Формы и способы защиты нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в Московском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:45, реферат

Описание работы

Так, некоторые виды контроля (надзора) вообще выпали из зоны действия ФЗ от 26 декабря 2008 г., поскольку в нем нет оснований для проведения внеплановых проверок в некоторых областях. Это, в частности, земельный контроль, контроль за объектами культурного наследия, пробирный надзор. Поскольку в ст. 1 не указано, что эти виды контроля не подпадают под действие ФЗ от 26 декабря 2008 г., они, по сути, оказались законодательно неурегулированными, что создает предпосылки как для нарушения прав предпринимателей, свободы их экономической деятельности, так и для злоупотреблений со стороны самих хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Защита экономических интересов хозяйствующих субъектов……………...4

2. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность как способ обеспечения законных интересов хозяйствующих субъектов…………………6

3. Особенности правовых средств предотвращения недружественных поглощений применительно к Московскому региону………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников и литературы…………………………...17

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      В некоторых случаях наличие и  размер дебиторской задолженности  могут подтверждаться решением суда (судебным приказом, исполнительным листом). Обращение взыскания на подобные имущественные права, подтвержденные исполнительным документом, всегда считалось на практике более предпочтительным, поскольку подобная дебиторская задолженность является уже установленной компетентным органом государственной власти - судом, что прекращает все разногласия по ее оценке, и подкреплена документом, подлежащим принудительному исполнению.

      Затем наступает самый значимый этап осуществления  взыскания - вынесение постановления  об обращении взыскания на дебиторскую  задолженность, в котором указывается  порядок внесения (перечисления) денежных средств дебитором на депозитный счет подразделения судебных приставов.

      И наконец, дебитор выплачивает необходимую  сумму, исполнив, таким образом, свои обязанности перед должником.

      В свою очередь, судебный пристав-исполнитель  перечисляет полученные денежные средства взыскателю с учетом удержания сумм, предусмотренных для осуществления исполнительных действий.

      На  этом этапе особое внимание необходимо уделить соблюдению судебным приставом  требований закона в отношении соответствия взыскиваемой суммы задолженности  размеру долга, указанному в исполнительном документе.

      Так, Постановлением ФАС Уральского округа от 7 октября 2008 г. N Ф09-7209/08-С3 по делу N А71-3352/086 признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя, которым был наложен арест на дебиторскую задолженность в размере, превышающем размер взыскиваемого долга, а в Постановлении ФАС Уральского округа от 7 октября 2008 г. N Ф09-7108/08-С3 по делу N А71-3351/087 указано, что наложение ареста на дебиторскую задолженность возможно лишь в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

      Отдельно  необходимо указать условия, которые  Закон устанавливает в качестве запрета для обращения взыскания  на дебиторскую задолженность: истечение  срока исковой давности; нахождение дебитора за пределами РФ в государстве, с которым нет соответствующих соглашений о правовом взаимодействии; проведение процедуры ликвидации дебитора; исключение дебитора из ЕГРЮЛ; введение процедуры банкротства в отношении дебитора.

      Подводя итоги, нужно сказать, что осуществление взыскания дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства позволяет серьезно облегчить процесс реализации законных прав взыскателя. С другой стороны, дебиторская задолженность, являясь денежным требованием, носит характер весьма эффективного способа погашения задолженности. Таким образом, обращение взыскания на дебиторскую задолженность позволяет защитить нарушенные права и соблюсти законные интересы добросовестных предпринимателей. 

          3. Особенности правовых средств предотвращения недружественных поглощений применительно к Московскому региону 

      В России с увеличением количества слияний и поглощений компаний увеличилось  и количество недружественных поглощений. Так, по данным журнала "Слияния и  поглощения", в 2006 году стоимость 82 компаний, вовлеченных в корпоративные конфликты, превысила 5,2 млрд. долларов США8. Начавшихся в прошлом году конфликтов больше, чем завершенных (25 против 19). Негативным фактом является то, что недружественным поглощениям подвержены экономически стабильные и развивающиеся компании. В настоящее время отраслевые предпочтения на рынке недружественных слияний и поглощений отданы таким отраслям, как машиностроение, пищевая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации.

      Учитывая  возросшее количество недружественных поглощений и наносимый этими процессами вред, на региональном и муниципальном уровнях стали разрабатываться и приниматься различные нормативные правовые акты. Так, в частности, в Постановлении правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 282-ПП, которым утверждена городская межведомственная комплексная программа "Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг и защита интересов Москвы как собственника корпоративных ценных бумаг (2006 - 2008 гг.)" (далее - Программа)9, отмечается, что тревожной тенденцией является рост числа попыток за счет враждебных поглощений предприятий перепрофилировать или полностью закрыть производство вполне конкурентоспособной на мировом рынке продукции, что также ведет к сокращению занятости и обострению социальных проблем в регионе.

      В данной Программе отражается один из способов недружественного поглощения компании - уменьшение доли города Москвы в уставных капиталах предприятий  за счет выпуска дополнительных акций. В связи с этим основные цели, которые ставят разработчики указанной Программы, - защита интересов Москвы как собственника мажоритарных и миноритарных пакетов корпоративных ценных бумаг; снижение количества корпоративных захватов и поглощений, способных нанести экономический ущерб городу Москве как владельцу акционерной собственности, и попыток "размывания" государственных долей в уставных капиталах акционерных обществ; снижение числа пострадавших в мошеннических схемах на финансовом и фондовом рынках за счет предотвращения финансовых афер и конфликтных ситуаций, связанных с обманом граждан.

