Банкротство(несостоятельность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Содержание

Введение
Глава 1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
Глава 2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение
3.2 Внешнее управление
3.3 Конкурсное производство
3.4 Мировое соглашение
Заключение
Список использованной литературы
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы
2. Специальная литература
3. Материалы практики

Работа содержит 1 файл

Курсовая гражданское право.docx

— 102.44 Кб (Скачать)

5. В пятую  очередь производятся расчеты  с другими кредиторами. При  определении размера требований  кредиторов пятой очереди учитываются  требования по гражданско-правовым  обязательствам, за исключением  требований граждан о возмещении  вреда, причиненного жизни и  здоровью, требований кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества должника, и  требований учредителей (участников) должника - юридического лица, вытекающих  из такого участия. 

В соответствии с новым законом о банкротстве  только после погашения основной задолженности кредиторам пятой  очереди и причитающихся им процентов  конкурсный управляющий вправе приступить к погашению требований по возмещению убытков, взысканию неустоек и иных финансовых (экономических) санкций, в  том числе за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности  по уплате обязательных платежей, которые  учитывались им отдельно в реестре  требований кредиторов.

В старом законе о банкротстве упоминается о денежных средствах, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, однако не определяется порядок их использования. Новый закон детально определяет порядок реализации имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов. В соответствии со статьей 118 об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в процессе конкурсного производства, при отсутствии заявления собственника, учредителей (участников) должника о правах на это имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения уведомления, уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по его содержанию.

Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности  денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей  очереди пропорционально сумме  требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, заявленные после  закрытия реестра, возникшие после  открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  установленном порядке. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества  должника, считаются погашенными. Погашенными  считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный  суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Конкурсный  управляющий отмечает в реестре  требований сведения о погашении  требований.

Как и предыдущий закон, новый закон о банкротстве  предусматривает обязанность конкурсного  управляющего после завершения расчетов с кредиторами представить в  арбитражный суд отчет о результатах  проведения конкурсного производства. Завершением данной стадии является вынесение арбитражным судом  определения о завершении конкурсного  производства. Однако полномочия конкурсного  управляющего на этом не заканчиваются, закон предусматривает обязанность  последнего в течение 10 дней с момента  вынесения определения представить  указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию  юридических лиц. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

3.4 Мировое  соглашение.

И

звестный в настоящее время российскому законодательству институт мирового соглашения был предусмотрен еще в законе о банкротстве 1992 года, однако в силу имевших место существенных недостатков в правовом регулировании практически не применялся в арбитражно-судебной практике. [57]

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора  на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Заключение  мирового соглашения между должником  и кредиторами допускается на любой стадии рассмотрения арбитражным  судом дела о банкротстве, в том  числе и после принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства.

Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. В отличие от предыдущего  закона, настоящий допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. К ним закон относит лиц, которые принимают на себя обязательства должника либо обеспечивают их исполнение (например, поручитель). Права и обязанности этих лиц предусматриваются мировым соглашением.

Решение о  заключение мирового соглашения от имени  должника принимается в период наблюдения руководителем должника, в период внешнего управления - внешним управляющим, а в период конкурсного производства - конкурсным управляющим.

Решение о  заключение мирового соглашения от имени  конкурсных кредиторов принимается  собранием кредиторов. Указанное  решение считается принятым при  одновременном соблюдении двух условий: во-первых, оно должно быть принято  большинством голосов от общего числа  конкурсных кредиторов и во-вторых - единогласное принятие решения со стороны кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Необходимо дать ответ на вопрос: "Кто же участвует  в собрании кредиторов при вынесении  данного решения?" Поскольку мировое  соглашение в соответствии со статьей 123 нового закона может быть заключено  только после полного погашения  задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, что соответственно прекращает обязательства должника, то кредиторы первой и второй очереди  перестают быть кредиторами по денежным обязательствам и их участие в  собрании недопустимо. Что же касается кредиторов четвертой очереди, то они, также как и кредиторы первой очереди, в силу статьи 12 закона о  банкротстве не являются участниками  собрания кредиторов с правом голоса (за исключением первого собрания в период наблюдения) и, соответственно, не принимают участия в собрании. Стоит упомянуть, что в соответствии со статьей 58 Конституции РФ уплата установленных законом налогов  и сборов является конституционной  обязанностью каждого, и предметом  мирового соглашения не могут быть какие-либо условия, допускающие полный отказ от исполнения этой обязанности. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в  собрании кредиторов при решении  вопроса о заключении мирового соглашения участвуют только кредиторы третьей  и пятой очередей.

Новый закон, как и предыдущий, предусматривает  обязательное утверждение мирового соглашения арбитражным судом. Для  утверждения мирового соглашения необходимо соблюдение ряда требований и условий.

Во-первых, это  соблюдение требований, предъявляемых  к форме и содержанию мирового соглашения. Мировое соглашение должно быть совершено в письменной форме  и подписано его сторонами.

