Методика проведения вегетационного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Основная цель вегетационного метода – изучить влияние отдельных факторов жизни растений, сущность процессов, которые происходят в растении, в почве и в системе, почва – растение.

Содержание

Введение
Глава I. Вегетационные сооружения, их устройство и оснащение…………...4
Глава II. Модификация вегетационного метода………………………………6
Глава III. Порядок и техника закладывания вегетационного опыта с песчаной культурой………………………………………………………………8
Глава IV. Статистическая обработка опытных данных……………………...11
Глава V. Влияние влажности почвы на всхожесть зерновых культур в полевом опыте…………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Курсач МПАИ(готов).docx

— 71.87 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. В.Р.ФИЛИППОВА» 
 
 
 

Кафедра «Агрохимии и почвоведения» 
 
 

Курсовая  работа

На тему: Методика проведения вегетационного опыта. 
 
 
 

Выполнил(а):студентка гр.1402         

Жаркова Л.А.

                                                                              Проверил(а): Билтуев А.С. 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ

2011

Содержание

Введение

Глава I. Вегетационные сооружения, их устройство и оснащение…………...4

Глава II. Модификация вегетационного метода………………………………6

Глава III. Порядок и техника закладывания вегетационного опыта с песчаной культурой………………………………………………………………8

Глава IV. Статистическая обработка опытных данных……………………...11

Глава V. Влияние влажности почвы на всхожесть зерновых культур в полевом опыте…………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….16

Список  использованной литературы……………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вегетационный метод — это исследование, осуществляемое в строго контролируемых условиях внешней среды сроком от нескольких дней до нескольких месяцев — вегетационных домиках, теплицах, оранжереях, климатических камерах и других сооружениях с целью установления различий между вариантами опыта и количественной оценки действия и взаимодействия изучаемых факторов на урожай растений и его качество.                       

     Основателем вегетационного метода считается французский физиолог          Ж. Буссенго.

       Основная цель вегетационного метода – изучить влияние отдельных факторов жизни растений, сущность процессов, которые происходят в растении, в почве и в системе, почва – растение.

     Задачей вегетационного метода является изучение физиологической роли питательных веществ и их поступление в растение, значение реакции среды (pH), нормы полива, отношение различных растений к концентрации питательного раствора, к температуре (морозостойкость), влаге (засухоустойчивость), свету (фотопериодизм), к химическим средствам защиты растений, гербицидам и т.д. Чтобы выяснить значение для растений тех или иных химических элементов или их солей, вместо почвы сосуды заполняют чистым кварцевым песком либо дистиллированной водой (водные культуры, гидропоника, песчаные культуры) и в них вводят подлежащие изучению соединения (Журбицкий,1968).

     Выращивание растений в сосудах требует защиты культур от случайных повреждений, от попадания в сосуды атмосферных  осадков, нарушающих создаваемый в  сосудах определенный режим, и от других воздействий.  
 

 

     Глава I. Вегетационные сооружения, их устройство и оснащение

     Для проведения вегетационных опытов различной  модификации используют вегетационные  домики, теплицы, сетчатые павильоны, установки  искусственного климата, фитотроны  и другие сооружения.

     Вегетационный домик (теплица) (от лат. vegetatio — оживление, возбуждение, в дальнейшем — произрастание), здание (павильон) со стеклянными стенами и крышей, хорошо проветриваемое, в котором проводят вегетационные опыты. В вегетационном домике на вагонетках установлены сосуды с растениями. Днём в хорошую погоду вагонетки выкатывают на примыкающую к домику с южной стороны площадку или специально устраиваемый неподалёку от вегетационного домика сетчатый павильон (для защиты растений от птиц). В России первый вегетационный домик был построен по инициативе К. А. Тимирязева в 1872 на территории Петровской сельскохозяйственной  академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева)

     Сетчатый  павильон защищает растения от птиц и повреждений. Для каркаса используют водопроводные и газопроводные трубы, железные угольники, на которые натягивают металлическую сетку с размером ячеек 1,5×1,5 или 2,0×2,0 см. Сетка с большим размером ячеек плохо защищает растения от птиц, а мелкоячеистая снижает освещенность растений.

     Сетчатый  павильон также оборудуют стеллажами. Условия выращивания растений под  сеткой приближаются к естественным. Растения используют естественные осадки и не нуждаются в поливе. При сильных дождях и обилии воды в сосудах избыточная влага стекает в поддоны, в большинстве случаев не оказывая влияния на конечный результат опытов.

     Терморегулируемые камеры – достаточно большие помещения, в которых регулируется температура и влажность; интенсивность света в них относительно низкая. Для длительного выращивания растений они непригодны.

     Вегетационные камеры – помещения, в которых отсутствует естественное освещение, но они обеспечены искусственным светом в количестве, достаточном для нормального роста зеленых растений в течение длительного периода. Вегетационные камеры могут быть с внутренним и внешним освещением.

     Наиболее  удобны и практичны металлические  сосуды, покрытые эмалевой краской, так  называемые эмалированные сосуды, а  также металлические сосуды Вагнера, Митчерлиха и Кирсанова.

     Сосуды  Митчерлиха, Кирсанова и др. состоят  из собственно сосуда, дренажа и  поддона, в который стекает избыток  воды (Кирюшин Б.Д., 2009).

