Ремесленная химия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Изучение материальной культуры калмыков XVII—XVIII вв. затруднено скудостью источников. Вещественные памятники того времени до нас почти не дошли, письменные сведения незначительны. Немногочисленные ойратские и калмыцкие материалы, равно как и русские документы, изучены еще недостаточно. Таким образом, о материальной культуре калмыков XVII—XVIII вв. можно судить по тем неполным данным, которые имеются в описаниях современников. Для XIX—начала XX в. сведения значительно более обильны и разнообразны. Минимализм в применении веществ и материалов кочевым народом отличают материальную культуру оседлых народов, связанных с земледелием и использованием природных ископаемых для прикладных ремесел.

Работа содержит 1 файл

Ремесленая химия.doc

— 83.00 Кб (Скачать)
 

     Введение

     Изучение  материальной культуры калмыков XVII—XVIII вв. затруднено скудостью источников. Вещественные памятники того времени  до нас почти не дошли, письменные сведения незначительны. Немногочисленные ойратские и калмыцкие материалы, равно как и русские документы, изучены еще недостаточно. Таким образом, о материальной культуре калмыков XVII—XVIII вв. можно судить по тем неполным данным, которые имеются в описаниях современников. Для XIX—начала XX в. сведения значительно более обильны и разнообразны. Минимализм в применении веществ и материалов кочевым народом отличают материальную культуру оседлых народов, связанных с земледелием и использованием природных ископаемых для прикладных ремесел.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Материальная  культура калмыков XVII—XVIII вв.

       Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных изделий из золота, серебра, меди, латуни, свинца и других драгоценных и цветных металлов и сплавов. Плавили, точили, сверлили, обрабатывали металлы вручную. Технический способ приготовления сплава серебра (черни) – сарм-искусство. Чернь «сарм» сложный сплав из серебра, меди, свинца, «икс»-металла, «игрек»-металла и серы в определенных пропорциях. Чернь варят продолжительное время при температуре 1200 и более градусов, в строгом соблюдении последовательности процессов. Изготовление серебряного пояса, посуду, делали женские украшения. Из привозной стали и железа делали ножи различных размеров и назначения. Мужские ножи, подвешивавшиеся к поясу на левом боку в футлярах, часто украшенные белой жестью или серебром, употреблялись для убоя скота и разделки туши, шорного дела, для работы по дереву. Кроме того, из различных обломков кос (литовок) изготовлялись женские ножи (балык), двухдужные щипцы для очага, тавра для клеймения скота, также различные пряжки к поясам и ремням, обучи, крючки.            Кочевые народы изобрели настоящую кожаную посуду. Она очень легка, прочна, красива, так как бывает обычно искусно украшена гравировкой, тиснением, аппликацией. Срок её службы 40-50 лет. Кожаные фляги, чайники, пиалы, кувшины прекрасно отполированы, не коробятся и не мнутся, сохраняют форму. Такой посудой до сих пор пользуются чабаны в Казахстане, Калмыкии.                                                       Из кожаного сырья изготавливалась одежда, обувь, головные уборы разных сезонов года, охотничьи принадлежности, сбруи, седла, ремни, треноги, подстилки и многое другое. Одни только снаряжения и сбруя, предназначенные для перевозки грузов, имели около 27 видов. Технология её изготовления не изменяется уже много веков. Лучшие сосуды изготовлялись из воловьих хребтовых кож. Удалив мездру и шерсть, шкуру мыли в чистой воде, а затем кроили составные части сосудов, сшивали их, сушили на малом огне. Во время сушки, как писал очевидец, "выделывают руками, как хотят... опухлые и седельные фляги с узким горлом и для этого держат под огнём беспрестанно и с великим трудом их надувают или насыпают пеплом либо песком и снаружи украшают". Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых различных вещей. Приемы выделки кожи у степняков отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись различные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Существовали различные способы обработки шкур. Один из них не требовал почти никаких усилий – шкуры просто высушивались в разостланном на земле виде; другие обрабатывались с помощью разнообразных приемов и приспособлений.  Шкуры мелких животных – овцы и жеребенка обрабатывались сывороткой, точнее тем, что оставалось после выгонки араки: молочной гущей, которую калмыки называют «бозо». Этой гущей покрывали шкуру и оставляли ее под открытым небом. Через 2-3 дня процесс повторяли, затем шкуру складывали и оставляли на несколько суток сохнуть. Когда нанесенная на шкуру масса хорошо впитывалась в нее и высыхала, шкуру с помощью ножа освобождали от закваски. Получалась ровная эластичная кожа. Ее натирали маслом несколько дней, мяли в руках, а потом оставляли сушиться на солнце. Коровью шкуру с целью получения сыромятной кожи обрабатывали проще. Шкуру опускали  корыто с соленой сывороткой и держали в ней до недели. Затем вытаскивали и удаляли острым ножом шерсть (брили). Шерсть легко снималась. Шкуры немного подсушивали на солнце и резали и ремни различной длины и ширины. Эти ремни шли на изготовление уздечек, вожжей, нагрудников, подседельников, плетей, кнутов и других вещей. Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду - бортх (кувшин). Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Года она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали 2 одинаковые части – половинки будущего бортх. Положив эти части, друг на друга, края прочно сшивали и сшитый сосуд втугую набивали сырой глиной. Потом делали на улице землянуюпечь и затапливали ее кизяком. Когда печь разгоралась, в огонь подбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым держали бортх. От сильного жара бортх становился темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня и выбивали глину, наполнявшую его. Потом бортх сушили на солнце в течение 4-5 дней, затем чистили и полоскали внутри и прикрепляли металлическую или серебряную крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортху чигян или самогонку и проверяли его на прочность. Получался великолепный сосуд.        