Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:24, реферат

Описание работы

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, после установления республиканской формы правления. Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, т.к. она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью

Содержание

Введение 3
1. Федеративное устройство РФ, сущность, правовой статус субъектов РФ 4
2. Принципы федеративного устройства России 7
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 8
Заключение 10
Список использованных источников 11

Работа содержит 1 файл

Фед устройство.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение

 
 

     Федеративное устройство— способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе более усложнённые взаимоотношения, это со сложным механизмом взаимодействия разных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть разным: штаты, республики, края, области.

     Федеративное  устройство России было установлено в январе 1918 года, после установления республиканской формы правления. Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, т.к. она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

1. Федеративное устройство РФ, сущность, правовой статус субъектов РФ

 

     Россия  в отличие от большинства других федераций создавалась как федерация  асимметричная с разными видами субъектов Федерации. Субъекты Федерации сначала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

      Основные  вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли отражение в гл. 3 Конституции. В ст. 65 перечислен полный состав субъектов РФ. Всего в составе РФ 89 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в РФ принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая государственную целостность РФ как единого, самостоятельного государства [1].

     Субъектами  РФ называются входящие в ее состав в качестве неотъемлемых составных  частей на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования. В составе Российской Федерации 32 национально-государственных образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения) [7,с. 12].

     Правовой  статус субъектов РФ закреплен двумя видами нормативно-правовых актов. Для республик - это Конституция РФ и Конституция соответствующей республики, а для краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - Конституция РФ и устав соответствующего субъекта. Конституция РФ устанавливает основные принципы, на которых должен базироваться правовой статус субъектов РФ. Субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство, для республик - это Конституции, для всех остальных субъектов - это уставы. Эти основные акты принимаются ими самостоятельно и не требует никакого утверждения со стороны общефедеральных государственных органов. Республика может принимать свою конституцию как представительным органом, так и путем всенародного референдума, ставы других субъектов РФ принимаются законодательным (представительным) органом субъекта. Конституция РФ устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Это разграничение полномочий устанавливается Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эта проблема является одной из наиболее сложных в отношениях федерального центра с субъектами Федерации [7,с. 13].

     Следующим важным принципом конституционного статуса субъектов РФ является принцип равноправия всех субъектов, который закрепляется в нескольких направлениях. Во-первых, закрепляется равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Во-вторых, равноправие субъектов Федерации между собой, т.е. в отношениях друг с другом, когда они выступают на равноправной основе.

     Отсутствие  права сецессии у субъектов РФ соответствует тенденциям мирового развития федерализма, т.к. современные зарубежные Конституции в абсолютном большинстве исходят из нерушимой целостности федераций.

     Конституция РФ закрепляет основы государственной власти в субъектах РФ, которые включают в себя единство всей государственной власти, т.е. государственная власть и в Федерации и в ее субъектах выступает в форме единой, но при ее осуществлении как в РФ, так и в ее субъектах реализуется принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти, и государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы.

     Вся система органов государственной  власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно.

     Субъекты РФ по предметам своего ведения обладают всей полнотой государственной власти, т.е. осуществляют свое собственное законотворчество, включая принятие законов субъектов, подзаконных и иных нормативных актов. Важной особенностью законодательства субъекта Федерации является то, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным по предметам ведения субъекта РФ, приоритет принадлежит нормативному правовому акту субъекта РФ. Конституция РФ устанавливает общий принцип изменения статуса субъекта РФ, который заключается в том, что должно быть взаимное согласие РФ и данного субъекта. По взаимному согласию между субъектами РФ может быть произведено изменение их границ, которое обязательно подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В случае внесения изменений в наименование субъекта, которое осуществляется самим субъектом, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень всех субъектов Федерации.

     Конституция РФ устанавливает некоторые особенности  отдельных видов субъектов Федерации. Конституция РФ определяет республики, входящие в ее состав, как государства (ч.2, ст.5). Другие виды субъектов, входящих в состав РФ, Конституцией никак  не определены. Республики вправе устанавливать свои государственные языки [1].

     Особенностью  российского федерализма и правового  статуса ряда субъектов РФ является вхождение автономных округов в состав края или области. По Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.

     Это отличительная особенность российского  федерализма, т.к. в других федерациях одни субъекты не могут входить в состав других субъектов.

     Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов  Российской Федерации два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург. В обоих городах федерального значения осуществляется местное самоуправление.

2. Принципы федеративного устройства России

 

     Федеративное устройство России базируется на ряде принципов, закрепленных в ст. 5 Конституции РФ. П. 3 ст. 5 Конституции РФ устанавливает принцип государственной целостности и неприкосновенности территории России. Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ или иного изменения своего статуса без согласия РФ. Из этого принципа вытекает принцип обеспечения территориальной целостности любыми законными методами [4,с. 128].

     Принципу государственной целостности не противоречит принцип равноправия и самоопределения народов. Равноправие народов означает равенство их прав в вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Принцип самоопределения народов должен реализовываться в различных формах только в рамках существующего государства. Формами выражения принципа самоопределения народов могут быть: самостоятельное установление системы органов государственной власти субъектами РФ, развитие национального языка и культуры. Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия.

     Принцип единства системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

     Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ конкретизируется в ст. ст. 71-72 Конституции РФ, которые устанавливают конкретные предметы ведения федерации и субъектов.

     П.4 ст. 5 Конституции РФ устанавливает принцип равенства субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Но такое равенство существует в настоящее время только формально. Очевидно, что республики в составе РФ имеют больше прав, чем прочие субъекты РФ, некоторые субъекты РФ (автономные округа и автономная область) входят в состав других субъектов. В перспективе многие склонны рассматривать необходимость придания всем субъектам РФ подлинно равного статуса на уровне республики в составе РФ. В настоящее время отмечается только равенство между собой всех республик в составе РФ, всех областей и краев, городов федерального значения, автономных округов. Но и этот принцип нарушается заключением договоров между федерацией и отдельными республиками, предоставляющими им дополнительные по отношению к остальным республикам права (пример - договор с республикой Татарстан).

3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов

 

     Конституция РФ исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения РФ и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской РФ входят более существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной деятельности (ст. 71 Конституции) [1].

     В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: вопросы защиты прав и свобод человека; вопросы обеспечения законности и правопорядка; вопросы общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды; защита семьи и социальная защита граждан; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеполитических связей субъектов РФ; вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой РФ, так и ее субъектов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне предметов ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Заключение

 

     Принцип федерализма жизненно важен для  интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует  реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, и сочетанию их интересов с интересами всего общества.

     Российская  Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.

Информация о работе Федеративное устройство РФ