     Сосуды  Вагнера. Металлические цилиндры с несколько выпуклым дном на трех прочных ножках из полосового железа, верхний край их имеет поясок для увеличения прочности и крепления трех ушек, в которые в период вегетации вставляются тонкие железные прутья для подвязки растений. Растениям не дают падать натянутые на эти три прута шпагат или железные кольца, которые надеваются на них, образуя каркас. Сбоку к сосуду припаивают трубку диаметром 2 см, длиной 12 см, которая снизу сообщается при помощи круглого отверстия с дном сосуда и служит для наливания воды при поливе растений в сосудах. При набивке сосуда почвой или песком отверстие закрывается железным желобом с зазубренными краями или гребешком. 

     Сосуды  Митчерлиха. Они эмалированные железные, дно имеет выпуклую форму. По всей поверхности дна проходят отверстия, поэтому вода в сосудах не застаивается и излишек ее стекает в поддон. Поддон имеет с одной стороны рукоятку, а с другой носик для сливания.

     Сосуды  Кирсанова. Отличаются от сосудов Митчерлиха тем, что в дне их сделана продольная щель шириной 1 см, длиной 8 – 10 см. Сосуд имеет три ножки высотой 9 – 10 см, под него ставят поддон (Ефимов В.Н.,2004). 

     Глава II. Модификации вегетационного метода

     С помощью вегетационного метода детально расчленяют и выявляют значение отдельных  факторов роста в жизни растений. Он позволяет поддерживать постоянными и в более благоприятных границах различные внешние условия: обеспечение влагой растения, выровненное корневое питание и одинаковые для всех растений условия освещения и температуры (Дорошкевич, 2004).

     Вегетационные методы классифицируются по субстрату, на котором выращивается растение. Это может быть почвенная, песчаная или водная культура. Выбор модификации метода, т.е. субстрат, определяется тем, в какой мере для исследования важен учёт условий корневого питания растений.

     Почвенные культуры наиболее распространены в агрохимических исследованиях. Это самая простая модификация вегетационного метода, когда растения выращивают в сосудах с почвой, что приближает условия их питания к естественным. Этот метод применяют для изучения взаимодействия удобрений и почвы, почвы и растений, а также для изучения свойств почв и удобрений. Сама почва в данном методе также может быть объектом исследования.

     Существенный  недостаток вегетационного метода с  почвенной культурой – ограниченность объема почвы, в котором выращивают растения. Поэтому корневая система  в сосудах располагается более скученно, чем в полевых условиях. Небольшое количество почвы в вегетационных сосудах — причина того, что выращиваемые в них растения значительно сильнее отзываются на недостаток того или иного элемента, чем растения, выращиваемые в полевых условиях. Поэтому получаемые вегетационным методом  данные о потребности в удобрении нередко оказываются преувеличенными.

     Другой  существенный недостаток вегетационного метода — разрушение почвенной структуры  при высушивании и просеивании  почвы перед набивкой в сосуды. Поэтому получаемые вегетационным методом результаты следует рассматривать как предварительные и очень осторожно переносить на полевые условия (Журбицкий,1968).

     Песчаные  культуры – широко распространенный в агрохимических исследованиях по изучению питания метод выращивания растений. Разработка техники применения метода песчаных культур и широкое использование его в практике агрохимических исследований принадлежит Г.Гельригелю.

     При постановке опытов с песчаными культурами изучают значение отдельных элементов  и их форм в питании растений, действие корневых выделений культур  на труднодоступные для растений соединения, способность бобовых  культур усваивать азот воздуха  и т.д.

     Простейший  метод песчаных культур – выращивание  проростков по методу Нейбауэра в чашках Петри, Коха, в кристаллизаторах на 100-200г песка.

     Водные  культуры – это метод выращивания растений на жидкой питательной среде. Водные культуры позволяют наиболее строго регулировать состав, концентрацию, осмотическое давление, реакцию (рН) и другие свойства питательного раствора. В водных культурах можно легко наблюдать за ростом корневой системы растений и периодически менять питательный раствор.

     Водные  культуры широко используют для изучения корневого питания растений в  контролируемых условиях; для установления элементов питания, необходимых для нормального роста и развития растений и их соотношения; для выявления роли отдельных элементов, влияния концентрации питательного раствора на рост и развитие растений в различные периоды; для изучения развития корневой системы растений при различных условиях питания, влияние реакции и буферности среды на рост и развитие растений, а также влияния различного уровня питания в разные периоды роста растений (Кирюшин Б.Д., 2009).

       Глава III. Порядок и техника закладки вегетационного опыта

     с песчаной культурой

     Субстратом  в песчаной культуре служит мелкий кварцевый или белый речной песок, отмытый от органических илистых примесей. Он должен обладать хорошими физическими свойствами, позволяющими корням растений расти, как в хорошей культурной почве. Для этого песок не должен быть ни грубо-, ни мелкозернистым, а иметь размер частиц от 0,2 до 0,4 мм в диаметре. Он должен быть свободным от посторонних примесей. Этим требованиям лучше всего удовлетворяет кварцевый песок, который можно завести с фарфорового или стекольного завода. Кроме того, необходимо учитывать возможность быстро доставить песок в требуемом количестве (Церлинг В.В, 1995).

     Подготовка  песка. При наличии значительных количеств примесей, особенно соединений азота, фосфора и калия, песок надо промыть. В сосуд или цилиндр наливают концентрированную НСl и в нее всыпают песок (не наоборот!). В этом случае вся масса песка будет смочена кислотой равномерно, а последующее помешивание толстой стеклянной палочкой способствует более полному растворению всех посторонних примесей. Песок в кислоте выдерживают в течение 3 – 5 дней. Излишек кислоты сливают сифоном, а песок в течение нескольких часов промывают водопроводной водой до слабокислой или нейтральной реакции промывных вод.

Информация о работе Методика проведения вегетационного опыта