный конкурс, пермские нефтяники провозгласили, что основными принципами поддержки общественных инициатив будут конкурсное распределение средств, финансовая прозрачность, гласность результатов, отчетность перед местным сообществом.

Впервые, в то время еще в форме ЗАО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» принял участие в пермском  городском конкурсе социальных и культурных проектов в 2000 году, поддержав 9 проектов на сумму 131 тысяча рублей, в 2001 году – 8 проектов на сумму 150 тысяч рублей, в 2002 году в 4 городском конкурсе поддержано 6 проектов на общую сумму 180 тысяч рублей. Все эти гранты были выиграны наиболее эффективно работающими  общественными организациями Кировского район города Перми.

В 2002 году ЗАО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» учредил именной грант в рамках второго областного конкурса социальных и культурных проектов. Причем, не только учредил номинацию, но и принял активное участие в его подготовке и проведении. Проведенные семинары на территориях позволили принять участие в конкурсе 56 проектантам, что в два раза больше по сравнению с прошлым годом.

По результатам конкурса победителями стали 4 проекта по номинации «Народные промыслы и ремесла» и 6 грантов предпочтения по номинации «Экология». Кроме того, победителями по другим номинациям стали еще 6 проектов, которые были профинансированы из других источников. Итого общая сумма составила около 900 тысяч рублей.

Постоянную поддержку в проведении конкурсов оказывали средства массовой информации. Всего за это время появилось по данной тематике 95 материалов в газетах, на радио и телевидении. Из них около 40 в районных средствах массовой информации.

Работа по мониторингу реализации данных грантов позволила не только понять все механизмы их проведения, но и более полно ощутить свою роль как грантодателя, сформулировать и простроить систему взаимоотношений, выяснить узкие места во время проведения конкурсов. Можно смело сказать, что специалисты управления овладели технологией проведения данных конкурсов. Подтверждением возможностей специалистов компании явилось участие в районном конкурсе Ильинского района, которое заключалось не только в финансировании, но и в помощи по его организации.

 

2. Конкурсное финансирование решения социально значимых проблем на территории деятельности компании  ООО “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ”

 

Другим подтверждение сказанного стал факт проведения компанией в марте-апреле 2004 уже третьего корпоративного конкурса, направленного на решение социальных проблем в территориях своей деятельности, с грантовым фондом в размере 10 млн. рублей. По итогам конкурса поддержано 84 социальных проекта. Необходимо отметить, что два года назад, в мае-июле 2002 года первый такой конкурс состоялся при грантовом фонде  лишь в 2 млн. руб. и его итогом стала поддержка 33 проектов – победителей. Существенными критериями отбора победителей в 2004 году стали социальная и экономическая эффективность проекта, наличие инновационного подхода к решению проблемы, а так же привлечение участниками конкурса дополнительных средств.

Неотъемлемым условием поддержки проектов является систематическое проведение мониторинга проектов, позволяющего своевременно выявлять проблемы их реализации и предпринимать практические действия для дальнейшего продвижения проектов. Иногда именно благодаря мониторингу местные власти более внимательно относятся к конкретному проекту, оказывая ему поддержку и принимая участие в его реализации. Методические основы проведения мониторинга проектов взяты из практики проведения мониторинга в рамках областного конкурса социальных проектов. Они творчески дополнены и адаптированы к требованиям ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

По итогам года проводится оценка проектов, в ходе которой определяются базовые показатели социальной значимости, например, степень достижения поставленной цели, охват целевой группы, удовлетворенность участников проекта и местных властей, целевое расходование средств, привлечение дополнительных средств и внешних партнеров, использование волонтерского труда, выпуск методической литературы. Все проектанты отчитываются перед грантодателем. Проводится конкурс на лучшее выполнение проекта, по итогам которого лучшие проекты участвуют в экспертных конференциях и имеют преимущественное право при получении гранта на последующих конкурсах социальных и культурных проектов.

