Брачно-семейное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Возникновение
Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.
Эволюция
В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:
племенной аристократии;
рабовладельцев;
формирующегося класса земельных собственников.
В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы:
государственной верхушки,
землевладельцев,

Содержание

Содержание
Возникновение………………………………………………………………2
Источники мусульманского права……………………………………….3
Публичное право мусульман: понятие государства……………………3
Брачно-семейное право мусульман………………………………………5
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Брачно семейное право контрольная.docx

— 23.98 Кб (Скачать)
 
Содержание 

Возникновение………………………………………………………………2

Источники мусульманского права……………………………………….3

Публичное право мусульман: понятие государства……………………3

Брачно-семейное право мусульман………………………………………5

Список  литературы…………………………………………………………6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение

Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.

Эволюция

В первое десятилетие  Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:

племенной аристократии;

рабовладельцев;

формирующегося  класса земельных собственников.

В последующие  века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную  систему феодального права, защищавшего  интересы:

государственной верхушки,

землевладельцев,

богатых купцов,

мусульманского  духовенства.

Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).

Тесная связь  права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих  нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.

Характерные черты:

-относительная  целостность,

-конфессиональный  принцип,

-постепенное  превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,

-с утверждением  главных направлений в исламе  произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.

Источники мусульманского права 

1.КОРАН - священная  книга мусульман, состоящая из  притч, молитв и проповедей. Составление  окончательной редакции произошло  при халифе Омаре. Лишь 500 стихов  относятся к правилам поведения  мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно  правовые (в основном, о браке  и семье).

2.СУННА - состоит  из хадисов - многочисленных рассказов  о поступках и суждениях Мухаммеда.  Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

3.ИДЖМА - общее  согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

4.ФЕТВА - решение  и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам.

5.КИЯС (с 10 в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро  урегулировать новые общественные  отношения, но и часто становился  орудием откровенного произвола.

6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались  сложившиеся в самом арабском  обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.

Основные мазхабы ислама

В Мусульманской  религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая  большинство мусульман, а также  ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).

Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда. 

Публичное право мусульман: понятие государства

Понятия гос-ва нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во.

Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский.

Своеобразная  теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.

Задачи существования  исламского гос-ва:

1.защита Веры  от неверных.

2.прозелитизм  - пропаганда ислама в мире. Сама  власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти.

Организация гос-ва:

1.халиф - религиозные  вопросы;

2.визирь - светская  власть через систему Диванов.  Во главе диванов - лицо, докладывающее  визирю. 

Суд, его органы и процесс в мусульманском  праве

Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение.

Коллегия виднейших  богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие - представители  духовенства). Судебные решения и  приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства.

Судебный процесс  носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела рассматриваются  публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно.

Доказательства - признание , показания свидетелей, клятва.

Дело должно было решаться на одном заседании  и не могло откладываться на следующий  день. Процесс - состязание сторон.  

Брачно-семейное право мусульман

Брак - религиозная  обязанность мусульман. На деле брачный  договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной  судьбой своих дочерей.

Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты  допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская  религия обосновывала приниженное  и зависимое положение женщины.

Существовало  несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях.

Наследственное  право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности. 

Частное право  мусульман

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. Шириат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации  вещей. Выделялись государственные  земли, земли частных лиц, общее  достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли - собственность  государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого  наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.

Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна.

Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.

Нет понятия  ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял - особая юридическая техника - цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим. 
 

Список  литературы

  1. Давид. Р. Основные правовые системы современности. М.1988 г.
  2. Климович Л. Книга о Коране. М.1986 г.
  3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира М.1993 г.
  4. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока. М 1984 г.
  5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 2000 г.
  6. Шарль Р. Мусульманское право. М. 1959 г.  (Под редакцией Беляева).    
  7. Религии мира, Энциклопедия, т.6 М. 1996 г.
  8. Ислам, краткий справочник. М. 1983 г.  
  9. Электронная энциклопедия Кирилл и  Мефодий. М. 2001 г.
  10. Закон РФ О своде вероисповеданий М. 2000 г.

Информация о работе Брачно-семейное право