Банкротство(несостоятельность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Содержание

Введение
Глава 1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
Глава 2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение
3.2 Внешнее управление
3.3 Конкурсное производство
3.4 Мировое соглашение
Заключение
Список использованной литературы
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы
2. Специальная литература
3. Материалы практики

Работа содержит 1 файл

Курсовая гражданское право.docx

— 102.44 Кб (Скачать)
align:justify">Для осуществления  своих полномочий временному управляющему необходимо получение в государственном  органе Российской Федерации по делам  о банкротстве и финансовому  оздоровлению соответствующей лицензии. Требование о наличии лицензии у арбитражного управляющего - новое в нашем законодательстве. Положения о лицензировании вводятся с 1 марта 1999 года. "До этого времени, при рассмотрении выдвинутых кандидатур целесообразно ориентироваться на лиц, имеющих аттестат специалиста по антикризисному управлению. Вместе с тем не исключена возможность назначения арбитражного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению". [38]

Указанные выше требования предъявляются ко всем арбитражным  управляющим, будь то временный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий.

Назначение  временного управляющего осуществляется арбитражным судом в течение 3 дней со дня подачи заявления о  банкротстве из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при  отсутствии указанных предложений, из числа лиц, зарегистрированных в  арбитражном суде в качестве арбитражных  управляющих.

Полномочия  временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным  судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного  производства и назначения конкурсного  управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании  должника банкротом.

Для осуществления  своих функций временный управляющий  пользуется предоставленными правами  и несет возложенные на него обязанности. Данному лицу,

как одному из видов арбитражных управляющих, предоставлены общие права, предусмотренные  частью 1 статьи 20 ныне действующего закона, такие как: созыв собрания кредиторов и комитета кредиторов; обращение  в арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законом; получение  вознаграждения; право привлекать специалистов; право подавать в арбитражный  суд заявление о досрочном  прекращении своих обязанностей. Данными правами пользуются любая  категория арбитражных управляющих, участвующих в процессе банкротства.

Поскольку любая  стадия процесса банкротства обладает специфическими особенностями, это  не может не отразиться и на полномочиях  арбитражных управляющих. Таким  образом, временный управляющий  обладает специфическими, присущими  только ему на данной стадии правами.

Поскольку первостепенной задачей указанного лица является защита интересов кредиторов и сохранение имущества должника, основным правом является право предъявления в арбитражный  суд от своего имени требования о  признании сделок недействительными, а также о применении последствий  недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных  должником с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Иск о признании сделок недействительными  осуществляется по общим основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ. Во втором случае идет речь, о том, что сделки, совершенные должником без согласия временного управляющего противоречат действующему законодательству, в частности закону о банкротстве, и по сему признаются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ. В настоящий момент в практике возник вопрос о том, как предъявлять иск о признании сделки недействительной: в рамках процесса о банкротстве или как самостоятельный иск. О. А. Никитина предполагает ":что такого рода иски не должны рассматриваться в деле о банкротстве". [39] Стоит согласится с высказанной точкой зрения, поскольку рассмотрение вопроса о признании сделки недействительной может загрузить арбитражный суд выяснением обстоятельств непосредственно не связанных с решением вопроса о признании должника банкротом, что соответственно может привести к затягиванию вынесения решения.

Обязанности временного управляющего определены в  статье 61 закона, где первостепенное место занимает обязанность по проведению финансового состояния должника.

1. Законом  о банкротстве 1992 г. обязанность  проводить финансовый анализ  предусматривалась только для  конкурсных управляющих. "В основу анализа финансового состояния должника должны быть положены три цели: определение признаков, при наличии которых производство по делу о банкротстве может быть возбуждено; определение оснований для признания должника банкротом; определение признаков (или обстоятельств) при наличии которых платежеспособность должника считается восстановленной". [40] Закон о банкротстве 1998 г. не устанавливает жестких правил проведения финансового анализа. Учитывая недостатки предыдущего закона о банкротстве и имеющуюся практику, можно предположить, что при составлении финансового анализа будут рассматриваться вопросы не только о балансовой, но и фактической (рыночной) стоимости имущества должника, результаты хозяйственной деятельности должника, объемы и структура финансовых средств, обращающихся в процессе деятельности должника. Помимо бухгалтерского баланса анализу подлежат такие документы, как статистическая отчетность; документы, характеризующие местоположение должника, его производственную деятельность, положение на соответствующих товарных рынках, положение основных конкурентов и т.п. При изучении указанных документов необходимо удостовериться, что в них отсутствуют признаки фальсификации, подлога, уничтожения, фактов не внесения необходимых записей и т.д. Одним из важных вопросов, стоящих перед временным управляющим, является подтверждение или опровержение предположения о восстановлении платежеспособности должника. Данные предположения, содержащиеся в прогнозных разработках, должны содержать не только однозначный ответ, но и обоснованные умозаключения, так, например, сроки, порядок и условия восстановления платежеспособности должника. Анализ финансового состояния должника осуществляется при соблюдении общих методических подходов, но в то же время должен учитывать специфику должника и иные конкретные обстоятельства. Помимо целей, указанных выше, в процессе проведения финансового анализа временный управляющий должен определить наличие или отсутствие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника. Анализ финансового состояния должника очень ответственный процесс в процедуре наблюдения, поскольку его результаты имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов. Не смотря на то, что временный управляющий, должен обладать специальными знаниями, а сроки проведения финансового анализа очень сжатые, ему предоставляется право привлекать специалистов для проведения соответствующих проверок. Некачественный или некомпетентный анализ может послужить причиной возникновения разногласий между кредиторами и временным управляющим, которые могут быть разрешены в ходе назначенной арбитражным судом экспертизы.

