Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, спсика литературы. Раскрывает понятие федеративного устройства и особенности федерализма в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1.Понятие и принципы федеративного устройства……………………………….4
2.Зарождение федерализма в России…………………………………………….....8
3.Современное федеративное устройство РФ………………………….……….10
4. Проблемы российского федерализма на современном этапе………………12
Заключение…………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………..……..16

Работа содержит 1 файл

Федеративное устройство РФ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Важным  этапом в государственном строительстве  РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта  Конституция закрепила наличие  в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.

     Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала  суверенный статус РСФСР и ее право  свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

     Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. 

3.Современное федеративное устройство РФ 

    В настоящее время Российская Федерация  имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

    Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление  федерацией своих задач путем  объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как  самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.

    В соответствии с принципом конституционности  федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения.

    Субъекты  РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

    Равноправие субъектов РФ находит свое выражение  в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

    Субъекты  Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

    Субъекты  Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между  субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

    Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации  самостоятельно. Есть, однако, конституционные  требования, которые они при этом должны соблюдать. Во-первых, эта система  должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

    Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры. 

4. Проблемы российского федерализма на современном этапе 

    На  современном этапе российский федерализм характеризуется следующими проблемами:

     1.Проблема  разграничения полномочий меду  субъектами РФ и Федерацией.

    Многие  договоры, которые подписаны субъектами федерации с Россией, не отличаются принципиальностью и идентичностью. По-разному в договорах Федерации с республиками решаются вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами. Привилегии и льготы, выторгованные некоторыми субъектами Федерации, позволяют им не участвовать в равной мере с другими субъектами в решении общероссийских дел. Независимо от желания или нежелания федеральных властей созданный прецедент неизбежно будет распространяться и на другие субъекты.

    2.Политическое неравноправие субъектов РФ.

    Можно ли говорить о политическом равноправии  субъектов Федерации, когда республики, например, наделены правом иметь свои конституции, а другие субъекты - лишь уставы? О политическом неравноправии свидетельствуют и претензии республик на верховенство своих законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59 Конституции Республики Татарстан зафиксировано: «Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».

    3.Проблема суверенитета.

      Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций. Для Российский Федерации острый характер приобрела проблема «трансформации» национального суверенитета в государственный, которая стала решаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объективных факторов, не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма. Таким образом, развитие «парада суверенитетов» в субъектах РФ ведет к  распаду федерации.

      4.Проблема  межнациональных отношений. 

     Проблемы  межнациональных отношений приобрели  весьма острое политическое значение. Это объясняется не только и даже не столько ростом национального самосознания, сколько проявлением национализма, искусственным раздуванием национальных особенностей и беспочвенным противопоставлением интересов одних наций интересам других. Наблюдается и явная растерянность некоторых лидеров России, их неспособность взять на себя ответственность за конструктивное, принципиальное и основанное на законе решение межнациональных коллизий. Вместо этого широкое распространение получила политика нескончаемых неоправданных уступок. Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться политические авантюристы и националисты всех мастей, которые любой ценой под флагом демократии и суверенитета добиваются власти. На такую ситуацию в стране негативно влияет бездействие Уголовного кодекса РФ, предусматривающего уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства (ст. 282 УК РФ). Несомненно, в случае эффективного применения УК РФ и соответствующих профилактических мер можно было упредить многие межнациональные конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Закрепление в Конституции Российской Федерации  федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся  федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление  Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

     Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1.Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности / Н.Н. Арзамаскин // Законодательство, комментарии, проблемы. - 2011. - № 1. – С. 24-25.

     2.Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской    Федерации / И.Н. Барниц // Законодательство. – 2010. - № 9. – С. 21-22.

     3.Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений / В.Г. Вишняков // Государство и право. – 2009.- №12. – С. 15-16.

     4.Голубок С. А. Конституционное право России. - М.: Слово, 2009. – 481с.

     5.Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. - М.: Антарес,2010. – 385с.

     6.Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. - М.: Инфра, 2009.  – 869с.

     7.Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: БЕК,2009. – 372с.

           8.Конституция РФ от 12.12.1993г. // Российская газета,. - № 237. - 25.12.1993.

     9.Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. - М.: Вектор, 2010. - 587с.

     10.Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. - М.: Орион, 2009. – 208с.

         


Информация о работе Федеративное устройство РФ