Технологическое описание промышленного получения окисленного битума

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Битум, пожалуй, одним из самых универсальных строительных материалов, коей применяется в разных сферах строительства, а также используется на различных этапах возведения зданий. Битумными называют строительные специализированные материалы, в состав коих входят битумы.
В данном курсовом проекте представлены технологическое описание промышленного получения окисленного битума на заводе «Киришинефтеоргсинтез» и технологические расчеты режима работы окислителя колонного типа и нагревательной трубчатой печи типа ЦД4.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Общая характеристика производственного объекта……………………………....5
3. Литературный обзор…………………………………………………………………..6
3. 1 Битум и его свойства……………………………………...…………………6
3.2 Методы испытаний и соответствующие виды классификаций…………...7
3. 2. 1. Пенетрация………………………………………………………..8
3. 2. 2. Температура размягчения………………………………………..8
3. 2. 3. Температура хрупкости………………………………………….9
3. 2. 4. Дуктильность……………………………………………………..9
3. 2. 5. Вязкость…………………………………………………………...9
3. 2. 6 Реология………………………………………………………….10
3. 2. 7 Растворимость……………………………………………………11
3. 3 Применение и требования к качеству…………………………………….12
3. 4 Виды битума………………………………………………………………..15
3. 5 Способы получения битума……………………………………………….19
3. 6 Химизм процесса получения окисленного битума………………………22
3. 7 Описание принципиальной технологической схемы……………………25
3. 8 Нормы технологического режима………………………………………...27
4. Технологические расчеты…………………………………………………………...29
4. 1 Расчет окислительной колонны…………………………………………...29
4. 2 Расчет нагревательной печи……………………………………………….32
5. Список используемой литературы………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Kursovik.doc

— 882.00 Кб (Скачать)

Битум дорожный включает в себя: 5 марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60 и 4 марки БН (битум нефтяной) от БН-200/300 до БН 40/60, где числитель и знаменатель дроби – это допустимые пределы изменения показателей пенетрации для данной марки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели  качества дорожных битумов

Наименование

 

БНД 130/200

 

БНД 90/130

 

БНД 60/90

 

БНД 40/60

 

I. Глубина проникания иглы 0,1мм :              при 25 °С

при 0 °С, не менее

 

2. Температура  размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

 

3.Растяжимость, см., не менее

при 25 °С

при 0 °С

 

4. Температура   вспышки, оС,  не ниже

 

5. Температура  хрупкости, °С, не выше

 

6. Изменение  температуры размягчения  после  прогрева,  оС, не более

 

7.Индекс пенетрации

 

 

131-200

35

 

 

40

 

 

70

6,0

 

220

 

-18

 

 

6

 

от  –1  до  +1

 

 

91-130

28

 

 

43

 

 

65

4,0

 

230

 

-17

 

 

5

 

от –1  до  +1

 

 

61-90

20

 

 

47

 

 

55

3,5

 

230

 

-15

 

 

5

 

от  –1  до  +1

 

 

40-60

13

 

 

51

 

 

45

-

 

230

 

-12

 

 

5

 

от  –1  до  +1


 

Битум строительный состоит из:

- 3 марок: Битум  БН-50/50;Битум БН-70/30 и БитумБН-90/10, где числитель – показатель  температуры размягчения, а знаменатель  – среднее значение пределов  изменения показателя пенетрации – для общестроительных работ;

Таблица 2

Показатели  качества строительных битумов марок  БН

Наименование

 

БН 70/30

 

БН 90/10

 

1. Глубина проникания  иглы при 25 °С, 0,1мм

 

2. Температура  размягчения по кольцу и шару, °С

 

3. Растяжимость, при 25 °С см., не менее

 

4. Растворимость, %, не менее

 

5. Изменение  массы после прогрева, %, не более

 

6. Температура   вспышки, оС, не ниже

 

7. Массовая доля  воды

 

21-40

 

70-80

 

3,0

 

99,50

 

0,50

 

240

 

следы

 

5-20

 

90-105

 

1,0

 

99,50

 

0,50

 

240

 

следы


 

- марок БНК  (битум нефтяной кровельный)-45/180; БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190, где  числитель – показатель температуры  размягчения, а знаменатель –  среднее значение показателя  пенетрации – для кровельных  работ;

 

Таблица 3

Показатели  качества строительных битумов марок БНК

Наименование

 

БНК 40/180

 

БНК 45/190

 

1. Глубина проникания  иглы при 25 °С, 0,1мм 

 

2. Температура  размягчения по кольцу и шару, °С

 

3. Растворимость  в толуоле или хлороформе, %, не  менее

 

4. Изменение  массы после прогрева, %, не более

 

5. Температура   вспышки, оС, не ниже

 

6. Массовая доля воды, не более

 

7. Массовая доля парафина, %, не более

 

8.Индекс пенетрации

 

9.Глубина проникания иглы  при 25 °С  в остатке после  прогрева, % от первоначальной величины, не менее

 

160-210

 

37-44

 

99,50

 

0,80

 

240

 

следы

 

-

 

-

 

60

 

160-220

 

40-50

 

99,50

 

0,80

 

240

 

следы

 

5,0

 

от 1,0 до 2,5

 

60


 

- битумов БНИ  (битум нефтяной изоляционный) марок  БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V – для работ по изоляции поземных трубопроводов с целью защиты их от коррозии.

