Изучение химического равновесия и принципа Ле Шателье в 9 классе с использованием компьютера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:10, реферат

Описание работы

Одним из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии является моделирование химического эксперимента на базе компьютерной технологии [1-5]. Это ни в коем случае не заменяет традиционные практические и лабораторные работы, предусмотренные школьной программой по химии, а лишь дополняет экспериментальную часть обучения, дает возможность более рационально и доходчиво организовать изучение таких тем по химии, для которых демонстрационный эксперимент невозможен в условиях школьной практики (выделение вредных, ядовитых веществ, отсутствие дорогостоящих, редких реактивов, демонстрация взрывчатых веществ, моделирование промышленных реакторов для производства химических веществ и др.).

Работа содержит 1 файл

химравновесие.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Химическое равновесие

I Обратимые реакции  не доходят до конца и заканчиваются установлением химического равновесия. Например, в реакции синтеза аммиака равновесие наступает тогда, когда в единицу времени образуется столько же молекул аммиака, сколько их распадается на азот и водород. Следовательно, 
Химическое равновесие можно определить как такое состояние системы реагирующих веществ, при котором скорость прямой и обратной реакции равны. 
 
В состоянии равновесия прямая и обратная реакции не прекращаются. Поэтому такое равновесие называется подвижным, или динамическим, равновесием. И поскольку действие обеих реакций взаимно уничтожается, то в реагирующей смеси видимых изменений не происходит: концентрации всех реагирующих веществ — как исходных, так и образующихся — остаются строго постоянными. Концентрации реагирующих веществ, которые устанавливаются при химическом равновесии, называются равновесными. Они обычно обозначаются формулами реагирующих веществ, заключенными в квадратные скобки, например [H2], [N2], [NH3], тогда как неравновесные концентрации обозначают так: 
СH2, CN2> CNH3. 
На состояние химического равновесия оказывают влияние концентрации реагирующих веществ, температура, а для газообразных веществ — и давление. При изменении одного из параметров равновесие нарушается и концентрация всех реагирующих веществ изменяется до тех пор, пока не установится новое равновесие, но уже при иных значениях равновесных концентраций. Подобный переход реакционной системы от одного состояния равновесия к другому называется смещением (или сдвигом) химического равновесия. Если при изменении условий увеличивается концентрация конечных веществ, то говорят о смещении равновесия в сторону продуктов реакции. Если же увеличивается концентрация исходных веществ, то равновесие смещается в сторону их образования. 
Химическое равновесие называется динамическим равновесием. Этим подчеркивается, что при равновесии протекают и прямая, и обратная реакции, но их скорости одинаковы, вследствие чего изменения в системе незаметны. 
Количественной характеристикой равновесия служит величина, называемая константой химического равновесия. Рассмотрим ее на примере реакции синтеза иодоводорода: 
Н2 + I22НI 
Согласно закону действия масс (см. § 12), скорости прямой (v1) и обратной (v2) реакций выражаются уравнениями1: 
v1=k1[H2][I2] 
v2=k2[HI]2 
При равновесии скорости прямой и обратной реакций равны друг другу, откуда: 
k1[H2][I2]=k2[HI]2 или 
k1/k2=[HI]2/[H2][I2] 
Отношение констант скорости прямой и обратной реакций тоже представляет собой константу. Она называется константой равновесия данной реакции К: 
k1/k2=К или, отсюда окончательно, [HI]2/[H2][I2]=К. В левой части этого уравнения стоят те концентрации взаимодействующих веществ, которые устанавливаются при равновесии, — равновесные концентрации. Правая же часть уравнения представляет собой постоянную (при постоянной температуре) величину. 
Можно показать, что в общем случае обратимой реакции: 
аА+bB+... рР + qQ+ ... константа равновесия выразится уравнением: 
1 Система рассматривается при повышенной температуре, когда иод находится в состоянии пара.

