Анализ процессов управления в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является сфера образования г. Касимова, а предметом является процесс управления в сфере среднего образования муниципального образования г. Касимов.
Целью данной работы является анализ всех аспектов управления, деятельность Администрации, деятельность отдела образования города Касимова, структура, стиль руководства, организационная культура

Содержание

Введение
Глава 1. Образование: понятие и сущность
1.1 Функции и структура системы среднего образования в РФ
1.2 История развития системы образования в РФ
1.2.1 Начало образования на Руси
1.2.2 Образование в Московском государстве в допетровское время
1.2.3 Образовательная реформа Петра Великого
1.2.4 Российское образование при Екатерине II
1.2.5 Российское образование в Александровскую эпоху
1.2.6 Российское образование при Николае I
1.2.7 Образовательная реформа Александра II
1.2.8 Российское образование в конце XIX - начале XX века.
1.2.9 Советская школа до начала 30-х гг.
1.2.10 Российское образование в 30-80-х гг.
1.2.11 Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х гг.
1.2.12 Модернизация образования
Глава 2. Основные тенденции развития образовательных процессов в г. Касимов
2.1 Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием
2.2 Проблемы среднего образования г. Касимов
Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов
Заключение
Используемые материалы и источники информации

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007 (2).docx

— 102.83 Кб (Скачать)

1.2.9 Советская  школа до начала 30-х гг.

Уже в конце 1917 г. начала проводиться  национализация всех типов учебных  заведений. Школа была объявлена  не только единой и трудовой, но и  бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство  возможностей образования. Была осуществлена последовательная демократизация школы - участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация  общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок  и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также  гибких учебных планов. Были предоставлены  все возможности для педагогических экспериментов в духе прогрессивных  идей российской и зарубежной педагогики. 
Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое - это достижение советского образования 20-х гг. 

1.2.10 Российское  образование в 30-80-х гг.

Сложившаяся к началу 30-х  гг. в СССР тоталитарная государственная  система не могла не отразиться и  на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том  числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой  регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка. Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной школе. Происходила дальнейшая интенсивная идеологизация содержания образования. 
Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической. 
В высших учебных заведениях произошел частичный возврат к прежнему положению: прагматическая ориентированность высшего образования сменилась общенаучной и педагогической, была восстановлена разрушенная в 20-е гг. университетская система, восстановлены гуманитарные факультеты, частично вузам предоставлялась автономия. Под строжайшим государственным и партийным контролем было содержание высшего образования, включая отдельные курсы. Многие профессора и особенно студенты выбрасывались из системы образования по идеологическим и политическим мотивам. В 50-60-х гг. продолжался процесс увеличения числа средних школ за счет начальных и неполных средних. Открылись школы с углубленным изучением предметов. 
В конце 30-х гг. стало резко уменьшаться количество национальных языков, на которых велось преподавание в школах. 
Негативные тенденции в российском образовании, проявлявшиеся уже в 30-х гг., к началу 80-х все больше укреплялись. Стало падать качество обучения, особенно в маленьких городах и сельских местностях. Еще больше стало в школах унификации и уравниловки. 
Фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего "среднего" ученика. И отстающие и одаренные дети оказались в маргинальной позиции, в зоне риска. Закрытость школы, ее изолированность от общества привели, в частности, к росту инфантилизма, потере школой ответственности перед обществом и государством за судьбу подрастающего поколения. Упал даже сам социальный престиж образования. 
 

1.2.11 Образовательная  реформа конца 80-х - начала 90-х  гг.

В 1988 году при Госкомитете  был создан Временный научно-исследовательский  коллектив (ВНИК). В него вошли и  сотрудничали с ним многие думающие педагоги и психологи страны. Целью  создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества. 
Были разработаны (в декабре 1988 года) следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования. В течение полутора лет реализация новой реформы задерживалась и по-настоящему началась только в 1990 г. 
Параллельно с реформой среднего образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Ее основным содержанием были гуманизация и фундаментализация образовательных программ, рационализация и децентрализация управления вузами, диверсификация образования и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах. Однако эта реформа осталась не доведенной до логического конца; в частности, не решены проблемы многоканальности финансирования вузов, осталось почти без изменений высшее педагогическое образование и мн. др. 
После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему положение с национальным образованием. Многие языки народов РФ, ранее бывшие бесписьменными, получили письменность и стали предметом обучения в школах. 
 