Таблица 4

Показатели  качества строительных битумов марок  БНИ

Наименование

 

БНИ - IV

 

БНИ -V

 

1. Температура  размягчения, °С

 

2. Глубина проникания  иглы 0,1мм :                  при 25 °С

при 0 °С, не менее

 

3. Температура   вспышки, оС, не ниже

 

4. Растяжимость, при 25 °С, см, не менее

 

5. Изменение  массы после прогрева, %, не более

 

6.Водонасыщаемостьза 24 ч., %, не более

 

75-85

 

 

25-40

12

 

250

 

3

 

0,5

 

0,10

 

90-100

 

 

20-40

9

 

240

 

2

 

0,5

 

0,10


 

Кроме указанных  марок, существуют и жидкий битум  дорожный. Он обладает незначительной вязкостью и используется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона при необходимости его укладки при пониженных температурах наружного воздуха. Жидкие битумы производятся путем смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, которые постепенно испаряются после укладки дорожного покрытия. Жидкий битум применяется редко в связи с его пожароопасностью и повышенным вредом для окружающей среды.

Поскольку битумы не обладают техническими характеристиками, соответствующими современным требованиям, то на их основе выпускаются битумно-полимерные мастики различного назначения. В состав мастик, кроме нефтяного битума, входят модифицирующие и полимерные добавки и пластификаторы, что позволяет мастикам значительно превосходить битум строительный, и дорожный по основным характеристикам, в частности: эластичности, гибкости, адгезии к бетону и металлу, долговечности, термостойкости и морозоустойчивости. Область применения битумно-полимерных мастик в дорожном строительстве весьма широка, они используются для герметизации швов и трещин покрытий автодорог, для устройства деформационных швов в мостовых сооружениях. [3]

 

 

3. 5 СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА

Нефть на заводах подвергается фракционной перегонке с целью получения светлых продуктов (бензина, лигроина, керосина) смазочных масел и других видов нефтепродуктов. Нефтяные остатки после отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — в дальнейшем используют в качестве сырья для получения нефтяных битумов заданных свойств. В настоящее время нефтяные битумы получают при атмосферно-вакуумной перегонке нефти (остаточные битумы); окислением нефтяных остатков (окисленные битумы) и смешением остатков, образующихся при перегонке нефти (компаундированные битумы).

В промышленности битумы получают: глубоким отгоном  масляных фракций из гудрона (остаточные битумы); окислением гудронов кислородом воздуха, крекинг-остатков или экстрактов от селективной очистки масел и их смесей (окисленные битумы). Остаточные битумы — мягкие легкоплавкие продукты, окисленные — эластичные и термостабильные. Битумы, получаемые окислением крекинг-остатков, содержат большое количество карбенов и карбоидов, которые нарушают однородность битумов и ухудшают их цементирующие свойства.

Непосредственно битум получают несколькими способами, при которых применяются различные  схемы производства битума. Наиболее распространенный способ – продувка воздухом гудронов, в результате чего получается окисленный битум. Повсеместная распространенность такого битума определяется экономичностью аппаратов непрерывного действия, участвующих в процессе производства. Также битум (остаточный и осажденный) получают в результате вакуумной перегонки мазутов и деасфальтизации гудронов пропаном. Кроме того, используют и компаундирование битумов, полученных с помощью разных процессов.

Для производства нефтяных битумов используют процессы вакуумной перегонки, окисления  и деасфальтизации. Сырьем вакуумной перегонки обычно является мазут; для окисления и деасфальтизации применяют гудрон. Товарные битумы получают как непосредственный продукт того или иного процесса либо компаундированием продуктов разных процессов, либо одного и того же процесса. Качество готовых битумов зависит в первую очередь от качества сырья, а для окисленных битумов еще и от температуры, продолжительности окисления и расхода воздуха.

Гудро́н (фр. goudron) — остаток, образующийся в результате отгонки из нефти при атмосферном давлении и под вакуумом фракций, выкипающих до 450—600 °C (в зависимости от природы нефти).

Выход гудрона  — от 10 до 45 % от массы нефти. Гудрон — вязкая жидкость или твердый  асфальтоподобный продукт черного  цвета с блестящим изломом. Содержит парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды (45-95 %), асфальтены (3-17 %), а также нефтяные смолы (2-38 %), адсорбируемые силикагелем из деасфальтизированного продукта.

Зольность гудрона  обычно менее 0,5 %. Элементный состав (в % по массе): 85-87 С, 9,3-11,8 Н, 0,2-6,3 S, 0,2-0,7 N, 0,08-1,25 О.