 

3.  Оптимизация расходования бюджетных средств: взгляд ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»

 

Компания выделяет три основные проблемы оптимизации бюджетного процесса: слабое владение проектной культурой как механизмом планирования и использования бюджетных средств; неэффективная структура распределения бюджетных средств в социальной сфере; недостаточные нормативы бюджетной обеспеченности для решения социальных проблем районов. По словам Булдашева С.Н., начальника управления общественных связей, «Мы стремимся к тому, чтобы те деньги, которые мы отдаем по закону в виде налоговых отчислений работали оптимально и достигали высшей социальной цели! … чтобы эффективно заработали миллионы бюджетных средств. Это выгодно и власти, и нам, работающим на территории».

Для реализации этих целей компания проводит цикл мероприятий «Проектная культура как механизм эффективного  расходования бюджетных средств», направленных на  повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Пермской области. Для этого, только в 2002 году было проведено два  семинара для депутатов земских собраний и городских дум, семинар для глав поселковых сельских администраций и семинар с практическими занятиями для начальников управлений культуры. В результате обучено 392 представителя государственных и муниципальных учреждений из 37 районов Пермской области.

Приоритетом в финансировании ООО “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ”  инициатив местных органов власти является внедрение инновационных механизмов управления социальной сферой. В 2002 году компания оказала помощь в организации и проведении установочного семинара в рамках пилотного проекта в г. Чердынь  по внедрению технологии предоставления социальной помощи населению по принципу “одного окна”, позволяющего снизить административные расходы по предоставлению социальной помощи населению и одновременно повысить доступность услуг. Компания  выражает  заинтересованность в дальнейшем продвижении этого проекта, так как понимает, что привлечение новых технологий может существенно помочь районам в экономии и рациональном использовании все более скромных бюджетных средств.

 

4. Содействие муниципалитетам в стратегическом планировании

 

Заключение договоров о сотрудничестве между руководством ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и главами муниципальных образований

 

ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" проводит активную социальную политику, направленную на достижение социального партнерства как внутри компании, так и вне её, в первую очередь, - в вопросах взаимодействия с региональными и местными властями тех территорий, на которых непосредственно ведется производственная деятельность компании.

ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" является крупнейшим налогоплательщиком в Пермской области, обеспечивая около 20 процентов совокупных платежей в консолидированный областной бюджет и внебюджетные социальные фонды. Компания платит все налоги через местные бюджеты - по месту дислокации своих производственных подразделений. ООО  "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" активно участвует в региональных социально-экономических программах.

Сегодня компания официально закрепила отношения уже с 18 районами Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Суть соглашений: компания, добывая нефть, способствует социально-экономическому развитию территориям добычи. В свою очередь главы местного самоуправления, в рамках российского законодательства, оказывают  компании всестороннюю поддержку. ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" подписывает подобные договоры уже три года подряд.

 

Поддержка межмуниципальных проектов

 

Первым из межмуниципальных мероприятий, в котором самое активное участие приняло ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», стало участие в выставке ярмарке «Сад-огород-пашня-ферма» в марте 2002 года. Именно на ней были определены перспективные возможности производства и сбыта изделий народных промыслов. Это начинание активно поддержала ассоциация муниципальных образований Пермской области «Верхнекамье». В работе павильона приняло участие около 90 мастеров со всех территорий присутствия ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». По результатам опроса людей, посетивших павильон компании, 97% отметили актуальность такого вида социального партнёрства.

Одним из главных итогов ярмарки стало понимание настоятельной необходимости развития торговой сети для реализации изделий народных промыслов, повышения их качества и более современного дизайна. Нельзя не отметить предметную работу, которую в этом направлении проделали администрации Ильинского, Чердынского, Частинского района. Их работа по изучению и выявлению всех мастеров народных промыслов, попытки организации сбыта требуют несомненной поддержки и дальнейшего развития. В июне 2002 года были проведены мастер-классы по народным промыслам в Ильинском и Частинском районе. Каждый из них был по своему интересен. Если в Ильинском районе в работе мастер-классов активное участие приняли депутаты Земского собрания, то в Частинском районе к участию были привлечены потенциальные поставщики сырья и серьезно обсуждены вопросы профессиональной подготовки будущих мастеров. В конце октября 2002 года в Перми состоялся пятидневный семинар для мастеров и  будущих организаторов торговли.