 
Здесь большие буквы обозначают формулы веществ, а маленькие — коэффициенты в уравнении. 
Таким образом, при постоянной температуре константа равновесия обратимой реакции представляет собой постоянную величину, показывающую то соотношение между концентрациями продуктов реакции (числитель) и исходных веществ (знаменатель), которое устанавливается при равновесии. 
Уравнение константы равновесия показывает, что в условиях равновесия концентрации всех веществ, участвующих в реакции, связаны между собою. Изменение концентрации любого из этих веществ влечет за собою изменение концентраций всех остальных веществ; в итоге устанавливаются новые концентрации, но соотношение между ними вновь отвечает константе равновесия. 
Численное значение константы равновесия в первом приближении характеризует выход данной реакции. Например, при K>>1 выход реакции велик, потому что при этом 
[Р]p[Q]q>>[А]a[B]b... 
т.е. при равновесии концентрации продуктов реакции много больше концентраций исходных веществ, а это и означает, что выход реакции велик. При К<<1 (по аналогичной причине) выход реакции мал. 
В случае гетерогенных реакций в выражении константы равновесия, так же как и в выражении закона действия масс (см. 12), входят концентрации только тех веществ, которые находятся в газовой или жидкой фазе. Например, для реакции 
С02+С=2СО 
константа равновесия имеет вид: K=[CO]2/[CO2] 
Величина константы равновесия зависит от природы реагирующих веществ и от температуры. От присутствия катализаторов она не зависит. Как уже было сказано, константа равновесия Равна отношению констант скорости прямой и обратной реакций. Поскольку катализатор изменяет энергию активации и прямой, в обратной реакций на одну и ту же величину (см. §12 и §13), то на отношение констант их скорости он не оказывает влияния. Поэтому катализатор не влияет на величину константы равновесия и, следовательно, не может ни увеличить, ни снизить выход реакции. Он может лишь ускорить или замедлить наступление равновесия. 
Смещение равновесия. Принцип Ле Шателье 
Направление смещения химического равновесия при изменении концентрации «реагирующих веществ, температуры и давления (в случае газовых реакций) определяется общим положением, известным под названием принципа подвижного равновесия, или принципа Ле Шателье: 
Если на систему, находящуюся в равновесии, производится какое-либо внешнее воздействие (изменяется концентрация, температура, давление), то оно благоприятствует той из двух протиположных реакций, которая ослабляет действие.  
 
Поясним на примере реакции синтеза аммиака: 
 
Если внешнее воздействие выражается в увеличении концентрации азота или водорода, то оно благоприятствует реакции, вызывающей уменьшение концентрации этих веществ, и, следовательно, равновесие сместится в сторону образования аммиака. Соответственно увеличение концентрации аммиака смещает равновесие в сторону исходных веществ. 
Поскольку прямая реакция, как видно из уравнения, протекает с выделением теплоты, повышение температуры смеси благоприятствует протеканию реакции с поглощением теплоты, и равновесие сместится в сторону исходных веществ; понижение температуры вызовет смещение равновесия в сторону продукта реакции. 
Чтобы определить влияние давления на смещение равновесия, необходимо подсчитать число молекул в левой и правой частях уравнения. В приведенном примере в левой части уравнения содержится две молекулы, а в правой — одна. Поскольку увеличение давления должно благоприятствовать процессу, ведущему к уменьшению числа молекул, то в данном случае равновесие сместится в сторону продукта реакции. Очевидно, уменьшение давления сместит равновесие в сторону исходных веществ. 
Если же в уравнении обратимой реакции число молекул в левой части равно числу молекул в правой части, например, 
N2+O22NO

то изменение  давления не вызывает смещения химического  равновесия. 
Следует заметить, что все катализаторы одинаково ускоряет как прямую, так и обратную реакции и поэтому на смещение равновесия влияния не оказывают, а только способствуют более быстрому его достижению. 
Способы смещения равновесия в желаемом направлении, основанные на принципе Ле Шателье, играют огромную роль в химии. Синтез аммиака и многие другие промышленные процессы были освоены благодаря применению способов смещения равновесия в направлении, обеспечивающем высокий выход получаeмoro вещества. 
Во многих процессах смещение химического равновесия в сторону продуктов реакции достигается путем вывода образующихся веществ из сферы реакции. Так, например, чтобы сместить равновесие в реакции этерификации 
СН3СООН+СН3ОНСН3СООСН3+Н2O 
в сторону образования метилацетата, в систему вводят серную кислоту, поглощающую воду.

Урок: “Равновесие и условия его смещения”

Цели.

  1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие “равновесие”; изучить условия его смещения.
  2. Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (экспериментально подтверждать выдвинутые гипотезы, классифицировать, сравнивать, анализировать, устанавливать взаимосвязи между знаниями разнообразных учебных дисциплин).
  3. Воспитательная: воспитывать экологическую культуру (на примере прогнозирования последствий нарушения равновесия в природе).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке  мы с вами продолжим изучение темы “Химические реакции”. На прошлом  уроке мы познакомились с закономерностями изменения скорости химических реакций, а сегодня изучим интереснейшее химическое явление, которое встречается и в живой, и неживой природе. Это явление характерно только для обратимых реакций, поэтому для его изучения нам потребуется умение классифицировать хим. реакции. 