1.2.12 Модернизация  образования

За последние десять лет  система российского образования  претерпела значительные изменения  в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным  в результате последовательной реализации законодательных актов в области  образования, других нормативных документов. 
В соответствии с Законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами[10]. В рамках этого процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили большинство учреждений общего среднего образования. 
Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные  заведения повышенного типа, в  основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных  кадров рабочих. 
В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений - колледжи. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития. 
В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования. 
Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка[11]. 
С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания. 
Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования. Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование. 
Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. 
Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования. Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования. Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др. 
 

Глава 2. Основные тенденции развития образовательных  процессов в г. Касимов

2.1 Деятельность  Администрации г. Касимов в сфере управления образованием

Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники  министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной  иерархической зависимости указанных  должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе образования. Их главная задача заключается в  том, чтобы принимать ответственные  решения и формировать стратегию  образовательного процесса: определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-техническую  базу образовательных учреждений и  т.п. Они несут ответственность  за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и  сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего  управленческого звена формируют  государственную политику в области  образования, разрабатывают универсальные  требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют систему формальных санкций  в учебных заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры  вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют стратегию  обучения применительно к данному  учебному заведению, осуществляют оперативное  руководство и контроль работы преподавателей и поведением учащихся. 
Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д. 
В соответствии с Уставом муниципального образования г. Касимов, отдел образования является отраслевым органом Администрации Касимовского района в сфере образования. 
Отдел образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления", "Об образовании", другими федеральными законами и т.д. 
Основными целями Отдела образования являются: 
1. Обеспечение гарантий граждан, проживающих в районе, на образование, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. 
2. Проведение единой государственной политики в области образования на муниципальном уровне. 
3. Обеспечение функционирования системы непрерывного образования. 
4. Содействие развитию сети вариативных образовательных учреждений, отвечающих образовательным потребностям и интересам 
5. Создание условий для формирования педагогической культуры, роста профессионализма учителей на основе развития педагогического творчества, инновационных процессов в образовании, использования современных информационных технологий. 
6. Создание социально-педагогических условий, обеспечивающих помощь и поддержку детской индивидуальности, развитие личности, творческой самореализации, защиту и охрану прав детства. 
7. Представление интересов учреждений образования Октябрьского района в вопросах образования на областном, федеральном и международном уровнях. 
Для достижения поставленных целей Отдел образования решает следующие задачи: 
1. Обеспечение контроля за соблюдением государственного образовательного стандарта в муниципальных образовательных учреждениях. 
2. Осуществление практической программы реализации государственной политики в сфере общего образования на основе максимального использования имеющихся в районе возможностей, координация деятельности организаций, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной системы района. 
3. Формирование саморазвивающейся системы образования в районе в соответствии с изменяющимися потребностями общества. 
4. Проведение социально-педагогической экспертизы проектов, программ, решений по вопросам образования. 
5. Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, обеспечения функционирования системы непрерывного педагогического образования. 
6. Защита социальных гарантий прав граждан на образование. 
В 2008 году в Рязанской области осуществлялась реализация 11 целевых программ[12]: 
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области на 2007-2010 годы"; 
"Одаренные дети" на 2005-2008 годы; 
"Информатизация системы образования Рязанской области на 2006-2008 годы"; 
"Патриотическое воспитание граждан Рязанской области на 2006-2008 годы"; 
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту в Рязанской области на 2008-2010 годы"; 
"Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей 2006-2008 годы"; 
"Безопасность образовательного учреждения" на 2006-2008 годы; 
"О финансовой поддержке негосударственных образовательных учреждений на 2008 год"; 
"Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области в 2007-2010 годах"; 
"Повышение безопасности дорожного движения в Рязанской области на 2007-2009 годы"; 
"О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008-2010 годы". 
По состоянию на 1 января 2009 года они профинансированы из областного бюджета в размере 162,5 млн. рублей, из федерального бюджета - в размере 87,9 млн. рублей. 