Поскольку мировое  соглашение представляет собой сделку между должником и кредиторами, ее условия должны содержать положения  о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении  мирового соглашения стороны могут  использовать любые предусмотренные  гражданским законодательством  способы прекращения обязательств: отступное, новация, прощение долга. Соглашение может также содержать условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке  права требования; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Во-вторых, это  погашение задолженности по требованиям  кредиторов первой и второй очередей. Более того, уже на момент проведения собрания кредиторов, созванного для  принятия решения о заключении мирового соглашения, должник обязан полностью  исполнить обязанность по погашению  задолженности перед указанными лицами. Следует обратить внимание, что новый закон устранил имевшее  место практически непреодолимое  препятствие в виде обязательного  удовлетворения требований кредиторов в размере не менее 35 процентов  суммы долга в течение двух недель со дня утверждения мирового соглашения арбитражным судом, что, несомненно, сковывало действия сторон.

В-третьих, это  обязательное приложение к заявлению  об утверждении мирового соглашения, подаваемого должником, внешним  или конкурсным управляющим в  течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения, определенных документов: текста мирового соглашения; протокола собрания кредиторов; списка всех конкурсных кредиторов с указанием  их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение  задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против заключения мирового соглашения.

"В целях  защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании,  а также голосовавших против  заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную  норму, согласно которой содержащиеся  в мировом соглашении условия  удовлетворения требований конкурсных  кредиторов должны быть равными  для каждой очереди вне зависимости  от выраженного в голосовании  отношения к мировому соглашению". [58]

О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд  извещает стороны. Однако неявка надлежаще  извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Со дня  утверждения арбитражным судом  мирового соглашения оно вступает в  силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих  в мировом соглашении. В зависимости  от того, на какой стадии банкротства  утверждено мировое соглашение, закон  определяет различные последствия:

- если мировое  соглашение утверждается в ходе  наблюдения или внешнего управления, то это является основанием  для прекращения производства  по делу;

- утверждение  мирового соглашения в ходе  внешнего управления является  основанием для прекращения моратория  на удовлетворение требований  кредиторов;

- если же  мировое соглашение утверждено  в ходе конкурсного производства, то решение арбитражного суда  о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства  не подлежит исполнению.

Так же с  момента утверждения данного  документа прекращаются полномочия временного, внешнего и конкурсного  управляющих, но исполнение обязанностей руководителя должника указанные лица осуществляют вплоть до момента назначения руководителя должника.

Сторонам  мирового соглашения арбитражным судом  может быть оказано в утверждении  мирового соглашения, что не препятствует заключению нового мирового соглашения. Основания перечислены в статье 125 закона:

- в случае  неисполнения обязанности по  погашению задолженности по требованиям  кредиторов первой и второй  очереди;

- нарушения  порядка заключения мирового  соглашения, установленного Законом  о банкротстве;

- несоблюдения  формы мирового соглашения;

- противоречия  условий мирового соглашения  федеральным законам и иным  правовым актам.

Поскольку мировое  соглашение представляет собой разновидность  гражданско-правовой сделки между должником  и кредиторами, то закон, в случаях, если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для  отдельных кредиторов или ущемления  прав и законных интересов отдельных  кредиторов, а также, если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству, предусматривает  возможность подачи в арбитражный  суд должником, кредитором или прокурором заявления о признании мирового соглашения недействительным. Помимо, оснований для признания мирового соглашения недействительной, перечисленных законом о банкротстве, соглашение может быть также признано недействительным по общим основаниям, установленным гражданским законодательством, в частности главой 9 Гражданского Кодекса РФ. Однако последствия признания мирового соглашения недействительным в рамках процедуры банкротства существенно отличаются от последствий, предусмотренных Гражданским Кодексом для гражданско-правовых сделок. Основным последствием принятия арбитражным судом решения о признании мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу на той стадии, на которой оно было прекращено. Признание мирового соглашения недействительным не влечет обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону, считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения.

Перечисленные последствия наступают и в  случае расторжения мирового соглашения арбитражным судом при неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее трети требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы  вправе предъявить свои требования в  объеме, предусмотренном соглашением.

Заключение

З

аконодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.

Проведенный в данной дипломной работе сравнительный  анализ действующего Закона РФ "О  несостоятельности (банкротстве)" от 1 января 1998 гола и Закона РФ "О  несостоятельности (банкротстве) предприятий  от 19 ноября 1992 года позволяет однозначно сделать вывод, что сегодняшнее  законодательство более совершенно и гибко, что несомненно будет способствовать созданию нормального экономического оборота.

Новый Закон  более четко определил понятие  несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое  лицо может быть признано банкротом  в случае неспособности удовлетворить  требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности - неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.

Несомненным достоинством закона является более  детальная и тщательная регламентация  процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского  законодательства процедуры наблюдения.

Указанная процедура  вводится арбитражным судом в  течение 3 месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с  целью обеспечения сохранности  имущества должника и решения  вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.

Информация о работе Банкротство(несостоятельность)