Для того, чтобы движение народных мастеров получило не только организационную, но и финансовую поддержку, в рамках областного, корпоративного и районных конкурсов был поддержан десяток проектов, направленных на развитие народных ремесел. В результате в районах появилось некоторое понимание современных тенденций в развитии изделий, стали создаваться новые рабочие места. Непросто и небыстро, но начали в районах ткать половики, плести из лозы корзины и мебель, возрождать бондарство. А через некоторое время возникла и тема развития подворий, которые всегда были основой жизни любой крестьянской семьи. Сегодня уже есть понимание требований и условий для развития агробизнеса: качество продукции, современные технологии, квалифицированные менеджеры, обученный персонал.

В 2003 году предметом обсуждения за «круглым столом» стало развитие туристского потенциала территорий Верхнекамья.

Вторым крупным межмуниципальным мероприятием стал в 2002 году Первый областной фестиваль исторических городов Севера Прикамья, который состоялся в г. Чермоз Ильинского района.  Всего в нем приняли участие представители 17 районов и областей России. Очень многое делалось впервые. Прежде всего хочется отметить, что впервые удалось отработать механизм привлечения серьезных финансовых ресурсов из разных источников, а не только из средств ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Представители компании считают, что такая форма волонтерства должна получить большее распространение в нашей работе с территориями. Помощь в организации, поиск партнеров, координация их взаимодействия на региональном уровне. Как показал опыт проведения фестиваля это зачастую важнее и востребование, чем просто перечисление денег. Данный пример – еще одно свидетельство реального делегирования сотрудников компании для работы с местным сообществом.

В Чермозе в полной мере прозвучала необходимость возрождения исторической памяти и традиций межнационального общения. Первый исторический фестиваль по своей сути стал международным. В нем самое активное участие  приняли представители Посольства Армении в России и армянской общины Пермской области. Важным элементом стало проведение публичных слушаний по плану возрождения г. Чермоз как исторического города.  Пока данная программа является первой и единственной в Пермской области.

              Опыт проведения данного мероприятия, не имеющего аналогов в России, вызвал интерес у других районов Пермской области и породил традицию проведения фестиваля исторических городов Прикамья. В 2003 году такой фестиваль состоялся в г. Добрянка, собрав более 500 человек из 33 городов и районов области (в г. Чермоз были представители 16 территорий), а в 2004 году – запланирован для проведения в п. Ильинском (которому исполнится 425  лет со дня основания).

Поддерживая проведение фестивалей исторических городов, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» делает все возможное для развития туристической инфраструктуры и привлечения инвестиций в малые города области. Не случайно туризм назван приоритетной экономической отраслью в стратегии социально-экономического развития Пермской области. А для того, чтобы развивать туризм, необходимо научиться проводить массовые зрелищные мероприятия на высоком уровне, с использованием всех современных технических и информационных средств. Кроме того, проведение фестивалей способствует поддержанию самоценности родной земли постижению особенностей, присущих каждой территории, из многообразия которых складывается культура Прикамья.

 

Что сделало социальные программы бизнеса, направленные на развитие территорий присутствия, более эффективными?

 

Во-первых, ориентация  на достижение значимого социального результата при соблюдении  бизнес-интересов компании или так называемого «бизнес-эффекта». В данном случае «бизнес-эффект» (интерпретация английского business value added) понимается как польза, которую реализация благотворительных и социальных программ приносит основной деятельности компании. Наличие бизнес-эффекта отнюдь не противоречит сути благотворительности и не умаляет эффекта социального. Более того, это свидетельствует о росте качества и эффективности благотворительных программ компании. 

Во-вторых, разработка и реализация социальной программы в результате совместной работы компании, органов государственной власти и местного самоуправления, а не в качестве  отклика на «просьбы из территорий». В рассмотренных примерах объединение интересов и ресурсов способствует выработке согласованной стратегии органов власти и бизнеса в решении социальных проблем, в привлечении экспертов в сферу муниципального управления  и социально-экономического развития способствовало внедрению инновационных подходов в разработке и реализации проектов и программ.

Информация о работе Участие бизнеса в развитии территории