В рамках реализации основных направлений приоритетного национального проекта "Образование"[13] из федерального бюджета в регион поступили средства в объеме 159,4 млн. рублей, в том числе: 
на доплату за классное руководство - 67,8 млн. рублей; 
на поддержку образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы - 23,0 млн. рублей; 
на поощрение лучших учителей - 7,5 млн. рублей; 
на поддержку талантливой молодежи - 1,26 млн. рублей; 
на стимулирование образовательных учреждений НПО, реализующих инновационные образовательные программы - 30,0 млн. рублей. 
За счет средств федерального бюджета образовательным учреждениям области выделено: 
75 комплектов учебного оборудования на сумму 23,042 млн. рублей; 
9 единиц автотранспортных средств на сумму 6,8 млн. рублей. 
В продолжение работы по развитию модернизации отрасли постановлением Правительства Рязанской области от 14.10 2008 № 268 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие образования Рязанской области на 2009 год", с общим объемом финансирования 82,2 млн. рублей. 
Муниципальное образование - город Касимов является крупным культурным центром. Здесь расположено 11 образовательных учреждений. Среди них 6 средних общеобразовательных школ, одна основная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа-интернат, начальная школа - детский сад, центр образования. 
Количество общеобразовательных школ за последние десять лет стабильно. 
С 2001 года в городе функционирует негосударственное образовательное учреждение - православная начальная школа, которая в2004 году преобразована в основную школу. В школах города обучается более 4600 учащихся. В городе 5 учреждений дополнительного образования: станция юных натуралистов, Дом детского творчества, детско-юношеский центр, станция детского и юношеского туризма, станция юных техников. Четвертый год в городе работает центр психолого-медико-социального сопровождения "Доверие". В учреждениях дополнительного образования занимается в среднем 2,2 тысячи ребят, что составляет 40-45% от общего количества детей. 
Администрация муниципального образования г. Касимова в лице отдела народного образования эффективно сотрудничает с ВУЗами. В школах действуют постоянные курсы, которые проводят Московская государственная академия пищевых производств, Московская государственная академия тонкой химической технологии. Владимирский институт бизнеса реализует заключенные со школами договора в части совмещенных итоговых экзаменов и проведению тестирования. 
Отделом образования, образовательными учреждениями города проводится большая работа по привитию к малой родине, воспитанию гражданственности, патриотизма. Учащиеся 9-х классов третий год занимаются по народному учебнику "Касимов: город и человек". 
В школе имени академика В.Ф. Уткина действует музей братьей Уткиных, в школе №7 - краеведческий музей, в школе №5 - музей "Ремесла, промыслы и быт Мещерского края". В школах города работает квалифицированный состав педагогических кадров: 6 заслуженных учителей Российской Федерации, более 30% учителей имеют высшую квалификационную категорию. В 1948 году открыта детская музыкальная школа, где и сейчас обучаются юные дарования игре на различных инструментах. В начале 50-х годов был построен стадион на 5 тысяч зрителей. В г. Касимове работают средние учебные заведения: ГОУ "Касимовское медицинское училище", ГОУ НПО "Профессиональное училище №13". Касимовский индустриальный техникум, отметивший в 1996 году своё 100-летие, подготовил десятки тысяч специалистов[14]. Среди них профессор МЭИ, доктор технических наук, Лауреат Государственной премии В.С. Квятковский, профессор Московского станкостроительного института С.М. Головин, профессор МВТУ им. Баумана, доктор технических наук Н.Н. Рубцов. В техникуме учился дважды Герой Советского Союза, летчик - космонавт В.В. Аксенов. Одним из старейших считается и "Касимовский педагогический колледж", основанный в 1924 году на базе одной из средних школ. За время своего существования педколледж выпустил более 10 тысяч специалистов, среди которых герой Советского Союза А.П. Петропалов, герой России П.С. Игашов, почетные граждане города А.М. Ишимбаев, В.Г. Баранов, краевед Г.И. Садко[15]. 
Огромную работу выполняет отдел по делам молодежи, физкультуре и спорту муниципального образования - городской округ г. Касимов. В ведении отдела следующие структурные подразделения: ДЮСШ, городской стадион "Спартак", физкультурно-оздоровительный клуб "Спартак", физкультурно-оздоровительный клуб "Подснежник", культурно - оздоровительный центр "Сиверка", культурно - оздоровительный центр "Затон". 
В городе созданы и работают 17 общественных спортивных федераций. По месту жительства в городе занимаются 2397 человек в 8 подростковых клубах. 
На базе КОЦ "Затон" создан физкультурно-оздоровительный клуб для молодых инвалидов. 
В год проводится порядка 215 городских спортивно - массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий по 28 видам спорта (15680 участников) и около 200 мероприятий по линии молодежной политики. 
При поддержке Администрации, ежегодно проводятся массовые праздники, посвященные Дню Победы, Дню Физкультурника, Дню независимости России, Дню защиты детей, Дню. Молодежи и др., акция "Мы - граждане России" по торжественному вручению паспортов. 
К 855-летию г. Касимов проведены конкурсы социальных программ и проектов "Юбилей города - праздник для всех" и сочинений "Город древний - всегда молодой". 
Традицией стало проведение в городе спортивных соревнований, посвященных знатным землякам: соревнования по полиатлону, посвященные памяти Ф.М. Крылова-Героя Советского Союза, соревнования по легкой атлетике в честь В.Ф. Макарова - серебренного призера 22-х Олимпийских игр и др. 
Впервые в январе 2006 года проведена Открытая массовая лыжная гонка, в мае - культурно-спортивный праздник, посвященные памяти В.Ф. Уткина - Дважды Героя Социалистического труда, академика.