Кроме того, в  гудроне концентрируются практически  все присутствующие в нефти металлы; так, содержание ванадия может достигать 0,046 %, никеля — 0,014 %.

В зависимости  от природы нефти и степени  извлечения газойлевых фракций плотность гудрона составляет от 0,95 до 1,03 г/см³, коксуемость от 8 до 26 % по массе, температура плавления 12—55 °C, температура вспышки от 290—350 °C, плотность – 0,95 – 1,03. Гудрон используют для производства дорожных, кровельных и строительных битумов, малозольного кокса, смазочных масел, мазута, горючих газов и моторного топлива.

Кислый гудрон — это отходы, которые образуются при очистке некоторых нефтепродуктов (например, смазочных масел) концентрированной  серной кислотой; вязкая жидкость черного цвета, содержащая наряду с органическими веществами 15-70 % серной кислоты.

Основным сырьём для производства битума в нашей  стране являются остаточные продукты нефтепереработки: гудроны, асфальты деасфальтизации, экстракты селективной очистки  масляных фракций и др.

Различают три основных способа получения  нефтяных битумов:

1. Концентрированием нефтяных остатков путём перегонки их в вакууме получают остаточные битумы. Для получения остаточных битумов может быть использовано только сырьё с большим содержанием асфальтосмолистых веществ, которые в достаточном количестве присутствуют в тяжёлых высокосмолистых сернистых нефтях. В процессах вакуумной перегонки и деасфальтизации получают остаточные и осаждённые битумы. Главное назначение этих процессов – извлечение дистиллятных фракций для выработки моторных топлив – в случае первого, подготовка сырья для производства базовых масел (начальный этап) – в случае второго. В то же время побочные продукты этих процессов – гудрон перегонки и асфальт деасфальтизации – соответствуют требованиям по сырью в производстве битумов или их используют в качестве сырья в производстве окисленных битумов.

2. Окислением кислородом воздуха различных нефтяных остатков и их композиций при температуре 180 – 300 0С (окисленные битумы). Окисление воздухом позволяет существенно увеличить содержание асфальтосмолистых веществ, наиболее желательного компонента в составе битумов. Для производства окисленных битумов БашНИИНП предложено классифицировать нефти по содержанию (%, мас.) в них асфальтенов (А), смол (С) и твёрдых парафинов (П).

Основным процессом  производства битумов является окисление  – продувка гудронов воздухом. Окисленные битумы получают в аппаратах периодического и непрерывного действия. Последние  более экономичные и простые  в обслуживании. Принцип получения окисленных битумов основан на реакциях уплотнения при повышенных температурах в присутствии воздуха, приводящих к увеличению концентрации асфальтенов, способствующих повышению температуры размягчения битумов, и смол, улучшающих адгезионные и эластичные свойства товарного продукта. 
Аппараты, используемые в производстве битумов – трубчатые реактора или окислительные колонны. При получении строительных битумов предпочтительны первые, дорожных – вторые.

3. Смешением различных окисленных и остаточных битумов, а также нефтяных остатков и дистиллятов между собой получают компаундированные битумы. Остаточные битумы – мягкие легкоплавкие продукты, окисленные – эластичные и термостабильные. Битумы, получаемые окислением крекинг-остатков, содержат большое количество карбенов и карбоидов, которые нарушают однородность битумов и ухудшают их цементирующие свойства. [4]

 

3. 6 ХИМИЗМ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА

Битумы представляют собой сложною смесь углеводородов  нефти и их гетеропроизводных различного строения, не выкипающую при традиционных температурах перегонки.

Состав битумов  и соотношение в нем отдельных  компонентов определяют его коллоидную структуру и реологические характеристики. В свою очередь, коллоидная структура  битума обуславливает его технические свойства, характеризующиеся условными показателями качества, определяемыми в стандартных условиях.

Битумы состоят  из асфальтенов, смол и масел. Сумму  масел и смол называют мальтенами.

К маслам принято  относить парафиновые  соединения нормального и изостроения, нафтеновые структуры и ароматические соединения. Масла снижают твёрдость и температуру размягчения битумов, увеличивают их текучесть и испаряемость.

 Смолы это  высокомолекулярные органические  соединения циклической структуры высокой степени конденсации, связанные между собой алифатическими цепями. Смолы придают битуму твёрдость, пластичность и растяжимость.

Асфальтены  – это концентрат наиболее высокомолекулярных соединений нефти, рассматриваемые  как продукты  уплотнения смол.

Соотношение компонентов  битума значительно влияет на его  свойства.

С химической точки  зрения битумы представляют собой сложную  смесь высокомолекулярных углеводородов нефти и их гетеропроизводных, содержащих кислород, серу, азот и металлы. Элементный состав битумов примерно следующий         (% масс): углерода 80-85;  водорода 8,0-11,5;  кислорода 0,2-4,0;  серы 0,5-7,0;  азота       0,2-0,5.

Информация о работе Технологическое описание промышленного получения окисленного битума