Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, спсика литературы. Раскрывает понятие федеративного устройства и особенности федерализма в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1.Понятие и принципы федеративного устройства……………………………….4
2.Зарождение федерализма в России…………………………………………….....8
3.Современное федеративное устройство РФ………………………….……….10
4. Проблемы российского федерализма на современном этапе………………12
Заключение…………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………..……..16

Работа содержит 1 файл

Федеративное устройство РФ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Правоведение

Тема: Федеративное устройство РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….…3

1.Понятие  и принципы федеративного устройства……………………………….4

2.Зарождение федерализма в России…………………………………………….....8

3.Современное федеративное устройство РФ………………………….……….10

4. Проблемы российского федерализма на современном этапе………………12

Заключение…………………………………………………………………………15

Список  использованной литературы……………………………………..……..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В государственном устройстве России до сих пор происходят изменения. Многие автономные республики провозгласили  государственный суверенитет; в  настоящее время они рассматриваются  как республики в составе Российской Федерации. В республики было преобразовано большинство автономных областей. По-прежнему актуален вопрос о субъектах РФ. Глубокая проработка критериев административно-территориального деления и приведение классификации населенных пунктов и территорий в соответствие с нынешним уровнем развития - в повестке дня, а упорядочение внутренних границ должно стать следующим шагом. Все это обусловило актуальность темы контрольной работы.

       Цель  работы –  раскрыть понятие федеративного  устройства России.  

         Для достижения цели необходимо  решить следующие задачи:

- Дать  понятие федеративного устройства и его принципов;

- Рассмотреть  зарождение федерализма в России;

- Изучить  современное федеративное устройство РФ

- Дать  обзор проблем  российского  федерализма на современном этапе.

      Предмет исследования контрольной работы – особенности федеративного устройства Российской Федерации.  Объект исследования – общественные отношения, возникающие  в процессе взаимодействия  центральной власти РФ и субъектов Федерации.

      При написании работы были использованы учебная литература, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы.

  
 
 
 
 

1.Понятие  и принципы федеративного устройства 

    Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство  представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

    Следует сказать, что, объединяясь, государства  не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

    Вместе  с тем утверждение, что федерация  является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации - международно-правового  союза, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное  образование, исключает для входящих в нее государств или государственных образований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями. Наоборот, конституции многих федеративных государств, в том числе и Конституция РФ, допускают такую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государственной власти, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также свои государственные символы.

    Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

    Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации. В этом случае федерация утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.

    В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.

    Однако  Российская Федерация имеет ряд  особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

    Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее  большинство ее населения и давшего  имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

    Федеративное  устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти  принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции РФ (ст. 5), относятся: государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    1. Государственная целостность Российской  Федерации. Российская Федерация  состоит из государств, государственно-территориальных  и национально-государственных образований,  созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.

    Государственная целостность Российской Федерации  обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

    2. Единство системы государственной  власти. Единство системы государственной  власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

    Единство  системы государственной власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

    3. Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали, т.е. разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

    4. Равноправие и самоопределение  народов Российской Федерации.  Все народы в Российской Федерации  пользуются одинаковыми правами.  Равноправие народов означает  равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях.

    Народы  Российской Федерации пользуются равными  правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей  государственности. В настоящее  время в Российской Федерации имеется: 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов обрели в Российской Федерации свою государственность, а следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение.

    5. Равноправие субъектов Российской  Федерации во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской  Федерации обладают одинаковыми  правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

    Однако  это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты РФ вообще обладают одинаковыми правами. Республика в  составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может  иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, бесспорно, равноправны все республики в составе Российской Федерации, равноправны все области и края, равноправны все города федерального значения, равноправны все автономные округа.

    Принципы государственного устройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель и практическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству в РФ. 

2.Зарождение федерализма в России 

   Первые  идеи о федерации в России появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись царским правительством. Лишь после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения.

     Возникшая в результате победы Октябрьской  революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.

     Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России". Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей.

     Принятая  в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской  Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

     Вступление  РСФСР в состав Союза ССР совпало  с завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

Информация о работе Федеративное устройство РФ