Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия, сущности и структуры гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ
СРЕДНИХ ВЕКОВ 5
1.1 Основные центры развития идеи гражданского общества 5
1.2 Разработка теории "гражданского общества" Иммануилом
Кантом и Георгом Гегелем. 15
2 ВКЛАД ФИЛОСОФОВ КОНЦА XIX ВЕКА, НАЧАЛА XX
ВЕКА В ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ИХ ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ 21
2.1 Вклад в теорию гражданского общества философов конца
ХIХ века, начала ХХ века. 21
2.2 Основные теории гражданского общества. 27
3 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ 30
3.1 Анализ современных концепций гражданского общества 30
3.2 Признаки гражданского общества 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

 
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Орловская  региональная академия государственной  службы» в г. Брянске

Кафедра конституционного и муниципального права

Специальность 030501 – Юриспруденция

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 

                  Студент

                  Соколова  Л.Г.

                  ЮБЗ-10 

                  Научный руководитель

                  Макуев  Р.Х.

                  Д-р  юрид. наук, профессор  
                   
                   
                   
                   
                   

Брянск 2011 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

1     ПОНЯТИЕ  ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ 

СРЕДНИХ ВЕКОВ                                                                                              5

1.1  Основные центры развития идеи гражданского общества                       5

1.2  Разработка теории "гражданского общества" Иммануилом

 Кантом и  Георгом Гегелем.                                                                             15

2     ВКЛАД ФИЛОСОФОВ КОНЦА XIX ВЕКА, НАЧАЛА XX

ВЕКА В ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО И ИХ ОСНОВНЫЕ                     

ТЕОРИИ                                                                                                             21

2.1  Вклад в  теорию гражданского общества  философов конца

ХIХ века, начала ХХ века.                                                                                21

2.2  Основные  теории гражданского общества.                                              27

3     ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ                         30                    

3.1   Анализ  современных концепций гражданского общества                    30           

3.2   Признаки  гражданского общества                                                           37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                        44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Гражданское общество в настоящее время входит в число центральных тем отечественной  юридической науки. В последние  годы ему посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. Актуальность обращения к теме гражданского общество определяется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

     В недавнем прошлом привычным для  нашей науки и политической практики был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах гражданское общество может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка, средством защиты интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

      Между понятием «гражданское общество» и  однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

     Кроме того, сегодня меняется соотношение  общества и государства, личности и  государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению  к человеку. Основанное на праве  государство из простого инструмента  власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием.

     Таким образом, гражданское общество является необходимым условием для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод. В виду этого их изучение представляется весьма актуальным.

     Целью данной работы является изучение понятия, сущности и структуры гражданского общества.

     Выполнение  поставленной цели потребовало решения  следующих основных задач: 1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества; 2) провести анализ современных концепций гражданского общества; 3) выделить признаки гражданского общества.

 

1     ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО  ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ 

СРЕДНИХ ВЕКОВ 

1.1 Основные центры  развития идеи  гражданского общества. 

      В Европе ХV столетия постепенно утверждались и легитимировались качественно новые отношения между человеком, обществом и государством. Новое Время ознаменовалось формированием и вычленением из целостного человеческого социума гражданского общества и мира политического в качестве самостоятельных, хотя и взаимосвязанных подсистем жизнедеятельности людей. Путь западной цивилизации к гражданскому обществу и правовому государству был отмечен острыми и длительными социальными, политическими и идеологическими коллизиями, включая серию широкомасштабных политических революций. Центральным институтом экономической системы стал рынок, а ее главными принципами - индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Формировался идеал экономического человека, который открыто провозгласил принцип, согласно которому жить в обществе - значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды.

      Таким образом собственность стала  неотчуждаемым правом человека, которому он обязан своим существованием. Эти принципы заложили основы для формирования и институализации новых форм договорных и собственнических отношений. Утвердилась идея первичности личности по отношению к обществу, а общества по отношению к государству. Исторические концепции и практические модели гражданского общества возникли на основе идей и опыта, укорененных в трех различных традициях.

      Один  из корней уходит в глубь европейской- средиземноморской традиции с первыми  зародышами гражданского общества в итальянских городах-государствах времен Ренессанса. Эта традиция хорошо выражена Макиавелли.

      Другой  исторический корень связан с континентально-европейской  традицией, формировавшейся под  влиянием немецкого культурного  круга. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия как одна из первых форм объединения ремесленников, торговцев; первая форма ассоциаций, защищавших их от и оказавших влияние на процесс управления городами.

