Анализ процессов управления в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является сфера образования г. Касимова, а предметом является процесс управления в сфере среднего образования муниципального образования г. Касимов.
Целью данной работы является анализ всех аспектов управления, деятельность Администрации, деятельность отдела образования города Касимова, структура, стиль руководства, организационная культура

Содержание

Введение
Глава 1. Образование: понятие и сущность
1.1 Функции и структура системы среднего образования в РФ
1.2 История развития системы образования в РФ
1.2.1 Начало образования на Руси
1.2.2 Образование в Московском государстве в допетровское время
1.2.3 Образовательная реформа Петра Великого
1.2.4 Российское образование при Екатерине II
1.2.5 Российское образование в Александровскую эпоху
1.2.6 Российское образование при Николае I
1.2.7 Образовательная реформа Александра II
1.2.8 Российское образование в конце XIX - начале XX века.
1.2.9 Советская школа до начала 30-х гг.
1.2.10 Российское образование в 30-80-х гг.
1.2.11 Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х гг.
1.2.12 Модернизация образования
Глава 2. Основные тенденции развития образовательных процессов в г. Касимов
2.1 Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием
2.2 Проблемы среднего образования г. Касимов
Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов
Заключение
Используемые материалы и источники информации

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007 (2).docx

— 102.83 Кб (Скачать)

Анализ процессов  управления в сфере образования  
г. Касимов "  
Выполнил: Студент  
Проверил:  
Москва 2009 г. 
 
Содержание 
  Введение  
Глава 1. Образование: понятие и сущность  
1.1 Функции и структура системы среднего образования в РФ  
1.2 История развития системы образования в РФ  
1.2.1 Начало образования на Руси  
1.2.2 Образование в Московском государстве в допетровское время  
1.2.3 Образовательная реформа Петра Великого  
1.2.4 Российское образование при Екатерине II  
1.2.5 Российское образование в Александровскую эпоху  
1.2.6 Российское образование при Николае I  
1.2.7 Образовательная реформа Александра II  
1.2.8 Российское образование в конце XIX - начале XX века.  
1.2.9 Советская школа до начала 30-х гг.  
1.2.10 Российское образование в 30-80-х гг.  
1.2.11 Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х гг.  
1.2.12 Модернизация образования  
Глава 2. Основные тенденции развития образовательных процессов в г. Касимов  
2.1 Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием  
2.2 Проблемы среднего образования г. Касимов  
Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов  
Заключение  
Используемые материалы и источники информации  

 

Введение

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает  с целью общества. Образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Если различные сферы и  отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования производит самого человека, воздействуя на его  интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Главная цель общего среднего образования - формирование разносторонне  развитой, творческой личности, способной  реализовать творческий потенциал  в динамичных социально-экономических  условиях, как в собственных жизненных  интересах, так и в интересах  общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

Объектом исследования курсовой работы является сфера образования  г. Касимова, а предметом является процесс управления в сфере среднего образования муниципального образования г. Касимов.

Целью данной работы является анализ всех аспектов управления, деятельность Администрации, деятельность отдела образования  города Касимова, структура, стиль руководства, организационная культура. 
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • дать общую характеристику деятельности Администрации города Касимова;
    • исследование механизма и особенностей организационно-правового регулирования среднего образования;
    • выявление и изучение системы и особенностей административно-правового управления учебными заведениями города Касимова;
    • исследовать аспекты социальных инноваций в сфере образования;
    • определить основные направления повышения эффективности образовательной политики.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

    • теоретический анализ политологической, психологической, социологической и педагогической литературы;
    • социологические методы: беседы, интервьюирование.

При написании было использовано более 10 литературных источников, официальные  сайты, блоги, форумы, сообщества.

В курсовой работе раскрывается 5 вопросов: понятие и сущность среднего образования; история развития системы  образования; структура и деятельность Администрации г. Касимова в сфере образования; основные проблемы; направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов.

Степень научной разработанности  проблемы.