Впервые в этом году проведены  городские соревнования по военно-прикладным видам спорта для допризывной  молодежи "В армии служить почетно!". В соревнованиях приняли участие 100 человек из числа студентов  ССУЗов города. 
Ежегодно сборные команды города и ведущие спортсмены участвуют в зональных, областных, Всероссийских соревнованиях (1577 чел). 
В течение года проводятся различные конкурсы и фестивали по раскрытию талантливой молодежи с общим охватом творческой молодежи 2000 человек. Победители этих мероприятий достойно представляют город на зональных, областных, межрегиональных конкурсах и фестивалях, занимая призовые места. 
В числе победителей Национального проекта "Образование" в номинации "Творчество" - студенты Касимовского индустриального техникума Александр Чесалин, Алексей Ловцов (удостоены Гранда - 30 тыс. рублей). 
Продолжает развиваться движение студенческих трудовых отрядов. Выполняя городскую программу "Уютный город - инициатива молодых". Бойцами (51 человек) стройотрядов построено 15 площадок (13 детских игровых и 2 спортивных), очищены от зарослей травы и кустарников улицы Загородная и Набережная. 
В учреждениях образования занимается более 2,5 тысячи ребят. Дошкольные образовательные учреждения посещают более 1900 детей. Работа управления образования направлена на реализацию приоритетного национального проекта "Образование", обеспечение прав и гарантий граждан на доступное и качественное образование, безопасное функционирование образовательных учреждений, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Администрация муниципального образования г. Касимова в лице управления образования эффективно сотрудничает с ВУЗами. В школах действуют постоянные курсы, которые проводят Московская государственная академия пищевых производств, Рязанский государственный радиотехнический университет, Владимирский государственный университет. 
Управлением образования, образовательными учреждениями города проводится большая работа по привитию к малой родине, воспитанию гражданственности, патриотизма. Учащиеся 9-х классов третий год занимаются по народному учебнику "Касимов: город и человек". В школах введено 86 спецкурсов, элективных курсов и факультетов. В школе имени академика В.Ф. Уткина действует музей братьей Уткиных, в школе №7 - краеведческий музей, в школе №5 - музей "Ремесла, промыслы и быт Мещерского края". 
В образовательных учреждениях города работает 648 человек: 309 учителей, 253 педагога - дошкольника, 86 педагогов дополнительного образования. В 2007 году 2 педагога получили звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 15 награждены знаком "Почетный работник общего образования РФ".

Информация о работе Анализ процессов управления в сфере образования