2. Обязанностью  временного управляющего является  также установление кредиторов, не указанных в приложении  к заявлению должника. В случае  выявления таких лиц временный  управляющий обязан известить  этих кредиторов о возбуждении  дела о банкротстве. 

3. Организация  и проведение собрания кредиторов  также возложена на временного  управляющего. Он определяет дату  проведения собрания, учитывая, что  указанное собрание должно состояться  не позднее десяти дней до  даты проведения заседания арбитражного  суда, рассылает кредиторам уведомления  о сроке, дате и месте проведения  собрания, с указанием количества  голосов, которыми они будут  обладать.

Общие принципы проведения и компетенции собрания кредиторов установлены в статьях 12, 13, 14. В данной главе стоит остановится на избранных моментах, присущих первому собранию кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия), а также налоговые и иные уполномоченные органы):

- требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему;

- размер  требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованию кредиторов до проведения первого собрания.

Без права  голоса в первом собрании кредиторов участвуют: работники должника по требованиям  о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий; временный управляющий  и руководитель должника; в случаях  предусмотренных законом - органы местного самоуправления и иные органы исполнительной власти.

Кредиторы обладают числом голосов пропорционально  сумме требований. Решение принимается  простым большинством голосов от общего числа присутствующих голосов. Собрание кредиторов, в отличие от закона о банкротстве 1992 г., определявшего  кворум, правомочно независимо от числа  представленных на нем голосов при  условии, что все кредиторы были надлежащее уведомлены о проведении собрания (статья 12 закона).

На первом собрании кредиторов принимается одно из решений, совершенно по-разному определяющих судьбу должника:

- о введении  внешнего управления и обращении  в арбитражный суд с соответствующим  ходатайством. При этом принимается  решение о количественном и  персональном составе кредиторов.

- об обращении  в арбитражный суд с ходатайством  о признании и об открытии  конкурсного производства. При этом  решение должно содержать предлагаемый  срок внешнего управления и  кандидатуру внешнего управляющего, а так же, как в случае принятия  решения о введении внешнего  управления, о количественном и  персональном составе кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения первого  собрания принимает решение о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства, или выносит определение о  введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Тем не менее, в отличие от решения о введении внешнего управления, когда это оно, по сути, является обязательным для арбитражного суда, решение об обращении с ходатайством о признании должника банкротом не является таковым, и суд при наличии обстоятельств, указанных в п.3 ст. 67 закона, вправе вынести определение о введении внешнего управления.

В случае если на первом собрании кредиторов не принято  решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения, либо они не представлены в суд в течение недели с  момента проведения собрания, арбитражный  суд самостоятельно на основании  имеющихся документов и при наличии  признаков банкротства принимает  решение о признании должника банкротом и об открытии банкротства.

Вынесение (принятие) арбитражным судом соответствующего определения (решения) является заключительной стадией процедуры наблюдения.

3.2 Внешнее  управление.

П

роцедура внешнего управления не является для нашего законодательства новой, но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Еще одним документом, предшествующим Закону о банкротстве 1992 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р "Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота и его имущества".

Глава "Реорганизационные  процедуры" Закона о банкротстве 1992 г. предусматривала два вида процедур - внешнее управление имуществом должника и санацию.

В новом законе в рамках процедуры банкротства  применяется только процедура внешнего управления. Санация, или как названо  в новом законе досудебная санация, выведена за эти рамки и относится  к мерам по предупреждению банкротства.

Прежде чем  перейти к вопросу о процедуре  внешнего управления хотелось бы обратить внимание на те изменения, которые произошли в процедуре санации.

Досудебная  санация

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую  собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными  лицами в целях предупреждения банкротства. Из анализа статьи 27 закона можно сделать вывод, что мерами по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

Законом предусматривается  возможность проведения досудебной санации за счет средств федерального, местного бюджетов или государственных  внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимо два условия: во-первых, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи расходов на эти цели; во-вторых условия проведения санации должны быть установлены в Федеральном Законе о Федеральном бюджете. В зарубежном законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое вмешательство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность предприятия. [41]

Еще одной  отличительной особенностью нового закона является то, что в нем  не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. По закону о банкротстве 1992 г. санация производилась только по назначению арбитражного суда и под его контролем. Так в законе устанавливались правила, согласно которым соглашение о проведение санации подлежало утверждению арбитражным судом и, по истечении 12 месяцев с момента начала данной процедуры, должно было быть удовлетворено в размере не менее 40 % от общей суммы требований кредиторов, срок санации ограничивался 18 месяцами и т.д.

В новом законе сами участники процедуры определяет на их взгляд все существенные положения  для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника. Таким  образом, закон делает процесс досудебной санации практически бесконтрольным со стороны государственных органов.

Внешнее управление.

Процедура внешнего управления (судебная санация), применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей  полномочий по управлению должником  временному управляющему, не является новой для российского законодательства. Следует отметить, что новый закон по сравнению с предыдущим более детально регламентирует данную процедуру. Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

Информация о работе Банкротство(несостоятельность)