Молочнокислое брожение используется для консервации продуктов питания (за счет ингибирования роста микроорганизмов молочной кислотой и понижение рН) с целью длительного сохранения, приготовления кисломолочных продуктов. Для получения кисломолочных продуктов калмыки применяли специальную закваску, которую затем постоянно поддерживали путем добавления путем свежего молока. Эта закваска содержит молочную кислоту. Молочный сахар – лактоза содержится только в молоке, он менее сладок, чем сахар из сахарной свеклы, но зато легче усваивается. Под влиянием микроорганизмов молочный сахар подвергается существенным изменениям, при котором образуется молочная кислота. Способ  и состав приготовления кумыса и чигяна однотипны, при этом основой технологии производства являются изменение целенаправленно вызванных процессов под действием чистых культур бактерий. Они содержат 2-2.5 % белка, 1-2 % жира, 3.5- 4.8 % сахара, витамины, фосфор и кальций, 0.6-1.2 % молочной кислоты и 1-3 % спирта. Среди молочнокислых продуктов особое место в калмыцкой кухне занимает чигян и кумыс.   Испокон веков человек мечтал получить в свое распоряжение чудодейственное средство от всех болезней. В народной медицине в течение многих веков использовались средства животного и минерального происхождения. Они подразделялись врачами на 13 видов – рога, кости, желчь. Традиционная медицина у калмыков имеет глубокие корни, уходящие в глубь веков. На протяжении столетий калмыки постигали мудрость своих предков и на основе их опыта выработали своеобразные методы, а в некоторых случаях и оригинальные решения в области лечения различных заболеваний. Кочевой образ жизни имел большое значение для развития традиционных знаний в области медицины, т.к. калмыки богатые этнокультурные связи, как с кочевыми, так и с оседлыми народами Азии и Европы. 
 Калмыки умели диагностировать и лечить довольно большое количество болезней. Болезни желудочно-кишечного тракта, по сведениям У. Душана лечили самым крепким супом или топленым маслом, а тиф исключительно водой. При расстройстве желудка и сильной диарее, больному давали пить крепкий черный чай, кумыс или же «чигян» - «кумыс из коровьего молока». Кумысом же лечили и продолжают поныне лечить туберкулез легких, т.к. болезнь еще не побеждена современной медициной и методы борьбы с этим недугом у калмыков достаточно разнообразны. Для лечения туберкулеза пьют отвар из сайгачьих рогов, желчь отборного валуха, которого режут специально для этого в мае месяце. Также закалывают собаку, больного кормят сваренным мясом и поят бульоном, принимают внутрь собачий жир. Широко применятся суслиный, барсучий жир, отвар травы «шаган будг» - «гусиные лапки». Используют желчь и бульон из костей и альчиков сайгака. Довольно широко применялось прижигание – «тоон». Перед тем как приступить к процедуре, предварительно накладывали на больное место сырое мясо. Так лечили кровотечения из носа и сибирскую язву. Нарывы вскрывали предварительно нагретым на огне ножом. Этим методом лечили и воспаления лимфатических узлов. Костоправы – «отчи», занимались лечением травматических повреждений, вправляли вывихи, лечили переломы костей, забинтовав место травмы. Применяли и хирургическое вмешательство в удалении некоторых мелкораздробленных длинных костей, заменяя их костью верблюжонка. Аппендицит лечили свежим бараньим бульоном.          При тяжелых переломах чтобы не было пролежней у больного, применяли просо. Его насыпали в большую наволочку, и подкладывали под пострадавшего в те места, где они начинали образовываться. Если нет проса, то можно также использовать овес.       Считалось, что при сильных головных болях, хорошо помогает бульон из бараньей головы и нужно есть сваренный бараний мозг. Об этом способе лечения рассказала информант, попавшая в автокатастрофу в 60-е годы прошлого века и страдавшая впоследствии, сильными головными болями. Рецепт был дан известным калмыцким эмчи Намкой Кичиковым из п. Алцын-Хута. 
Некоторые болезни лечили сырым мясом, при заболевании детей золотухой прикладывали к больным ушам сырое сердце, вынутое из овцы, принадлежавшей родным ребенка по линии матери. Считалось, что сердце высасывает весь гной.          При высокой температуре давали пить «арван усн» - «отвар овса». Его же давали в обязательном порядке роженицам как очистительный напиток, чтобы не было «мастита» - «опухоли груди» и температура не дала осложнения на внутренние органы. «Кокна хавдр» - мастит у женщин лечили «ультргар» - стелькой женщины которая родила двойню. Стельку грели и прикладывали к больной груди на два – три дня. Для облегчения родов, женщине во время схваток давали пить топленое масло, а также отвар из кожи змеи. Чтобы плод вышел из чрева без осложнений, буквально, выскользнул как змея. Отвар готовил знахарь, знающий способ приготовления и дозировку.        