Рост числа научных  публикаций (монографий, книг и статей) однозначно свидетельствует о важности системы образования в России. В частности, Жуков Василий Иванович в своих работах раскрывает основные процессы, связанные с зарождением  и развитием отечественного образования. В его книге: "Российское образование: истоки, традиции, проблемы" освещаются место и роль высшей школы в социальной политике государства, анализируются базовые проблемы, такие как: высшая школа и власть: образование, общество и социальный прогресс; ведущие модели и решения образовательных задач. Особое внимание уделяется отечественному опыту накопления и использования национального интеллектуального потенциала, оценке современного состояния отечественного образования, накопившимся проблемам и возможным вариантам их решения. 
 

Глава 1. Образование: понятие и сущность

 

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

В понятие образования  включены не только знания, навыки и  умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций  все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим  социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане  становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией  личности.

 

1.1 Функции и  структура системы среднего образования  в РФ

 

Система образования в  Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных  учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и  организаций.

Целями и задачами школы  как социального института в  современных условиях являются:

формирование физически  здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой  и обществом;

формирование целостного научного мировоззрения, экологической  культуры, создание предпосылок для  вхождения в открытое информационно-образовательное  пространство;

разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Реализация этих целей  и задач предполагает:

создание благоприятных  условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического  развития личности;

усвоение основ наук, фундаментальных  законов развития общества и природы, формирование способностей применять  полученные знания в различных видах  практической деятельности;

адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и  установок активно влиять на условия  достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;

последовательную ориентацию на "культуросообразную" систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры;

систематическое обновление содержания образования, отражающего  изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

непрерывность образования  в течение всей жизни человека;

многообразие типов и  видов образовательных учреждений и вариативность образовательных  программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования; 
преемственность уровней и ступеней образования; 
информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий; 
развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании; 
развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью; 
развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. 
Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят Федеральный закон "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 
Первый из них является базовым, поскольку относится ко всей системе образования и в первоначальной редакции был принят в 1992 г., а второй может рассматриваться как дополняющий, так как он раскрывает базовый в области правовых отношений в сфере высшей школы. 
Что же представляет собой российская образовательная система? Ее основными элементами, согласно основному закону, является совокупность: 
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов; 
образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; 
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. 
Под термином "образовательная программа" понимается целостная программа определенного уровня образования, классифицированного в качестве образовательного ценза. Если на данном уровне образования, как это, например, имеет место в профессиональном образовании, имеются различные направления подготовки или специальности, определяемые профилем работы будущего специалиста, то по каждому такому направлению или специальности формируется своя образовательная программа. 
Все они относятся к одному образовательному уровню. Такая сущность образовательных программ делает их базовым элементом (первым элементом) российской системы образования. Иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ. В ней имеются одиннадцать ступеней, относящиеся к шести уровням образования. 
Дошкольное образование не принимается во внимание, так как это скорее не ступень, а нулевая отметка, поскольку его получение не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы. 
Две первые ступени - начальное общее образование и основное общее образование, обязательны для всех граждан России. 
Следующая ступень ведет к среднему (полному) общему образованию (второй уровень). Поднявшись на эту ступень, человек оказывается, образно говоря, на лестничной площадке, от которой отходят в разных направлениях три лестничных марша. 
Первый лестничный марш состоит из двух ступеней третьего уровня и ведет к получению начального профессионального образования длительностью в один год (первая ступень) или начального профессионального образования повышенного уровня, требующего дополнительного года обучения и ведущего к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации (вторая ступень). 
Другой лестничный марш ведет на четвертый уровень образования (среднее профессиональное образование). Можно на этом пути преодолеть одну ступеньку длительностью два-три года и получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием, а можно шагнуть еще на одну (плюс год обучения) и добавить к своей квалификации слова "с повышенным уровнем подготовки". 
Образовательные программы третьего и четвертого уровней можно начать осваивать на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в этом случае, продолжительность таких программ увеличится на один-два года. 
И, наконец, по третьему лестничному маршу можно подняться на пятый уровень образования - это высшее профессиональное образование. На уровне высшего образования имеются три ступени. Поднявшись на одну из них, по образовательной программе длительностью не менее четырех лет можно получить квалификацию бакалавра. На последующих двух - соответственно квалификацию специалиста или магистра. 
Следует отметить, что ни одна образовательная программа не является тупиковой. Существует преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего. Другими словами, документ об окончании полной средней школы открывает дорогу его обладателю в вуз любого профиля. А поскольку образовательные программы начального и среднего профессионального образования включают программу среднего (полного) общего образования, то и документы об окончании соответствующих образовательных учреждений также дают право их обладателям поступать в вузы. 
Основным инструментом, обеспечивающем на национальном уровне качество и преемственность образовательных программ являются государственные образовательные стандарты (ГОС). 
На каждом уровне послесреднего образования для подготовки специалистов используется не одна, а множество образовательных программ, отличающихся своей направленностью на ту или иную профессию или специальность. 
Все описанные уровни и ступени относятся к "традиционному" или "формальному" образованию". Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. 
За рамками, очерченными этими основными образовательными программами, лежит значительное образовательное поле - дополнительное образование, описываемое программами дополнительного образования. Оно может осваиваться гражданами по мере надобности, поскольку, согласно закону "Об образовании", "реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства"[1]. 
Часть дополнительных образовательных программ может быть освоена лицами в период их обучения в рамках формального образования. Так, широкой известностью в России пользуется сеть музыкальных школ, реализующих дополнительные программы музыкального образования. В них, как показывает практика, дети учатся параллельно с обучением в общеобразовательной школе. 
Назначение этих программ - непрерывное повышение квалификации тех, кто ощущает необходимость в пополнении или обновлении своих знаний. Именно совокупность основных и дополнительных образовательных программ представляет собой основу российской системы образования. 
Вторым элементом образовательной системы России является сеть образовательных учреждений различных типов и видов. Образовательным, согласно закону "Об образовании", является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 
Порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений, а также регламентация деятельности, (включая обязательное содержание устава образовательного учреждения), управление государственным и негосударственным образовательным учреждением, общие требования к организации образовательного процесса определены законодательством. 
Некоторые особенности установленных норм: 
1. Наряду с органами государственной власти и местного самоуправления учредителями образовательного учреждения могут выступать организации всех форм собственности, в том числе иностранные, общественные и религиозные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Это означает, что по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т.п.). 
2. Учебно-методическая документация, определяющая организацию учебного процесса (образовательная программа, ее разбивка по учебным курсам и годам обучения) разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. Единственным нормативным документом в этой сфере, обязательным для выполнения образовательными учреждениями, является ГОС. Все остальные носят характер примерных, ориентирующих работу вузов по созданию на их базе своей учебно-методической документации.

