Авторский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

В ходе исследования в работе решаются следующие задачи:

•рассмотреть историческое развитие авторского договора;
•классифицировать авторские договора;
•определить элементы авторского договора;
•рассмотреть содержание авторского договора;
•определить основания, порядок и последствия прекращения договора;
•рассмотреть ответственность автора и пользователя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

1. Понятие и история авторского договора……………………………………5

2. Классификация авторских договоров……………………………………….11

2.1 Авторский договор о передаче исключительных прав и авторский договор о передаче неисключительных прав……………………………….....11

2.2 Авторский договор купли-продажи и авторский договор заказа……...13

2.3 Издательский договор и постановочный договор………………….......14

3. Содержание договора…………………………………………………………16

3.1 Предмет авторского договора…………………………………………...16

3.2 Права и обязанности сторон по договору……………………………....17

3.3 Форма авторского договора……………………………………………...18

4. Ответственность по авторскому договору…………………………………..20

5. Реализация авторского договора……………………………………………..23

5.1 Исполнение авторского договора……………………………………….23

5.2 Изменение условий авторского договора………………………………25

5.3 Прекращение авторского договора……………………………………...25

6. Заключение…………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Авторский договор..doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что личные неимущественные права принадлежат автору всегда, даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

   Имущественные права автора в отношении его  произведения состоят в том, что  автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, если только они не перешли к другому лицу согласно Закону или по авторскому договору.

   Исключительные  права на использование произведения состоят в праве осуществлять или разрешать следующие действия:

   - воспроизводить произведение (право  на воспроизведение);

   - распространять экземпляры произведения  любым способом: продавать, сдавать  в прокат и так далее (право на распространение);

   - импортировать экземпляры произведения  в целях распространения, включая  экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

   - публично показывать произведение (право на публичный показ);

   - публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

   - сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

   Исключительные  права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и  садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Данная норма относится только  тем случаям, когда архитектурный проект производится по договору подряда (ст.ст.758-762 ГК РФ).

   Защита  авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты.

   Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны),

   Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав - это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав - это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     2.  Классификация авторских договоров.

      Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора - на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников. 

   2.1 Авторский договор о передаче исключительных прав и авторский договор о передаче неисключительных прав.

   Авторский договор о передаче исключительных прав на произведение разрешает использование  произведения определённым образом  и в установленных договором  пределах только лицу, которому эти  права передаются, и даёт такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам. 

   Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться и автором произведения, если лицо которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

   Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование  произведения наравне с обладателем  исключительных прав, передавшим такие  права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование  этого  произведения таким же способом.

   Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное.

   Сравнивая эти два вида авторских договоров  можно сделать следующие практические выводы:

   - наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора, при которой, он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав;

   - наиболее предпочтительным для  пользователя является авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь становиться фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;

   - даже в случае, когда автор  произведения расстался со своими  исключительными правами в результате  договора о передаче исключительных  прав на произведение, он всё  равно остаётся и признаётся  всеми его автором, а также  сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом. 

   2.2 Авторский договор купли-продажи и авторский договор заказа.

   Заключая  авторский договор, стороны фактически заключают договор о продаже имущественных прав.

   К продаже имущественных прав в  соответствии с пунктом 3 ст.454 ГК РФ применяются общие положения  о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав, поэтому к авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.

   Следуя  ГК РФ, по авторскому договору купли-продажи  автор обязуется продать, а пользователь купить определённые права на использование  творческого произведения и заплатить за них определённую цену.

   В отличие от авторского договора купли-продажи  по авторскому договору заказа автор  обязуется создать произведение в соответствующие сроки и  передать его заказчику. А заказчик обязан в счёт обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, сроки и порядок выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Здесь следует отметить такую норму закона как - то, что нельзя получить авторские права на идею или ещё несозданное произведение.

   Сравнивая эти два вида авторских договоров  можно сделать следующие практические выводы:

   - в случае если будущий автор произведения имеет идею о создании творческого произведения, но не имеет средств создать творческое произведение, то ему, конечно, выгодно заключить с заинтересованной стороной авторский договор заказа.

   - заключая авторский договор заказа на ещё не созданное произведение, заказчику рекомендуется установить срок действия этого договора как можно более длительный и предусмотреть в этом договоре как можно меньше оснований о его расторжении по инициативе автора. Так как в случае если автор окажется недобросовестным лицом может получиться следующая ситуация:

   - автор намерено не выполняет свои обязательства и не создаёт произведение, кроме того, автор на самом деле может произведение создать, но скрыть его от заказчика;

   - после истечения срока действия авторского договора заказа, выплаты заказчику убытков и упущенной выгоды, размер которой всегда можно принизить, автор произведение создаёт, и при этом он имеет исключительные права на произведение. Такая ситуация может быть для заказчика тем более печальна, так как, возможно, заказчик подал автору идею создания произведения.

   - такой исход дела может наступить, и если автор предусмотрел в договоре возможность для себя его «безболезненно» расторгнуть в одностороннем порядке, а заказчик договор с этими условиями подписал.

   - в целом можно заключить, что авторский договор заказа выгоден прежде всего, заказчику, особенно если идея создания произведения принадлежит ему.

                    2.3 Издательский договор и постановочный договор.

   Издательский  лицензионный договор — договор, заключаемый автором или другим правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения.

   Основное  требование, которое возлагается  в соответствии с законодательством (статья 1287 ГК РФ) на издателя, заключившего издательский лицензионный договор — издатель обязан начать использование произведения, то есть осуществить его издание, в определенный срок.

   По  договору о предоставлении права  использования произведения, заключенному автором с издателем, последний  обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре.

   В случае невыполнения издателем обязанности  по изданию произведения автор вправе отказаться от договора без возмещения причиненных убытков.

   В случае отсутствия в договоре конкретного  срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

   В случае расторжения издательского  лицензионного договора, автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в  полном размере.

    В случаях, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, возникает вопрос о заключении постановочного договора, предметом которого могут выступать драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т. р.) путем постановки на сцене. Однако следует обратить внимание на то, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике, но не опубликованными.

   Следовательно, под постановочным договором  принято понимать такой вид авторского договора, который закрепляет передачу неопубликованного произведения для использования его путем публичного исполнения (в театре, кино и т.п.). 
 
 
 
 

                   3. Содержание авторского договора.

Авторский договор должен обязательно предусматривать:

   - способы использования произведения (конкретные права, передаваемые  по данному договору);

Информация о работе Авторский договор