      Третий  исторический корень, наиболее значимый - это либеральная англо-американская традиция (Джон Локк, отстаивавший собственность на основе естественного права и свободу; Адам Смит, подчеркивавший модернизацию и само регуляцию как необходимые компоненты гражданского общества; Т. Пейн с концепцией минимального государства, подразумевающего самостоятельное гражданское общество и весьма ограниченную роль государства как необходимого зла; А. Токвиль, анализирующего демократию в Америке; Д.С. Милль очертившего образец отношений государства и гражданского общества, не зависящего от него).

      Крупнейший  из мыслителей итальянского Возрождения  Николо Макиавелли (1469-1527) кладет начало прагматической, опытной политической науке. Гражданское общество представляется Макиавелли совокупностью противостоящий интересов - классовых, сословных, партийных. Здесь нет почвы для демократии, поскольку последняя требует от народа должной этической основы - благородства, чести, отваги во всем, что относится к защите общественного интереса и тем более республиканского строя. Иначе говоря, достойного сообщества свободных индивидов. Следуя за Титом Ливием, римским историком эпохи Августа, бывшим для него авторитетом, Макиавелли усматривает причину социальных и нравственных перемен в порче или исправлении нравов. Общество, пораженное стяжательством и только с этим связывающее свое благополучие, неспособно ни воссоздать республиканскую форму правления, ни тем более защитить ее. Пассивное общество, изредка откликающееся на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским. Знаменитый флорентинец первым обосновал мысль о том, что для сохранения и защиты государства правомерно и обязательно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе обман, жестокость и, естественно войну. Государство является целью само по себе, и правитель должен при необходимости принять все возможные меры для сохранения власти. Интересы государства у него приобрели приоритет над всеми другими соображениями. Он боготворил и обожествлял единое и сильное государство, которое, по его мнению, одно и было способно спасти Италию. Макиавелли требовал полной независимости государства от церкви, то есть секуляризации государства и сферы политики в целом. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь ни с какими моральными принципами, руководствуясь максимой "цель оправдывает средства".

      Большой вклад в разработку концепции  гражданского общества вслед за Макиавелли внесла целая плеяда мыслителей Нового Времени. В данном аспекте в некотором роде этапными можно считать такие работы, как "О свободе слова" Дж. Мильтона, "Левиафан" Томаса Гоббса, "Два трактата о государственном правлении" Джона Локка, "О духе законов" Монтескье, "Об общественном договоре" Ж.Ж. Руссо, "Богословско-политический трактат" Б. Спинозы, "Записки по истории гражданского общества" Анри Фергюсоны, работы французских энциклопедистов и др. В этих работах в той или иной степени затрагивались проблемы формирования гражданского общества как особой формы жизнедеятельности людей.

      Так, Гоббс провел четкое различие между  государством - Левиафаном как носителем  верховной власти и подданными, обладающими  при всей их подчиненности этой верховной  власти определенными неотъемлемыми  правами. Здесь интересны рассуждения Гоббса о естественном праве и гражданском или положительном законе. По его мнению, они совпадают как по содержанию, так и по объему. Однако естественные законы, суть которых состоит в беспристрастии, справедливости, признательности и вытекающих из них моральных качествах, в естественном состоянии не являются законами в собственном смысле слова; они лишь располагают людей к миру, милосердию и повиновению. Естественные законы становятся действительными законами только после установления государства. Это уже писаные гражданские или положительные законы, которыми ограничена естественная свобода, дабы люди не вредили друг другу и объединялись против общего врага. Гоббс полагал, что "начало гражданского общества во взаимном страхе". Состояние людей вне общества - война всех против всех. Сохранение мира возможно лишь при наличии единой воли всех людей. Созданное таким образом объединение Гоббс назвал "государством или гражданским обществом" (societas civilis).

      Оценивая  естественное состояние как "войну  всех против всех", Гоббс считал государство институтом, способным защитить индивида от этой всеобщей войны, для чего необходимо ограничить "естественные права" отдельной личности гражданскими законами, передать часть прав верховной власти. Государство, таким образом, несет теперь ответственность перед своими подчиненными, но требует от них полного подчинения власти. Наличие верховной власти суверена - необходимый компонент гражданского общества, которое совпадает с государством. Хотя государство, по Гоббсу, может быть могущественным, авторитарным и репрессивным, все же его главная функция - защита конституционных прав граждан (защита граждан перед лицом внешней и внутренней угрозы, защита экономических прав и т. д.). Так что совпадение гражданского общества и государства выглядит у Гоббса уже "не как поглощение гражданского общества государством, но как их определенное взаимодействие, при котором гражданское общество выступает одновременно и как предпосылка возникновения данного типа государства, и как его принципиальное качество".1 При этом структура гражданского общества выглядит у него многоуровневой: 1) государство, обладающее верховной властью суверена; 2) группы и объединения граждан; 3) отдельные граждане как подданные государя и суверена и как представители тех или иных групп и объединений.

Информация о работе Гражданское общество