3. Для того чтобы приступить  к обучению школьников или  студентов, образовательное учреждение  должно иметь лицензию на право  реализации образовательной программы  соответствующего уровня. Право  же на выдачу документа об  образовании государственного образца  образовательное учреждение получает  после успешного прохождения  аттестации и последующей государственной  аккредитации, в ходе которых  устанавливается соответствие уровня  подготовки его выпускников ГОС.  Фактически речь идет о том,  что документ об аккредитации  образовательное учреждение получает, если результат его деятельности  удовлетворяет общепризнанным нормам  качества. 
В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. 
Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, относящиеся к формальному образованию, могут быть причислены к следующим типам: 
• дошкольным; 
• общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 
• профессиональным (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования). 
Традиционно в России употребляются специальные наименования этих типов образовательных учреждений, как-то: детский сад, школа, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение. 
Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы: 
• учреждения дополнительного образования детей; 
• учреждения дополнительного образования взрослых. 
Необходимо отметить, что тип образовательного учреждения определяется наивысшим уровнем реализуемой в нем образовательной программы. 
Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. 
Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются училища, техникумы, а с недавнего времени к ним добавились колледжи. 
Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и др. 
Третьим элементом образовательной системы России являются органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними[2]. На уровне Российской Федерации действуют: 
• федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; 
• федеральные ведомственные органы управления образованием. 
Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными - федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. 
 
Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. 
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). 
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация - техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация - старший техник, при расширении подготовки - техник с дополнительной подготовкой в области - (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.). 
В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых[3]. 
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента 
Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). 
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования. 
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: 
1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; 
2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях. 
Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год - при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. 
 

Информация о работе Анализ процессов управления в сфере образования