Экологическое воспитание на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:28, реферат

Описание работы

Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека.

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание на уроках химии.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Экологическое образование и  воспитание в курсе изучения химии 

1. Объективная  необходимость осуществления экологического  образования и воспитания в  процессе обучения.

     Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека.

     Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде. Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования школьников, была поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов экологического образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования.

     В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи исследования:

осветить  основные вопросы экологического образования  и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы);

рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при  изучении курса химии в восьмом классе;

подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной  и внеурочной деятельности и проверить  их эффективность на практике.

2. Сущность, методологические основы, принципы, задачи экологического образования  и воспитания

     В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.

     "... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление", - так считал К.Д. Ушинский.

     Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."

     Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. И.Д. Зверев определяет цель этого образования, как формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.

     В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:

первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены;

вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующихв материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое);

четвертая - изменения в биосфере, вредные  для человека и общества, обусловлены  отсутствием или недостатком  мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не научно-техническимпрогрессом;

пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.

     Исходя из этих методологических основ, образование в области защиты и улучшения среды человека должно давать ясные и научно-обоснованные знания по основным экологическим вопросам современного общества.

     Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.

1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.

Реализация  междисциплинарного подхода требует  выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных  подходов. Выделение межпредметных  связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах.

2. Систематичность  и непрерывность изучения экологического материала.

Последовательное  достижение цели и задач образования  по вопросам окружающей среды требует  разработки системы содержания, методов  и организационных форм учебно-воспитательного  процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.

     Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

3. Единство  интеллектуального и эмоционально-волевого  начал в деятельности учащихся  по изучению и улучшению окружающей  природной среды. 

     Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения.

4. Взаимосвязь  глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

     Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. " Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом."

3. Содержание  экологических знаний в курсе  химии средней школы

Роль  школьного курса химии в экологическом  образовании обуславливается тем, что данная наука связана с  познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества.

     Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи:

раскрытие единства неорганического и органического  мира, влияние деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;

раскрытие двойственной роли химической промышленности в отношении природы;

вооружение  школьников практическими умениями и навыками, позволяющими посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Воздействие на природу в целом, на ее структурные  элементы осуществляется промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, которые  влияют в различных направлениях:

1. Потребление  химических веществ из природы. 

2. Загрязнение природы отходами человеческой деятельности.

3. Появление  в природе и, в частности,  в биосфере новых высокоактивных  химических соединений, выделенных  из природных источников или  синтезированных человеком. 

     Первое направление освещено в содержании курсов неорганической и органической химии, где рассматриваются природные соединения, как сырье для химической промышленности и других отраслей, в основе которых лежат химические процессы. Освещаются вопросы использования природных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

     В целях развития и формирования знаний о загрязнении необходимо ввести такие понятия как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Необходимо рассмотреть источники загрязнения. Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование и создание новой техники и технологии, повышение выхода продукта и снижение образования отходов производства, создание оборотного водоснабжения, уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизации отходов и переход на замкнутые технологические циклы. Следует также дать характеристику использования защитных зон, показать значение растений в процессах оздоровления атмосферы.

     Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы современного производства.

     При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса химии. Необходимо искать способы переработки отходов школьного химического эксперимента и включать этап переработки в качестве равноправного и неотъемлемого компонента во все без исключения школьные опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование - прямо или косвенно - в учебном процессе).

     Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий "рефлекс экологической чистоты" любого их действия.

     Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические вопросы и задачи. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических требований:

1. Условия  задач и результаты решении  должны содержать практически  значимую информацию.

2. Эта  информация должна быть тесно  связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.

3. Задачи  должны быть посильны для учащихся  данного класса.

4. Решение  задач должно опираться на  возможности, на комплекс знаний  по разным предметам. 

5. Задачи  предназначены для использования  при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний.

     Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:

1. Задачи  с химической характеристикой  природных объектов.

2. Задачи  об источниках загрязнения, видах  загрязнителей окружающей среды.

3. 0 природозащитных  мероприятиях и ликвидации последствий  загрязнения.  

     Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы.

     Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы; сбережение генофонда биосферы; сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет, таким образом, сложный состав, усвоение которого школьниками требует тесной взаимосвязи, классной и внеклассной работы.

4. Экологическое  образование и воспитание при  изучении курса химии в 8 класса.

Экспериментальную работу по экологическому образованию  и воспитанию учащихся, которое рассматривается  как неразрывная часть в общей  системе образования и воспитания, провожу в основном в 8 классе.

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках химии