Алхимия. Ятрохимия и ремесленная химия как социокультурные явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Алхимические системы разных культур часто не схожи друг с другом, но в целом можно выделить основные идентичные направления алхимии:

· платонизм , позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия;

· практики сиддхаров - доарийского населения Индостана, индийская и буддийская тантра, индийская и тибетская алхимия;

· даосизм, китайская алхимия и алхимические практики региона китайского культурного влияния - Япония, Корея, Индокитай.

Содержание

Введение

История химии

Древний Египет

Древний Восток

Византия

Европа

Техническая химия и ятрохимия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ(14 ВАРИАНТ).doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Между арабской и  европейской алхимией возникли существенные отличия. Европейская алхимия развивалась  в обществе, где католическая церковь  активно вмешивалась во все сферы  общественной, в том числе светской, жизни; возникновение идей, не соответствующих догмам христианства, было небезопасным. Алхимия в Европе начиная от ее зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа римский Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего алхимики могли быть объявлены еретиками и переданы инквизиции. Одновременно с этим, как светские, так и церковные европейские властители, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на потенциальные выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой- доступной только узкому кругу посвящённых. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение результатов поставленных экспериментов. Впрочем, довольно долго европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

     Алхимики-мистики  сформулировали дополнительные задачи своей науки:

     · Приготовление  Эликсира или Философского Камня, алхимического средства, облагораживавшего металлы, служившего универсальным лекарством; его раствор должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, называлось «белый лев», оно могло превращать в серебро все неблагородные металлы.

     · Создание гомункулуса-- по представлениям средневековых  алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно. Считалось, что гомункулус -- это маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах;

· Приготовление  алкагеста - универсального растворителя;

· Палигенез, или  восстановление растений из пепла;

· Приготовление  мирового духа - магической субстанции, растворяющей золото.

· Извлечение квинтэссенции.

· Приготовление  жидкого золота -- совершенного средства для излечения.

     Достижению  поставленных целей должны были послужить  двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определённым зодиакальным созвездием. Мистическая связь алхимии и астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты. 

В XIV-XV веках европейская  алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - царская водка). Большую роль в становлении европейской алхимии сыграл ученый, работавший в Испании в XIV веке; он подписывал свои сочинения именем Гебера. Он первым подробно описал серную и азотную кислоты. Использование минеральных кислот в большой концентрации в алхимической практике привело к существенному росту знаний алхимиков о веществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Техническая химия и ятрохимия

     Такие направления алхимии как техническая  химия и ятрохимия, стали переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

     Характерной особенностью трудов по технической  химии стало стремление к полному  и достоверному описанию опытных  данных и технологических процессов. Основоположниками технической  химии стали Ваноччо Бирингуччо (1480-1539) и его труд "О пиротехнии" и Георг Бауэр (1494-1555), более известный как Агрикола. Их сочинения являлись энциклопедиями по технологическим процессам, предполагающим химические операции с веществами.

     Начиная с Парацельса, европейская алхимия развивает темы ятрохимии поисков долголетия и бессмертия. В теоретическом отношении Парацельс являлся классическим алхимиком - разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и арабскую теорию трёх принципов. Как и китайские алхимики, он занимался получением «питьевого золота», позволяющего достичь исцеляющей организм трансмутации. Ученый утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств.

     Медицина  Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа - Ртуть, Сера и Соль - находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия этого равновесия.

     К представителям ятрохимии можно отнести многих известных алхимиков XVI - XVII веков.

     Андреас Либавий (1540-1616) прославился первым учебником химии. В своих трудах «Алхимия» (1597) и «Полное собрание медико-химических сочинений» (1597) он систематизировал практические сведения по химии того времени. «Алхимия» долго служила основным учебным пособием при изучении химии на медицинских факультетах. Алхимия, согласно Либавию, состоит из двух разделов: энхерия--описание методов и операций, и химия, или описание веществ, их получения и свойств. Либавий считал, что трансмутация возможна, и её осуществление явится венцом науки. Он критиковал мистические элементы в учении Парацельса.

     Важную  роль в развитии рациональной алхимии  сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670), разработавший способы получения  целого ряда неорганических веществ. Другой известный алхимик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя принципами - кислотой и щёлочью. Ещё один представитель ятрохимии Ян Баптист ван Гельмонт (1577-1664) подверг сомнению аристотелевские стихии, поскольку их присутствие невозможно обнаружить. Ван Гельмонт предлагал считать простыми телами лишь те, которые могут быть выделены при разложении сложных тел-- например, воду. В поисках других простых тел Ван Гельмонт много экспериментировал с металлами. Он доказал, что при растворении серебра в крепкой водке (азотной кислоте) металл лишь меняет форму своего существования и может быть вновь выделен из раствора в том же количестве.

     В целом  рациональные течения в алхимии - ятрохимия и техническая химия - достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец "классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной.

     Заключение

     История алхимии, особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных  знаний средневековья.

     В алхимии  неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).

     Главным результатом алхимии, кроме накопления запаса знаний о веществе, стало  становление эмпирического подхода  к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

     Алхимии изначально были присущи очень серьёзные  отрицательные черты, которые сделали её тупиковым путем развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета деятельности лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых - мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории - учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

     К середине XVI века в европейской алхимии  стало очевидным нарастающее  разделение. С одной стороны, это  было вырождающееся мистическое  направление, представители которого пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными рациональными направлениями являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

  
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Рабинович В. Л. Алхимия  как феномен средневековой культуры. -- М.: Наука, 1979.

Бурмистров Константин. «Ибо он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФРАН, 2009.- 295 с. ISBN 978-5-9540-0139-6.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999

Карапетьянц А. М., Торчинов Е. А. История и теория алхимии  в Китае (Обзор) // Современные историко-научные  исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987

Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006

Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Информация о работе Алхимия. Ятрохимия и ремесленная химия как социокультурные явления