2. Актуализация  знаний.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите уравнения химических реакций. Укажите основание классификации и проклассифицируйте реакции.

А) 2KClO3 = 2KCl + 3O2
Б) NaOH + HCl = NaCl + H2O; 
В) N2 + 3H2 = 2NH3
Г) AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Д) SO2 + H2O = H2SO3
Е) 2SO2 + O2 = 2SO3
Ж) Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu.

По каким признакам  вы выделили необратимые процессы?

Сформулируйте определение понятия “необратимые реакции”.

Предлагают основания  для классификации:

  • число реагентов и продуктов реакции;
  • изменение степеней окисления химических элементов;
  • агрегатное состояние реагентов;
  • направленность.

Классифицируют.

Формулируют определения.

А как в уравнениях реакций обозначаются обратимые  реакции?

Сформулируйте определение понятия “обратимые реакции” (стр 111).

3. Изучение нового материала.

Явление, которое  мы будем сегодня изучать, характерно только для обратимых реакций.

Это явление  – химическое равновесие.  

Цель нашего урока: изучить химическое равновесие и условия его смещения.

(На экране  появляется слайд с темой урока).

Записывают тему урока в тетрадь.

Понятие “равновесие” вам знакомо.

В толковом словаре  Ожегова “равновесию” дано следующее  определение “равновесие – это  состояние покоя, в котором находится  тело, система, под воздействием равных, противоположно направленных сил”. Где вы встречались с равновесием? Перед нами весы в состоянии равновесия, маятник находящийся в равновесии. Это механическое равновесие.

Какие параметры  системы равны?

Значит и в  состоянии химического равновесия тоже должны быть равные параметры! Какие параметры могут быть равны при установлении химического равновесия в обратимой реакции.

Скорость  – главная характеристика для описания обратимых  процессов.

Давайте вспомним из курса химии 8 класса, что же называется химическим равновесием. (стр.130)

Состояние обратимого химического  процесса называется химическим равновесием, если скорость прямой реакции равна  скорости обратной реакции.  

Посмотрите на бутылку с газированной водой (демонстрирует). Наблюдаем ли мы признаки каких - либо химических процессов, пока бутылка закрыта? Нет.

На самом деле одновременно идут как минимум 2 хим. процесса, протекающие на микроуровне. Как вы думаете, какие химические процессы в ней протекают?

Чему равна  скорость прямой (1) реакции?

Чему равна  скорость обратной (2) реакции?

 

Записывают определение.

Химическое равновесие отличается от механического, оно является динамичным (подвижным). При его наступлении  реакции не прекращаются, неизменными  остаются лишь концентрации компонентов, то есть за единицу времени образуется такое же количество продуктов реакции, какое превращается в исходные вещества. Если изменение условий не происходит, то состояние равновесия может продолжаться бесконечно долго.

Мы рассмотрели  химическое равновесие только на примере  одной реакции. Примеры динамического равновесия достаточно распространены и в неживой, и в живой природе. Попробуйте привести примеры 2-х процессов, которые, по вашему мнению, могут находиться в состоянии химического равновесия?

Я предлагаю  вам посмотреть на схемы обмена веществ и энергии в организме человека. Проанализировать их. Найти в них хим. равновесие.

АТФ + Н2О = Н3РО4 + АДФ + 40 кДж (стр.54 учебника биологии 10-11 класс).

“Превращение углеводов в организме” (стр. 161 учебника химии 11 класс) 

Каково значение этих процессов?

Эти процессы обеспечивают постоянство химического состава  и физико-химических свойств клеток тела.

Вывод: Явление  равновесия встречается и в химии, и в природе, особенно значимо  равновесие для организма человека.

Если это явление  так важно для человека, значит он должен уметь им управлять.

По вашему мнению, можно ли сместить химическое равновесие? Как вы предлагаете это делать?

Итак, для того чтобы сместить химическое равновесие, нужно управлять скоростью реакции, а значит, изменять какие – то внешние условия.

Какие именно условия  необходимо изменить?

Вернемся к  бутылкам с газированной водой. Изменим  условия (одна открывается, другая опускается в горячую воду). Обратите внимание на изменения, происходящие в бутылках с газировкой:  

Равновесие нарушено. Скорость какой реакции возросла?

Почему скорость именно реакции разложения возросла? Можно ли заранее предсказать  направление смещения равновесия? Реакция  эндотермическая и гетерогенная.

Информация о работе Изучение химического равновесия и принципа Ле Шателье в 9 классе с использованием компьютера