Женщины, кто не мог выносить до конца срока беременности ребенка из-за частых выкидышей и тем у кого случались преждевременные роды, давали пить отвар из «земсгин хальсар» - «пленка последа». У окотившейся овцы берут послед и снимают внешнюю пленку и высушивают. Отвар принимают беременные женщины три раза. Считается, что этот способ хорошо укрепляет беременность.        У донских калмыков после родов готовили мучное блюдо, жидкий суп «зутнг», варили муку с водой и получившейся субстанцией наподобие киселя, поили роженицу несколько дней, чтобы склеить все ее внутренние органы, сдвинутые во время родов. При авитаминозе или анемии, ослабленному человеку готовили «гузялгн» - «бульон из мяса, сваренного в рубце». Для этого резали овцу, очищали рубец и в него клали все мясо овцы, отделенной от костей, немного солили и более ничего не добавляли. Затем отверстие рубца крепко завязывалось, его ставили на огонь в большом котле и варили около пяти часов. Чтобы во время варки от высокой температуры рубец не лопнул, его время от времени прокалывали «шорар» - «заостренная трехгранная палочка». Когда продукт был готов, его вынимали, не разрезая, с помощью двух дощечек, т.к. он был горячим, выжимали из него в пиалу бульон. Сваренное в рубце мясо в собственном соку давало при отжатии не больше одной пиалы бульона, который принимал больной. Этот был своего рода витаминный напиток, который способствовал быстрому выздоровлению больного.              Кожные заболевания лечили с помощью змеиной кожи. Ее накладывали на гоняющуюся ранку «зенкр» - «медный купорос». Медный купорос смешивали с топленым маслом и этой мазью смазывали болячки, экзему, псориаз. Успех лечения зависел от умелой дозы смешивания компонентов. Так же им лечили и зубы. В дупло зуба на кончике иглы клали зенкр, а затем полоскали рот. Медный купорос убивал нервы, и боль проходила. Зубы лечили еще и высушенной волчьей желчью, способ применения был одинаков с вышеописанным. Применяли отвар «хар-дар» - «мак» и его семян. Больной склонялся над приготовленным отваром и дышал паром исходившим от него. Нервы из больного зуба, как правило падали в банку. 
      Болезнь Боткина, или как ее называют в просторечье, желтуху, лечили следующим образом. Больному давали выпить несколько штук живых насекомых, блох.           При ожогах поступали следующим образом, гоняли корову вокруг дома пока она не начнет испражнятся жидким пометом, этой же субстанцией смазывали место ожога. Еще один способ лечения был таков, при сильном ожоге, закалывали овцу, брали «семжн» - «жировой покров брюшины» и им оборачивали обожженное место, а сверху обкладывали содержимым рубца и перевязывали. При обширных ожогах требовалось заколоть большее количество животных для спасения пострадавшего человека. Его помещали в емкость (корыто, ванна) обкладывали места ожогов «семжн» и сверху заливали содержимым рубцов, так чтобы на поверхности осталась одна голова. Успех лечения зависел от быстроты действий врачующих, т.к. «семжн» и содержимое рубцов должны были быть максимально теплыми. При своевременно оказанной помощи, обходилось без осложнений. Жар от обожженного места не проникал внутренним органам тела и не давал осложнений, а вытягивался «семжн» и содержимым рубцов. 
Панариций – «хумс эргдг» лечили несколькими способами. В одном случае больной палец опускали в кипящий чай, до того как туда нальют молоко. Второй способ был таков, крошили хозяйственное мыло, размягчали, обкладывали палец и перевязывали. В третьих, обмазывали «чигяна аадмгар» – «творожная масса кумыса» и перевязывали.      Барон Ф.А. Бюлер, писал, что у калмыков очень распространены глазные болезни. И причины болезни он объяснил тем, что в кибитки постоянно стоял дым, плюс жаркий климат, пыль и песок.     В настоящее время в Калмыкии широко используются народные методы лечения различных видов заболеваний. Можно сделать определенные выводы, что, несмотря на большие перемены, нанесшие культуре калмыков непоправимый урон, народ продолжает не только сохранять, но и приумножать накопленные знания в области культуры и традиционной медицины.

 

Литература

  1. Бюлер Ф.А. Кочующие и оседло живущие в астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт. // Отечественные записки. СПб., 1846. С. 107.
  2. Васильева П.Д. Региональный компонент обучения химии. Элиста, 2010 г.
  3. Душан У.Д. Материалы по этнографии калмыков. Архив КИГИ РАН. Архив КИГИ РАН. Ф.6.
 
 
 

 

Приложения 

 

Бурдюк 

Инструменты калмыцких ремесленников 19 в. 1 – эрюм (инструмент для сверления дерева); 2 шертич (циркуль); 3 - оли (топорик); 4 - кюмнагаш; 5 - нагаш; 6 - кегюль (4-6 - шила)

Информация о работе Ремесленная химия