Генезис и основные признаки гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

     1. Генезис и основные  признаки гражданского  общества  

     Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.

     Гражданское общество — это сообщество свободных  индивидов. В экономическом плане  сказанное означает, что каждый индивид  является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой, существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

     Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

     Гражданское общество есть сложноструктурированная  плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.13

     Гражданское общество — это саморазвивающаяся  и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

     Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе, благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

     Гражданское общество — это свободное демократическое  правовое общество, ориентированное  на конкретного человека, создающее  атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

     Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно  сделать вывод, Основными признаками гражданского общества являются:

     - наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

     - самоуправляемость;

     - конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

     - свободно формирующееся общественное  мнение и плюрализм;

     - всеобщая информированность, и,  прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

     - жизнедеятельность в гражданском  обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения "младших старшим".

     Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

     В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, "но для себя и добиваются желаемого по-своему". Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

     Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности. 
 

2. Гражданское общество и государство 

Существовали  государства, в которых каждый шаг  жителей, каждое их действие попадало или могло попасть под надзор чиновников. Переселение, выбор профессии, передача по наследству имущества, исполнение религиозных обрядов и т.д.  

Наше  советское государство, особенно в  сталинский период, было именно таким. Там гражданин должен был, если приказано, требовать смерти ни в чём не повинных людей, вступать в различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы и  т.д. И уж ни в коем случае открыто не осуждать действия власти и партии. Известно немало примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом заменяла церковь, либо феодал, владелец крепостных, либо руководство крестьянской общины. Словом, человек как личность до 17-18 веков почти нигде не обладал свободой, защищённой законом, а произвол властей был огромным.  

В 18-19 веках  постепенно формировалось то, что  называется гражданским обществом  в некоторых странах Европы и  США. В настоящее время смысл  этого понятия таков: государство не регулирует всю жизнь общества с помощью приказов и чиновников, а только строго обусловленную законом сферу. Огромные области деятельности оставляются как бы на естественных ход вещей. Люди и неправительственных организации (коммерческие, общественные и другие) стремятся к исполнению своих целей. Государство считает это их личным делом, не мешая им, но и не беря на себя обязательства за их успех. Образно говоря, оно как бы задаёт правила игры с помощью законов и контролирует их честное исполнение. Но в саму игру оно не вмешивается.  

Большая свобода для людей и организаций  существует в выборе занятости, места  жительства, вероисповедания, обладания  собственностью, вправе объединятся  в организации, высказывать своё мнение и т.д.  

Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает связь государства с экономикой. И это не случайно, так как среди прочих прав беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, заключать любые не запрещенные сделки - важнейшее. Неудивительно, что гражданское общество формировалось параллельно с рыночной экономикой. Задача государства, поддерживая правопорядок, предупреждая разрушительные социальные конфликты, и т.д. создать наилучшие условия для различной деятельности. Но люди и организации ясно осознают: государство и правительство их проблемы решать не будет. Они помогают лишь мало- обеспеченным.  

В гражданском  обществе власть несёт ответственность  перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют возможность влиять на неё через средства массовой информации, организации, путём различных митингов и т.д. В этом обществе огромную роль играют самодеятельные объединения граждан. Например, организации потребителей не надеются только на государственных чиновников, а сами смотрят, какие товары плохого или сомнительного качества и различными действиями, например, призывами не покупать их, заставляют недобросовестные фирмы исправляться. Чем больше проблем могут разрешить сами граждане, их коллективы, организации и т.д. - тем меньше забот у государства, тем стало быть легче и лучше оно может решить их, тем дешевле содержание правительства.  

И не случайно в подобном обществе огромную роль играет суд. Это государственная  организация. Но он независим и подчиняется  не чиновнику, а только закону. Именно через суд граждане и организации разрешают многочисленные споры между собой и оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы так как очень много решалось только злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с гражданским обществом это недопустимо.  

В России уже  немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях  и обязанностях, тоталитарного к  гражданскому обществу (свобода въезда и выезда, слова и мнения, занятий и т.д.). Но, к сожалению, ещё очень сильны стремления с одной стороны власти вмешиваться туда, куда не следовало бы и наоборот, не делать того, что необходимо, а с другой стороны, люди и организации всё ещё ждут, что их проблемы решит за них именно власть. 
 

3. Исторические типы  гражданского общества 

4. Причины возникновения  и основные принципы  правового государства 

  За  время существования науки были  созданы десятки самых различных  теорий и доктрин, высказаны  сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

    На протяжении всей истории  развития человечества особая  роль в решении этих вопросов  отводилась религии. Еще в Древнем  Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», — написано в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII—XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из тога что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение, развитие и упадок государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти.

      Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право — на смену обычаям. При разложении родо -племенных отношений в новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.

Информация о работе Генезис и основные признаки гражданского общества