      Также правительством города Москвы в целях  сохранения и развития научно-промышленного  потенциала города Москвы, защиты производственных интересов организаций промышленности и прикладной (отраслевой) науки  от недружественных поглощений, приводящих к разрушению научного и промышленного потенциала города, разработана городская целевая программа "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007 - 2009 гг." (Постановление правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. N 943-ПП)10. В данной Программе подчеркивается, что проблемой, существующей в городе Москве и порождающей недружественные поглощения предприятий, является то, что уровень инвестиционной привлекательности организаций промышленности ниже уровня инвестиционной привлекательности земельных участков, на которых они расположены. Поэтому поглотителей интересует прежде всего земельный участок, а не промышленные предприятия и их экономическое развитие, то, что большой коллектив работников остается без рабочих мест, а в итоге все эти факторы отрицательно отражаются на экономике города.

      Наряду  с отмеченным, в целях избежания  попыток недружественного поглощения отраслевых институтов, которые проводят исследования и разработки прикладного  характера, правительством Москвы от 5 сентября 2006 г. N 658-ПП утверждена Концепция инновационной политики города Москвы11. Она предусматривает комплекс мер по сохранению и развитию прикладной науки в городе с разработкой и реализацией мероприятий по предотвращению недружественных поглощений, захватов и необоснованного перепрофилирования отраслевых институтов. В Концепции отмечено, что именно эти институты осуществляют всю инновационную деятельность, именно они сегодня еще имеют квалифицированные кадры, знающие реальную экономику и умеющие осваивать инновации. Предприятия в основном сохранили инфраструктуру, необходимую для разработки и внедрения передовых достижений науки. Причем эту инфраструктуру можно легко модернизировать, приспособив ее к современным рыночным условиям. Это проще, дешевле и быстрее, чем создавать ее заново.

      Подобные  концепции в целях защиты предприятий  от недружественных поглощений разработаны  и утверждены применительно также  к другим отраслям промышленности, примером чего служит Постановление  правительства Москвы от 10 января 2006 г. N 2-ПП "О Концепции закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы"12.

      В Постановлении правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 221-ПП "О дополнительных мерах по сохранению и развитию научного и промышленного потенциала города Москвы"13 указывается, что одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти города Москвы наряду с сохранением и развитием научного и промышленного потенциала города Москвы, эффективным использованием имущественно-земельных комплексов организаций промышленности и науки, созданием новых высокопроизводительных мощностей является предупреждение нанесения ущерба городу от недружественных поглощений организаций промышленности и науки.

      В Московской области в целях создания необходимых условий для экономического развития региона, социальной и правовой защиты работников и членов их семей на основе принципов социального партнерства заключено областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2006 - 2008 годы (далее - Соглашение). Указанное Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Московской области и устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Московской области в 2006 - 2008 годах. Стороны Соглашения взяли на себя обязательства по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий либо недружественных поглощений, учитывать мнение областной организации отраслевого профсоюза и работников организации-должника при подготовке решения о ее продаже, ликвидации или банкротстве.

      В отдельных муниципальных образованиях Московской области в целях предотвращения недружественных поглощений на нормативной основе создаются соответствующие рабочие группы. Примером может служить постановление главы города Климовска Московской области от 12.09.2005 N 936 "О создании рабочей группы Климовска по предупреждению и пресечению правонарушений при смене собственников хозяйствующих субъектов"14. Указанная группа создана с целью более эффективного и своевременного противодействия противоправным действиям при смене собственников, оперативного информирования центральных органов исполнительной власти для принятия ими соответствующих мер, предотвращения втягивания в корпоративные конфликты правоохранительных органов и привлечения общественности к борьбе с недружественными поглощениями. Подобные рабочие группы созданы в Ленинском, Химкинском и иных районах Московской области.

      В других регионах Российской Федерации  создаются специальные комиссии по защите предприятий от недружественных  поглощений. Так, для организованного  административного противодействия недружественным поглощениям в Санкт-Петербурге была создана Межведомственная комиссия по вопросам экономической безопасности.

      Однако  все вышеуказанные региональные и муниципальные нормативные  акты лишь констатируют негативные факторы  от такого явления, как недружественное поглощение, не наделяя создаваемые комиссии и группы реальными полномочиями и возможностями, способными предотвратить недружественный захват предприятия. 
 
 
 
 
 

        Заключение 

      В связи с указанными проблемными  вопросами необходимо принять следующие меры:

      1) на федеральном и региональных  уровнях создать реестр субъектов  малого и среднего бизнеса;

      2) в оперативном порядке рассмотреть  проект ФЗ "О внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в  связи с совершенствованием государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принять необходимые дополнения в КоАП, предусматривающие ответственность должностных лиц органов контроля за нарушения, допускаемые в процессе мероприятий по контролю, а также предпринимателей, препятствующих законным мероприятиям по контролю;

      3) урегулировать порядок осуществления  мероприятий по контролю (надзору)  в сферах, не отраженных в ФЗ  от 26 декабря 2008 г., в частности,  по земельному контролю, контролю  за объектами культурного наследия и др.;

      4) исправить допущенные в ФЗ  от 26 декабря 2008 г. ошибки, ведущие  к бесконтрольным действиям в  случае необходимости проведения  внеплановой выездной проверки, а также к невозможности полноценной  защиты прав хозяйствующих субъектов  при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников и литературы 

      1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.10.2011) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

      2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 30.09.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Парламентская газета, N 90, 31.12.2008.

      3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"  (21.11.2011) // Российская газета. 06.10.2007. N 223

      4. Постановление Правительства Москвы от 02.05.2006 N 282-ПП (ред. от 27.05.2008) "Об утверждении Городской межведомственной комплексной программы "Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг и защита интересов Москвы как собственника корпоративных ценных бумаг (2006-2008 гг.)" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 27.

Информация о работе Формы и способы защиты нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в Московском регионе